По следам
наших публикаций
В 2008 году КАМАЗ выиграл конкурс минобороны на проведение НИР «Платформа»
по созданию специальных колёсных шасси и колёсных тягачей (СКШТ). К 2010
году НИР переросла в ОКР «Платформа-О». Причём КАМАЗ сделал ставку на нетрадиционное
техническое решение: дизель-электрический привод с электромоторами в ступицах
колёс. Плюсы такого подхода очевидны, во-первых, это отсутствие сложной
трансмиссии: нет сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, приводных
валов, дифференциалов, что серьёзно снижает вес шасси. Во-вторых, электродвигатели
развивают максимальный крутящий момент сразу, как только на них подаётся
питание. В-третьих, такая схема позволяет всем колёсам шасси вращаться
с разной скоростью и даже в разных направлениях. В-четвёртых, возможно
использование системы рекуперации энергии торможения. В-пятых, облегчается
обеспечение активной безопасности движения – любые алгоритмы программируются
в блоке управления и могут воздействовать на каждое колесо индивидуально.
Но на КАМАЗе процесс разработки сильно затянулся, о чём мы писали в Демиурге
№ 2 2016 года…
По недавнему сообщению ТАСС: «Семейство высокомобильных модульных электрошасси
«Платформа-О» по рекомендации госкомиссии принято на снабжение Вооружённых
сил России после успешного завершения госиспытаний, сообщил источник в
оборонно-промышленном комплексе. По словам источника, в рамках первой партии
в Вооружённые силы России поступят пять образцов из семейства «Платформы-О»,
разработанных ПАО «Камаз» и изготовленных на площадке АО «Ремдизель»...
речь идёт о машинах грузоподъёмностью 25, 50 и 85 т с колесными формулами
8х8, 12х12 и 16х16, а также о тяжёлом седельном и балластном тягачах (8х8)
для транспортирования военной техники массой до 165 т и буксирования прицепных
систем и самолётов до 400 т.
«Платформа-О» оснащена электромоторами для каждого колеса, не имеет сцепления,
коробки передач, раздаточной коробки, приводных валов, дифференциалов,
что серьёзно снижает её вес. Машина имеет режим так называемого крабового
хода: все колеса поворачиваются в одну сторону, что позволяет двигаться
почти боком. Согласно планам Минобороны, в перспективе произойдёт постепенный
переход оснащения российских подвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь-М»
и «Ярс» от многоосных шасси производства Минского завода колесных тягачей
(МЗКТ) на отечественные электрошасси, созданные в рамках опытно-конструкторской
работы «Платформа-О».
Отметим кстати, что АТТ принципиально спокойно относится к вопросам приоритета
и авторского права, тем более, что авторское право и приоритет не влияют
на обороноспособность России, если патент российский и новинка не уходит
за рубеж. Более того, рубрика «Неиспытанные конструкции» была специально
создана для того, чтобы кто-то, взяв идею из этой рубрики за основу, доработал
её и запатентовал.
Вот, например, как выглядит
«интерьер» башни Т-72 (экипаж гле-то между рычагами)
Поэтому было приятно узнать, что опубликованная в ВМ
№ 1 2016 г. идея о применении жидких метательных веществ (ЖМВ) с целью
упрощения конструкции и, главное, обеспечения детонационного горения в
каморе, а также идея детонационного горения в винтовочных патронах (см.
ВМ
№ 1 2018 г.) уже нашли применение (вполне возможно и скорее всего независимо
от нас).
Надеемся, что в недалёком будущем мы будем ездить на трамваях без обогревающего
атмосферу балласта по рельсам с косоугольными стыками,
проложенными по асфальту из бывших в употреблении
полимеров...
Справочно:
В России разрабатывают гиперзвуковые патроны для снайперских винтовок.
Начальная скорость полёта пули составит около 2000 метров в секунду. Гиперзвуковые
патроны решают целый ряд проблем. Более высокая скорость позволяет минимизировать
влияние внешних факторов на результат выстрела. Кроме того, цель не успеет
уйти с траектории полёта пули, даже если стрельба ведётся с большого расстояния.
По данным разработчиков, пуля с начальной скоростью полёта, превышающей
5 чисел Маха, позволяет вести стрельбу на дистанции до 1000 метров без
корректировки. Патроны будут снаряжены детонирующими химическими веществами
особого состава.
В оглавление