Решение мусорно-дорожной
проблемы
Как известно, существенным
компонентом мусорных свалок в последнее время стали упаковочные материалы
на основе углеводородных полимеров. Дело дошло до того, что всерьёз заговорили
о возврате к бумаге и картону в качестве упаковки. Конечно, бумага и картон
в природных условиях разлагаются сами, а полиэтилен и ему подобные нужно
искусственно утилизировать.
С другой стороны,
проблема дорожного покрытия вообще, а в России в частности, даже если и
решается по качеству поверхности, совершенно не решается в экологическом
плане. Дело здесь, прежде всего, в связующем тех материалов, которыми мостят
дороги – асфальте.
По определению (например,
из Википедии) асфальт (от греч. – горная смола) – смесь битумов с минеральными
материалами: гравием и песком (щебнем или гравием, песком и минеральным
порошком в искусственном асфальте). Природный асфальт – твёрдая легкоплавкая
масса чёрного цвета с блестящим или тусклым раковистым изломом. Плотность
1,1 г/см3, температура
плавления 20-100°C. Содержит 25-40 % масел и 60-75 % смолисто-асфальтеновых
веществ (битумов, асфальтенов).
Битумы
(от лат. bitumen – горная смола, нефть) – твёрдые или смолоподобные продукты,
представляющие собой смесь углеводородов и их азотистых, кислородистых,
сернистых и металлосодержащих производных. Битумы не растворимы в воде,
полностью или частично растворимы в бензоле, хлороформе, сероуглероде и
др. органических растворителях; плотность 0,95 – 1,50 г/см3.
Асфальтены
– наиболее высокомолекулярные компоненты нефти. Твёрдые хрупкие вещества
чёрного или бурого цвета; размягчаются в инертной атмосфере при 200 – 300
°С с переходом в пластичное состояние; плотность около 1,1 г/см3;
в состав асфальтенов входят фрагменты гетероциклических, конденсированных
углеводородов, состоящие из 5—8 циклов, полициклических углеводородов.
Крупные фрагменты молекул связаны между собой мостиками, содержащими метиленовые
группы и гетероатомы. Наиболее характерные заместители в циклах – алкилы
и функциональные группы, например, карбонильная, карбоксильная, меркаптогруппа.
А вот теперь самое интересное:
в Санкт-Петербурге асфальтовое покрытие стирается примерно на 10 мм/год.
Естественно, всё, что содержалось в битуме и асфальтене идёт в атмосферу
города (и в лёгкие горожан), а там очень немало и 3,4-бензпирена, и других
канцерогенов. Если добавить сюда то, что дают истирающиеся в не меньшей
степени покрышки, то вклад курильщиков становится пренебрежимым!
Вот теперь дело
и дошло до «неиспытанной конструкции» – дорожного покрытия со связующим
из материала полимерных упаковок. По своей физико-химической природе эти
упаковочные материалы – ближайшие родственники битума, но они не содержат
ни ароматики, ни канцерогенов. Каковы будут износостойкость и прочие характеристики,
надо проверять, но то, что в экологическом отношении они несравнимы – факт.
Во всяком случае, канцерогенов там точно нет.
Таким образом, пуская на
дорожное покрытие использованную «полиуглеводородную» тару, мы решаем две
задачи: воздух становится чище и объём свалок уменьшается, как минимум,
вдвое. Кстати, основной цвет такого асфальта будет светлым («белый асфальт»),
к тому же, легко окрашиваемым, что позволит наносить «вечную» разметку,
которая будет истираться только вместе с основным слоем.