Решение мусорно-дорожной проблемы
Как известно, существенным компонентом мусорных свалок в последнее время стали упаковочные материалы на основе углеводородных полимеров. Дело дошло до того, что всерьёз заговорили о возврате к бумаге и картону в качестве упаковки. Конечно, бумага и картон в природных условиях разлагаются сами, а полиэтилен и ему подобные нужно искусственно утилизировать.
С другой стороны, проблема дорожного покрытия вообще, а в России в частности, даже если и решается по качеству поверхности, совершенно не решается в экологическом плане. Дело здесь, прежде всего, в связующем тех материалов, которыми мостят дороги – асфальте.
По определению (например, из Википедии) асфальт (от греч. – горная смола) – смесь битумов с минеральными материалами: гравием и песком (щебнем или гравием, песком и минеральным порошком в искусственном асфальте). Природный асфальт – твёрдая легкоплавкая масса чёрного цвета с блестящим или тусклым раковистым изломом. Плотность 1,1 г/см3, температура плавления 20-100°C. Содержит 25-40 % масел и 60-75 % смолисто-асфальтеновых веществ (битумов, асфальтенов).
Битумы (от лат. bitumen – горная смола, нефть) – твёрдые или смолоподобные продукты, представляющие собой смесь углеводородов и их азотистых, кислородистых, сернистых и металлосодержащих производных. Битумы не растворимы в воде, полностью или частично растворимы в бензоле, хлороформе, сероуглероде и др. органических растворителях; плотность 0,95 – 1,50 г/см3.
Асфальтены – наиболее высокомолекулярные компоненты нефти. Твёрдые хрупкие вещества чёрного или бурого цвета; размягчаются в инертной атмосфере при 200 – 300 °С с переходом в пластичное состояние; плотность около 1,1 г/см3; в состав асфальтенов входят фрагменты гетероциклических, конденсированных углеводородов, состоящие из 5—8 циклов, полициклических углеводородов. Крупные фрагменты молекул связаны между собой мостиками, содержащими метиленовые группы и гетероатомы. Наиболее характерные заместители в циклах – алкилы и функциональные группы, например, карбонильная, карбоксильная, меркаптогруппа.
А вот теперь самое интересное: в Санкт-Петербурге асфальтовое покрытие стирается примерно на 10 мм/год. Естественно, всё, что содержалось в битуме и асфальтене идёт в атмосферу города (и в лёгкие горожан), а там очень немало и 3,4-бензпирена, и других канцерогенов. Если добавить сюда то, что дают истирающиеся в не меньшей степени покрышки, то вклад курильщиков становится пренебрежимым!
Вот теперь дело и дошло до «неиспытанной конструкции» – дорожного покрытия со связующим из материала полимерных упаковок. По своей физико-химической природе эти упаковочные материалы – ближайшие родственники битума, но они не содержат ни ароматики, ни канцерогенов. Каковы будут износостойкость и прочие характеристики, надо проверять, но то, что в экологическом отношении они несравнимы – факт. Во всяком случае, канцерогенов там точно нет.
Таким образом, пуская на дорожное покрытие использованную «полиуглеводородную» тару, мы решаем две задачи: воздух становится чище и объём свалок уменьшается, как минимум, вдвое. Кстати, основной цвет такого асфальта будет светлым («белый асфальт»), к тому же, легко окрашиваемым, что позволит наносить «вечную» разметку, которая будет истираться только вместе с основным слоем.