"Бесстуковые"
стыки
-
Какие
у тебя руки грязные!
- Ничем не
отмываются.
- А водой пробовал?
- Водой? Нет, пойду
попробую.
Старый анекдот
Соединение рельсов в
единый
"железный" путь, похоже, представляет собой иллюстрацию этого анекдота.
Сейчас действует более ста только российских патентов, связанных со
стыковкой
рельсов и предназначенных для того, чтобы сделать путь "бархатным" и
при
этом дать возможность рельсам реагировать на смену температур.
Большинство
из них содержат разной степени сложности агрегаты для сварки и
последующей
шлифовки стыков.
Однако,
есть
и патенты, похожие, применительно к анекдоту, на какой-либо
растворитель.
Например, патент РФ № 2336385 петербургского изобретателя Л.Н. Буркова,
реферат которого опубликован 20 октября 2008. На фоне многотонных
агрегатов
решение выглядит весьма изящно:
"В рельсовом
стыке
соединяемые концы рельсов выполнены со срезом обоих концов рельсов под
острым углом к их продольной оси и уложены на две соседние шпалы,
соединенные
вместе стяжками в одно целое"...
Никакой
сварки
и шлифовки, а колесо переходит с одного рельса на другой без удара и
стука.
Однако, пока нигде не видно ни одного такого стыка даже в Петербурге,
где живёт изобретатель и так много говорят об инновациях. Допустим, что
отпугивает сложность крепления, которое у Буркова описано так:
..."Элементы
крепления
выполнены в виде фиксаторов, установленных с равным шагом по плоскости
разъема стыка, длина которого определяется по формуле и концы которого
уложены на две соседние шпалы. Фиксаторы состоят из двух частей: одна в
виде центрального болта жестко соединена с одним из рельсов, а вторая в
виде шаров с пружинами и опорной тарелкой шарнирно соединена со вторым
рельсом с возможностью продольного перемещения одного рельса
относительно
другого. При этом отверстие под центральный болт во втором рельсе
выполнено
продолговатым".
Может
быть,
стоит-таки попробовать "воду"? То есть просто срезать торцы под
углом
градусов тридцать к продольной оси рельса и соединить их самыми
обычными
рельсовыми накладками, без "жёсткого соединения болта с рельсом и шаров
с пружинами"? Так, как показано на рис. 1?
Рис. 1 Стыковка
рельсов
(вид сверху). Тёмным цветом показаны боковые накладки,
скрепляющие отдельные
рельсы между собой
На рисунке вверху -
традиционная
стыковка рельсов, при которой колесо проваливается в стык, внизу -
"безстуковый"
вариант. Хорошо видно, что даже в сильные морозы, при максимальной
длине
стыкового зазора, колесо в стык не проваливается, следовательно,
реализуются
все преимущества "бархатного" пути.
Понятно,
что
при зарождении железных дорог резать рельсы под углом было не просто и
трудоёмко, но при теперешних способах резки этот угол практически
никаких
проблем не представляет. Мы допускаем, что способ Буркова сложноват для
наших ремонтников, но просто обрезать рельс под углом, а дальше сделать
всё то же самое, что они делают на обычном стыке, они, наверное, смогут.
Видимо, действительно,
привычка
- вторая натура! И стучат трамваи и поезда, разрушая себя и окружающее!