"Бесстуковые" стыки
- Какие у тебя руки грязные!
 - Ничем не отмываются.
- А водой пробовал?
- Водой? Нет, пойду попробую.
Старый анекдот
Соединение рельсов в единый "железный" путь, похоже, представляет собой иллюстрацию этого анекдота. Сейчас действует более ста только российских патентов, связанных со стыковкой рельсов и предназначенных для того, чтобы сделать путь "бархатным" и при этом дать возможность рельсам реагировать на смену температур. Большинство из них содержат разной степени сложности агрегаты для сварки и последующей шлифовки стыков.
Однако, есть и патенты, похожие, применительно к анекдоту, на какой-либо растворитель. Например, патент РФ № 2336385 петербургского изобретателя Л.Н. Буркова, реферат которого опубликован 20 октября 2008. На фоне многотонных агрегатов решение выглядит весьма изящно:
"В рельсовом стыке соединяемые концы рельсов выполнены со срезом обоих концов рельсов под острым углом к их продольной оси и уложены на две соседние шпалы, соединенные вместе стяжками в одно целое"...
Никакой сварки и шлифовки, а колесо переходит с одного рельса на другой без удара и стука. Однако, пока нигде не видно ни одного такого стыка даже в Петербурге, где живёт изобретатель и так много говорят об инновациях. Допустим, что отпугивает сложность крепления, которое у Буркова описано так:
..."Элементы крепления выполнены в виде фиксаторов, установленных с равным шагом по плоскости разъема стыка, длина которого определяется по формуле и концы которого уложены на две соседние шпалы. Фиксаторы состоят из двух частей: одна в виде центрального болта жестко соединена с одним из рельсов, а вторая в виде шаров с пружинами и опорной тарелкой шарнирно соединена со вторым рельсом с возможностью продольного перемещения одного рельса  относительно другого. При этом отверстие под центральный болт во втором рельсе выполнено продолговатым".
Может быть, стоит-таки попробовать "воду"?  То есть просто срезать торцы под углом градусов тридцать к продольной оси рельса и соединить их самыми обычными рельсовыми накладками, без "жёсткого соединения болта с рельсом и шаров с пружинами"? Так, как показано на рис. 1?

Рис. 1 Стыковка рельсов (вид сверху). Тёмным цветом показаны боковые накладки,
скрепляющие отдельные рельсы между собой
На рисунке вверху - традиционная стыковка рельсов, при которой колесо проваливается в стык, внизу - "безстуковый" вариант. Хорошо видно, что даже в сильные морозы, при максимальной длине стыкового зазора, колесо в стык не проваливается, следовательно, реализуются все преимущества "бархатного" пути.
Понятно, что при зарождении железных дорог резать рельсы под углом было не просто и трудоёмко, но при теперешних способах резки этот угол практически никаких проблем не представляет. Мы допускаем, что способ Буркова сложноват для наших ремонтников, но просто обрезать рельс под углом, а дальше сделать всё то же самое, что они делают на обычном стыке, они, наверное, смогут.
Видимо, действительно, привычка - вторая натура! И стучат трамваи и поезда, разрушая себя и окружающее!