Запрет на использование этого символа отменять никто не спешит. В Европе и США свастику связывают, прежде всего, с Третьим рейхом и идеологией нацизма. Вот, что писала по этому поводу в 1944 году Большая советская энциклопедия: «Гитлер и немецкие фашисты сделали свастику своей эмблемой. С тех пор она стала символом варварства и человеконенавистничества, неразрывно связанных с фашизмом». (2) Такая категоричность свойственная лишь советским справочникам. В зарубежных энциклопедиях обычно уточняется, что свастика является религиозным символом для последователей индуизма, буддизма и ряда других религий. Однако, употребление свастики в США и Европе наталкивается на утвердившееся мнение о нежелательности присутствия этого знака.Посмотрим, что представляет собой свастика как геометрическая фигура. Обычно свастикой считается крест, лучи которого согнуты под прямым углом в одном направлении. (3) Однако рассмотрение свастики только как разновидность креста исключает целый ряд фигур, которые, по сути, являются свастическими. Под определение свастики как креста явно не попадают 3-, 5-, 6- и им подобные n-конечные свастики, которые вместе с «классической» четырёхконечной свастикой часто являются вариациями одной и той же идеи вращения.
С точки зрения теории симметрии свастика принадлежит к фигурам с полярной плоскостью, точнее - к односторонним розеткам. Фигуры этого класса обладают так называемой особенной точкой, то есть точкой, не имеющей в фигуре себе эквивалентных. Поскольку симметричная фигура получается за счет движения, которое в геометрии называют преобразованием поворота, особенная точка остается единственной и инвариантной относительно всех преобразований фигуры. Свастика обладает лишь одним признаком симметрии – поворотной осью (ею выступает особенная точка). Вокруг последней происходит вращение фигуры. Свастика образуется за счет поворота ее равного элемента (угла, крюка и т.п.) вокруг оси, которая расположена перпендикулярно плоскости вращения.Исходя из центральной точки, лучи свастики могут не только загибаться под любым углом, но и плавно виться, даже ветвиться в зависимости от смысла, заложенного в символе, и предназначения той вещи, на которой он запечатлён.
Споры о происхождении и смысле свастики не утихают с середины XIX столетия. На это в первую очередь повлияло бурное развитие археологии, когда свастика была обнаружена на всех обитаемых материках, причем разнообразие ее видоизменений не мешало существованию сходных вариаций, далеко отстоящих друг от друга в пространстве и во времени. На Среднем и Ближнем Востоке, в Европе, Средней Азии и на Дальнем Востоке, в Северной и Южной Америке, Полинезии и Африке. В отличие от других примитивных знаков, которые могли возникать независимо друг от друга в разных частях света и разные эпохи, свастику стали считать первым символом, сознательно передававшимся по цепи традиций от человека к человеку, от племени к племени, от народа к народу. (4)Само слово «свастика» происходит из санскрита. Санскритское восклицание «свасти!» переводится, в частности, как «благо!» и по сей день звучит в ритуалах индуизма, обрамляя произнесение священного слога АУМ («АУМ Свасти!»). Анализируя слово «свастика», Густав Дюмутье раскладывал его на три слова: su-auti-ka. Su – корень, обозначающий «добро», «благо», превосходную степень или suridas, «преуспевание». Auti – форма третьего лица единственного числа в изъявительном наклонении настоящего времени от глагола as «быть» (= латинскому sum). Ka – субстантивный суффикс. (5)
Существует англосаксонское называние этого знака Fylfot, которое Р.Ф. Грэг производил от fower foot, four-footed, т.е. «четверо» или «многоногий».(6) Само слово Felfot скандинавского происхождения и состоит из старо норвежского fiёl, эквивалента англосаксонского fela или немецкого viel («много») и fort foot («нога»), т.е. «многоножная фигура», triskelion («трехногим»), гамматическим крестом или гаммадионом (так как представляло соединение четырех греческих букв Г, «гамма»). Однако в научной литературе и Fylfot» и другие названия были постепенно вытеснены санскритским названием (7), которое ввел не позже 1852 г. Эжен Бурнуф (8).Являясь одним из 385 вариаций креста, известных по орнаментике и геральдике, свастику идентифицировали как знак: Зевса, Афины, Артемиды, Юпитера-Громовержца, Ваала, Агни, Индры, Брамы, Вишну, Шивы и других богов. Большинство исследователей конца XIX века сошлись во мнении, что свастика является древнейшим арийским (индоевропейским) символом, обозначающим солнце, небо, свет, свечение зигзагообразной молнии и воду. Она также была эмблемой Великого бога, Создателя и Правителя Вселенной. Позже она получила значения, связанные с культом Будды и Христа.
Толкования можно разделить на следующие две половины: одни специалисты обращают внимание на концы свастики и связанную с ним цикличность (здесь видят знак смены сезонов и земледелия), другие - концентрируются на центре, усматривая в нем первопринцип. (9).Эти точки зрения взаимно дополняют друг друга. Существует также большая неопределенность между обозначением и смыслом право- и левосторонней свастики.
На браслете из мамонтовой кости, найденном на стоянке в Мезине (Черниговщина, XXV-XX тыс. до н.э.), протосвастическая сетка состоит из меандров, которые разрежены в двух местах рябью из волнообразных зигзагов. (11) Оттолкнувшись от одного свастического скопления, волны словно бегут к следующему. В эпоху неолита свастика приобретает спиралевидность, часто сливаясь с изображением змей либо иных стилизованных животных.У земледельцев в Анатолии и Месопотамии VII-V тыс. до н.э., обнаружены первые отдельные изображения свастики на глиняных печатях. Последние явно продолжают верхнепалеолитическую традицию (печати из IV слоя в Чатал-Гуюке, 6000-5800 г. до н.э.). (12).
Другим видом изображения свастики являются круговые композиции, состоящие из фигурок людей и животных на керамике из Самары (северо-восток Месопотамии) и Хасилара (юго-запада Анатолии). (13)Крупнейшей цивилизацией Восточной Европы, в рамках которой происходит выделение свастики в особый знак, является неолитическая культура Триполья-Кукутени (VI-III тыс. до н.э.). От энеолитической культуры Триполья ромбо-меандровые и свастические мотивы были унаследованы тшинецко - комаровской культурой и абашевской, срубной и андроновской культурами.
В эпоху бронзы множество находок со свастикой было зафиксировано Генрихом Шлиманом при раскопках в Трое. М. де Змигродски (14) выявил по его материалам следующие разновидности знака: 65 в чистом виде; 114 крестов с четырьмя точками или углублениями; 102 с с 3-мя рукавами; 86 с 5-ю рукавами; 63 с 6-ю рукавами. Итого 420. Большая часть фигур нанесена на круглые пряслица, а также на шары, поделенные секторами. (15).Свастические изображения широко использовались представителями древнеевропейской гальштатской культуры (X-VI вв. до н.э.). Свастика часто встречается на пеплохранительницах той эпохи. Так, разные варианты символа стоят на этрусских урнах из Тосканы. Свастика ставилась на погребальных урнах в Северной Германии. Их можно обнаружить на англосаксонских урнах. (16)
Наиболее ранний образец свастической фигуры на Кавказе обнаружен среди мезолитических писаниц на скале Чуял-Хвараб-Нохо (вблизи аула Чох Гунибского района Дагестана). Так же как и лабиринт, она лежит в основании свастико-спиральных композиций, столь распространенных в традиционном искусстве дагестанцев. (17)В эпоху бронзы свастический узор наносили на свои бронзовые топоры этнические предки западно-грузинских племен колхов (протоколхская культура, кон. III - сер. II тыс. до н.э.). (18) Разветвленные знаки ставились на боевых топорах кобанского и колхидского типов XI-IX вв. до н.э.) (19)
Не уступает Кавказу по распространенности свастики и «бронза» лесной полосы России.Свастики различного вида широко использовали в своей символике скифы. Одним из главных орнаментальных мотивов греко-римского искусства становится свастика. Она украшает статуи Минервы и Афродиты - Ариадны. Свастический меандр с четырехчленными квадратами опоясывает гробницу царя Александра Великого (кон. IV в. до н.э.) Римские постройки в Северной Африке декорированы свастическими мозаиками и рельефами.(21) Защитные свастики наносится на одежду античных воинов в наиболее уязвимых местах.
Памятники поздняковской культуры известны по раскопкам грунтовых могильников в бассейнах Верхней и Средней Оки, Верхнего Поволжья, Десны и на правобережье Средней Волги (XV-XIII вв. до н.э.). Если на раннем этапе поздняковской культуры складывается меандровый бордюр, то на развитом - появляется свастический меандр и ветвящееся свастика, выполненные в технике зубчатого штампа. (20)
В I тыс. н.э. свастика используется славянскими племенами. Клейма в виде свастик поставлены на днища славянских сосудов VIII-X вв. из Мельниковского и Гнездовского (близ Смоленска) могильников, Выползова городища бывшего Ржевского уезда Черниговской губернии. (22) Эти клейма, видимо, обозначали родовую принадлежность, так как по наблюдениям археологов разное имущество горожан или сельских жителей метилось каким-то одним клеймом.Трехконечная свастика вырезана на бронзовой пластине 1230-1240-х годов, найденной в Полоцке (23). Разворачивающаяся свастика найдена на днищах горшков XIV в. из раскопа 4 в Ростиславе Рязанском (Озерский район Московской области) (24). На кирпичах 1-й половины XVII в. Святодуховской церкви Кутеинского Богоявленского монастыря в Орше клейма на кирпичах имеют форму свастики. (25)
Объем свастической символики в балтских культурах едва ли не самый высокий в Европе. (26) Начиная с I-IV вв. н.э. свастика появляется у всех балтов. (27) Не менее широкое распространение свастика получила среди других народов Евразии.Теодор Швиндт относит свастику к побочным мотивам, встречающимся достаточно часто у саамов. (28) Кроме того, саамы (лопари) использовали свастику в числе «рукоприкладных знаков» (фамильных клейм). Прямоугольные свастики вышивались бисером на женском головном уборе шамиш. (29)
Свастикообразные узоры свойственны вышивке всех групп вепсов (летописные весь). (30) Свастики могут сочетаться с изображениями символической птицы. На южновепсской вышивке конца XIX - начала XX в. Пава поставлена на бордюр из сеющих чередующихся свастик двух типов. (31)Накладка XVI-XVII вв со свастиками из Грековского могильника (типичного для марийцев захоронения) является наиболее древним памятником, свидетельствующим об употреблении этого знака. (32) В свадебной обрядности марийцев символизму орнамента (в том числе и свастического) придавалось первостепенное значение.
В орнаменте коми свастические мотивы нередко вписаны в диагонально-геометрические узоры. Это особый тип, состоящий из параллельных полос, промежуточный между бордюром и сеткой.
В вишнуитской мифологии свастика образуется локоном, завитым на груди Вишну.(36) Она перечисляется среди благоприятных знаков на ступнях Кришны, а также на руках и лотосоподобных ступнях Шримати Радхарани. (37)Свастика нередко встречается в исламских каллиграфических надписях, причем указания на сакральный характер каллиграфии содержится в самом Коране (Сура 96).
В петровскую эпоху спиралевидная свастика уступает место классической прямоугольной, которая характерна для западно-европейской стилистики. Император Петр Алексеевич и его супруга Екатерина Алексеевна изображаются на прижизненных гравюрах в обрамлении римского свастического меандра (гравюры Якова Хубракекена, К. Моора).Меандровые ленты из свастик обрамляют потолки, стены и полы дворцов, торжественных залов, присутственных мест и музеев Санкт-Петербурга. Для последней по времени царской четы Романовых этот символ имел, вне сомнения, еще какое-то личное, скрываемое от посторонних значение. На фотографиях, где Александра Федоровна сидит за рулем личного автомобиля, свастика в круге украшает его капот. Императрица велит гравировать свастику на подарках своим ближним, ставит в завершении писем, а 20 декабря 1917 г. пишет своей фрейлине А.А. Вырубовой: «Послала тебе по крайней мере, 5 нарисованных карточек, которые Ты всегда можешь узнать по моим знакам («свастика»)…». (38) На открытках и письмах Императрицы 1917-1918 гг. свастика сопровождает тексты псалмов и молитв, а в дневнике обозначает дни памяти скончавшихся родных и близких людей. (39) Свастика видна на некоторых вещах Государыни, собранных следователем Н.А. Соколовым.
В предреволюционные годы свастическое обрамление имели даже наклейки дел в канцелярии обер-прокурора Святейшего синода.(40) Свастический меандр использовался в оформлении назидательных листов, выпускавшихся Киево-Печерской лаврой в начале XX века. (41)Матрицы для 250, 1000, 5000 и 10000-рублевых банкнотов Временного Правительства (где за двуглавым орлом проступает водяной знак с прямоугольной свастикой) были изготовлены, возможно, еще по распоряжению императора Николая II. Свастику содержали и первые денежные знаки Советской России (например, купюра достоинством в 10000 рублей).
По сообщению В.О. Дейниса, в Центральном государственном архиве Советской Армии имеется приложение к приказу войскам Юго-восточного фронта № 213 за 1918 г., где описана новая эмблема для личного состава: «Ромб 15 Х 11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу пятиконечная звезда, в центре – венок, в середине которого «ЛЮНГТН» с надписью «Р.С.Ф.С.Р.». Диаметр звезды 15 мм, венка 6 см, размер «ЛЮНГТН» - 27 мм, букв - 6 мм. Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный. Звезда, «ЛЮНГТН» и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев), самый венок и надпись - серебром (для красноармейцев - белой краской)».(42) Аббре-виатурой «ЛЮНГТН» обозначена здесь раскручивающаяся свастика.«Ромб» создавался в 1918-1919 гг., когда Красной Армией на Юго-восточном фронте командовал В.И. Шорин (царский полковник, репрессированный в 30-е годы), можно предположить, что таким образом он хотел закрепить преемственность новой армии с прежним российским воинством. Но после 1917 г. звезда постепенно становится главным символом страны.
Свастику часто печатал Э. Филлипс и другие производители почтовых открыток в Соединенных Штатах и Великобритании 1900-1910-х гг., называя его «крестом счастья».(43)До конфронтации с гитлеровской Германией свастику нередко вышивали домохозяйки США и Канады. (44) Она входила в каталог наиболее употребляемых орнаментов. (45) Символом украшались ювелирные изделия, покерные фишки и карты, латунные пуговицы. (46)
Счастливый знак эксплуатировали производители табачных изделий и резиновых прокладок для баночного консервирования. (47) Его ставили на продуктовых упаковках и фруктовой таре. (48)После получения Финляндией независимости, свастика (Haka Risti) вошла в государственную геральдику страны, как символ солнечных лучей. Свастикой украшены почетные цепочки на государственных наградах. (49) В 1930-е годы свастика украшала флаги Эстонии и Латвии, а до того была избрана Вильнюсской комиссией Лиги наций как символ мира. (50)
Со времен Первой мировой войны и вплоть до 1939 г. оранжевая свастика была нашита на наплечные шевроны 45-й пехотной дивизии США. Её четыре ноги соответствовали штатам, откуда набирались солдаты (Аризона, Колорадо, Нью-Мехико и Юта). (52)
Свастику использовали в качестве эмблемы спортивные клубы и цирковые артисты.
К началу ХХ века свастика стала играть важную роль в символике тайных обществ Германии, членом одного из которых в 1918 году стал Гитлер. (53) Интерес тайных обществ к свастике был не причиной ее популярности, а следствием.В конце XIX в. археология пришла к выводу, что среди знаков благополучия и успеха свастика является древнейшим. (54) Национал-социалистической партии была необходима эмблема, с одной стороны, всем известная, с другой - «не засиженная» конкурентами, с третьей - вызывающая однозначно положительную реакцию и способная мобилизовать народ. (55) Гитлер и его сторонники исходили из объективной ситуации в области пропаганды. Свастика идеально соответствовала вышеназванным требованиям. Она была вполне традиционной для христианской Европы, но имела (как утверждали ученые) арийское (индоевропейское) происхождение.
По свидетельству К. Хайдена, биографа А. Гитлера, символ свастики появился рядом с ним на первом публичном выступлении в 1921 году: «Новое красное знамя… с черной свастикой в белом диске было развернуто в первый раз. Эффект был столь ошеломляющим, что даже сам Гитлер был приятно удивлен. Свастика стала одним из самых действенных мистических орудий Гитлера… Неведомая сила исходила от загадочного знака». (56)В 1923 году на съезде нацистов будущий фюрер так объяснил значение партийного флага: белый круг на красном фоне – символ национальной чистоты и силы, черная свастика - призыв к беспощадной борьбе с коммунистами и евреями.
" Очень краткая история одного символа." |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Между тем, среди наиболее известных древних символов (восьмиконечного креста, пяти- и шестиконечных звёзд) свастика является единственным, имеющим функциональный прототип - африканский многолезвийный метательный нож, древнейшие образцы которого гораздо старше древнеегипетской цивилизации. По гипотезе Н.Е. Тверитина, сумевшего с помощью весьма простого и логичного метода "расшифровать" восьмиконечный крест и найти в нём основные физические законы, такие символы применялись мудрецами древности для сохранения и передачи потомкам своих достижений. (С его работами можно ознакомиться, например, Н.Е. Тверитин, "Древние символы и физическая картина мира", "Виртуальный мир", 1997г., а также Н.Е. Тверитин "Графическая физика и культовое наследие", "Виртуальный мир" № 2, 2003 г.). Эта гипотеза находит подтверждение, например, в том, что пятиконечная звезда может рассматриваться как двумерный рисунок тригонального элемента четырёхмерного пространства, а шестиконечная - пятимерного (В.А. Коноваленко, "К вопросу о наглядности многомерных пространств", "Виртуальный мир", № 1, 2001 г.).
Кстати, Н.Е. Тверитиным была предпринята небезуспешная попытка дешифровки одной из разновидностей свастики, но эта работа ещё требует серьёзного и глубокого продолжения.ЛИТЕРАТУРАЦитируется по: Багдасаров Р.В. Мистика огненного креста. Изд. 3-е, доп. и испр. М.: Вече, 2005. 400 с.: ил.
1. Уваров А.С. Христианская символика. М., 1908. Ч. 1. Символика древнехристианского периода. С. 1.
2. htt://www.fotw.net/flags/pa-nat.html .
3. htt://www.sati.arheology/nsc/ru/encyc/term/html
4. Wilson Thomas. The swastika, the earliest known symbol and its migrations with observations on the migration of certain indus-tries in prehistoric times. Washington, 1894 (2nd ed.: 1896). P. 1.
5. Dumoutier G. Le Swastika et la rou? solaire dans les semboles et dans lts caractereres chinois // Revue d^Ethnographie. P., 1835. T. 4. P. 239; Wilson. Op. cit. P. 4.
6. Greg R.P. On the meaning and origin of the Flyfot and Swastika // Archaelogia britannika. 1885. Vol. XLVIII. Pt. 2. P. 298.
7. Wilson. Op. cit. P. 4-5.
8. Burnouf Eugene. Le Lotus de la Bonne Lot. P., 1852.
9. March H. Colley. The Flyfot and the Fothorc Tir // Transactions o the Lancashire and Cheshire Antiquarian Societi. 18886; Wil-son. Op. cit. P. 13; Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994. С. 454.
10. См. лит. по: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994. С. 86..
11. Палеолит СССР. С. 267. Рис. 103.
12. Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. М., 1976. С. 98, 308. Рис. 31.
13. Там же. С. 315. Рис. 47.
14. Zmigrodzi Michael v. Histori du Suastika // Congres Interna-tional d^Anthrop. et Arheol. Prehist. Compte Rendu de al dix-ieme session. P., 1889. H. 474.
15. Wilson. Op. cit. P. 35-47. Fig. 44, 49, 51, 52, 54, 55, 61, 62, 88, 90-93.
16. Idem. P. 59. Fig. 183, 186; Waring J.B. Ceramic Art in Remote Ages. L., 1874. PL. 7.94.; Wilson. Op. cit. P. 59; Waring. Op. cit. Pl. 3. 50.
17. Дебиров Г.М. История орнаментов Дагестана: Возикновение и развитие основных мотивов. М., 2002. С. 35.
18. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Раняя и средняя бронза Кавказа. М., 1994. С. 72-74, табл. 17, 22, 25.
19. Степи европейской части СССР. С. 333. Таб. 28. 15.
20. Janichen H. Bildzeichen der konigglichen Honeit bei den iranischen Volkern. Bonn, 1956. S. 21-23.
21. Wilson. Op. cit. P. 50. Fig. 137.
22. Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956. С. 34; Уваров А.С. Сборник мелких трудов. М., 1910. Т. 1-3. Т. 2. С. 107-108; Марр Н.Я. Средства передвижения, орудия самозащиты и производства в доистории. Л., 1926. Таб. Х. 16.
23. Штыхов Г.В. Древний Полоцк IX-XIV вв. Минск, 1975. С. 69. Рис. 34:9.
24. Коваль В.Ю., Медведь А.Н. Новый памятник средневековой письменности Рязанской земли // РА. 2000. № 1. С. 201-203. Рис. 6.6, 13.
25. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. (сер. «Археология СССР»). С. 68.
26. Кулаков В.И. Знак «сегнерова колеса» в древностях Европы // Гербовед. М., 1997. № 23.
27. Рыжакова С.И. Язык орнамента в латышской культуре. М., 2002. С. 60, 110.
28. Schvindt Theodor. Suomalaisia koristeita: Finnische Ornamente. Helsiugissa, 1894. Hf. 1-4. H. 12, 15. Fig. 112-121.
29. Косменко А.П. Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова XIX-XX вв. Петрозаводск, 1993. С. 79, 85. Рис.70.
30. Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984. С. 136-137.
31. Там же. С. 98. Рис. 24:6.
32. КРИКМ кп 8617. Рис. XXXIII: 6-в.
33. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.;Л. 1963. С. 178. Рис. 107.13.
34. Там же. С. 361-362. Рис. 246.11.
35. htt://www.indiancultureonline.com./Mystica/html/swastika.htm
36. http://www.yogichen.org/efiles
37. http://www.PHILOSOPHY.ru./library/asiatica/indica/authors/rupa/rabha-krishna_ganoddtsa_dipika.html
38. Письма Царской Семьи из заточения.N.Y., 1974. С. 190.
39. «Скорбный ангел». С. 716-723.
40. См., напр.: РГИА. Ф. 797. Оп. 18 и т.д.
41. Блаватская Е.П. Теософический словарь. М., 1999. С. 358.
42. Фитц А. «Звезданулись»: Как звезда и свастика чуть не стали символами Красной Армии // Дайджест. № 13 (44). Перепечатано: Столица. 1991. № 15.
43. http://www.nationalpostcards.com/swastikacover.htm;http://www.dce.harvard.edu/pubs/brattler/1998/spring/lpacitto.html
44. http://www.freedomsite.org/pipermail/fs_discussion/2000-Junt/000432.html
45. Meyer Franz Sales. Handbook of Ornaments; Heller.Op.cit. P. 87.
46. Heller. Op. cit. P. 82-83; http://www.manwoman.net/swastika
47. Heller. Op. cit. P. 84-85.
48. Heller. Op. cit. P. 82.
49. Vapaudenristin ritarikunta: Isanmaan puoltsta. Porvoo, 1997; http://www.fortw.net/flags/pa-nat.html;...fi-pres.html;...in-jain.html;...cn_falun.html
50. Heller. Op. cit. P. 8.
51. Boxer Sarah. Move afoot to detoxify ancient, once-benign swastika symbol // The NY Times. Saturday, July 29, 2000.
52. Heller. Op. cit. P. 86-88.
53. Воробьевский Ю.Ю. Путь к Апокалипсису: Стук в Золотые врата. М., 1997. С. 55, 79, 82-83, 86.
54. Wilson. Op. cit. P. 1.
55. См.: http://www.johmann.net/commentari/german-flag.html
56. Heiden K. Der Fuehrer: Hitler^s rise to power. Boston, 1969. P. 45-46, 142-144.