О пользе санкций
(редакционный обзор)
       3 марта с.г. Рогозин сообщил, что «Роскосмос» в ответ на американские санкции приостанавливает поставки ракетных двигателей в США. Он также сообщил, что госкорпорация прекращает техобслуживание российских ракетных двигателей, поставленных в США ранее. Двигатели РД-180, предназначаемые для поставки в США, будут использованы в новой проектируемой ракете «Союз-6». «Примерно в тех же самых диаметрах, как «Союз-5», только более укороченная ракета «Союз-6» получит двигатель РД-180, который мы долго поставляли в США», – сказал Рогозин. «Союз-6» вместе со схожей ракетой-носителем «Союз-5» будут запускать с космодрома «Восточный» и комплекса «Байтерек», проект которого РФ совместно с Казахстаном реализует на Байконуре.
       Всего, по словам Рогозина, за время сотрудничества с США Россия поставила американским партнёрам 122 двигателя РД-180, из них использовано для запусков – 98. Кроме того, США получили 26 двигателей РД-181. 22 были использованы для запусков. «Осталось у них четыре, это на две ракеты», – уточнил глава «Роскосмоса». Кроме того, «Роскосмос» прекратил сотрудничество с Германским центром авиации и космонавтики (DLR), так как DLR отключил один из двух телескопов обсерватории «Спектр-РГ», которая находится в точке Лагранжа системы Солнце – Земля на расстоянии 1,5 млн км от Земли. Обсерватория предназначена для построения карты всего неба в рентгеновском спектре.
        Возникает вопрос, будет ли Россия участвовать в «разведении яблоневых садов на Марсе»? Этой теме в наших журналах отведено немало места: это «Концепция лунной программы России», «Космические корабли ближайшего будущего», «Проекты авиационно-космических систем», «Перспективы российского космоса». Космическая тематика в наших журналах обсуждалась и ранее. Однако пробиться через «НАСА-филию», «синдром золотого тельца» и «здесь был Вася» до сих пор практически не удавалось. Проломить эту стену помогли наглосаксы своими санкциями. Они наконец-то заставили и «Роскосмос», и РАН осознать, что проводимая Россией космическая политика в широком плане означает «продажу приоритета за чечевичную похлёбку», постепенно, но неотвратимо делая РФ извозчиком и мальчиком на побегушках (в лучшем случае, привратником на американской «МКС»).
        Это осознание – первый плюс атлантических санкций. И похоже, что осознано это всерьёз. «Роскосмос» отказался участвовать в космической гонке за «бабочками и сачками». Об этом сказал Рогозин. «Мы ни в какой гонке не участвуем. У нас своя программа, которая определена РАН. Что они заказывают, то «Роскосмос» и делает в железе. Сейчас не до бабочек и не до сачков для бабочек...», – заявил глава «Роскосмоса». По его словам, госкорпорация будет отправлять человека на Луну только для решения задач, с которыми не могут справиться автоматические аппараты. «Один полёт на Луну, по американским оценкам, будет стоить три-четыре миллиарда долларов, чтобы кто-то по ней поскакал. Нам говорят: «Вы будете в этом участвовать?» Нет, мы не будем в этом участвовать. Нам это вообще не надо», – сказал Рогозин.
        Второй плюс в том, что наконец-то руководство «Роскосмоса» признало необходимость и достаточность «безлюдного» освоения космоса. По крайней мере, Рогозин заговорил о «Служебной орбитальной станции», которая должна работать в режиме посещения. Постоянное нахождение экипажа на ней не предусматривается. Пришло признание пользы автоматов, даже не приносящих прибыли!
        Так, недавно снова откликнувшиеся «Вояджеры» не «перечислили» на счета НАСА ни одного доллара, зато в 2021 году они оба прислали на Землю странные сигналы. По данным на 31 марта 2022 года, «Вояджер-1» находится на расстоянии 14 600 000 000 миль от границ облака Оорта, а «Вояджер-2» – 12 700 000 000 миль, движутся они со скоростью 54 000 миль в час. Пространство на задворках Солнечной системы, там, где они сейчас находятся, видимо, подобно мыльной пене, и зонды услышали движение частиц этой пены, что само по себе очень удивительно. Астрофизик Стелла Окер из Корнельского университета пришла к выводу, что по гулу пены, пойманной датчиками «Вояджеров», можно круглый год измерять не только плотность плазмы, но и движение её частиц. Оказалось, что эта плазма на определённом этапе уже не удерживается гравитацией Солнца и уходит в межзвёздное пространство, до тех пределов, где начинается нечто, совершенно недоступное человечеству.
        Кроме того, «Вояджер-2» прислал данные, согласно которым гелиосфера не сферична, как считалось раньше, а деформирована потоками межзвёздного вещества и имеет множество «заломов», как вмятины на кузове автомобиля. Полная расшифровка всех данных, которые аппараты прислали за много лет, может растянуться на ближайшие десятилетия. Это не удивительно: астрономы привыкли работать во времени и пространстве с миллионами лет, однако, есть надежда, что они, наконец, задумаются о том, правильно ли они «построили» Вселенную. Ведь даже если скорость света в вакууме действительно постоянна и максимальна, то где же во Вселенной этот вакуум есть? А если межзвёздная среда не вакуум, более того, неоднородна, с «заломами», то с какой скоростью в ней движется свет, как он преломляется на «заломах» и, наконец, насколько верны в этом случае расчёты расстояний? Это ведь «катастройка» физической картины мира! Все параллаксы под вопросом, тем более прочие расчёты! Увы, но оценить такие результаты полётов «Вояджеров» в долларах, евро или юанях вряд ли возможно!
        И третий плюс, – санкции, наконец-то, вынудят предприятия «Роскосмоса» добиться 100% импортозамещения. Это не только соображения экономии, но и понимание необходимости перехода на «безлюдную идеологию». Космические туристы, кинофильмы на орбите и всякие им подобные доходные мероприятия не должны мешать основной работе отрасли, тем более быть её критерием. Ни один финансист не считал, во что обходится в затратах интеллекта сотрудников и амортизации оборудования якобы выгодный космотурист, а уж тем более киносъёмки на орбите. Да, наверняка снятый на орбите фильм принесёт финансовую прибыль, но он уже замедлил научный и технический прогресс, это обойдётся в итоге намного дороже. Если экономистам не позволят снова всё урезать, то можно представить такой «столбовой путь развития российской космонавтики»:
        1-й этап – создание той самой служебной орбитальной станции, о которой говорит Рогозин, в виде своего рода депо ТЭМ (транспортно-энергетических модулей), которых необходимо иметь по меньшей мере несколько. Сама станция (созданная заново или из модулей МКС) должна быть расположена в точке Лагранжа Л1 системы Земля-Луна и не требовать коррекции своей траектории. Именно оттуда должны стартовать ТЭМы, забирать с околоземных орбит, разгонять и отправлять к другим планетам (и к звёздам) зонды различного назначения, оснащённые системами «виртуальной реальности». Планетарные зонды, кроме того, должны быть оснащены аппаратурой для проведения всех необходимых исследований «на месте». Доставка «инокамней» на Землю не рентабельна и принципиально не нужна! И без того в сутки на Землю падает 5 – 6 тонн метеоритов, или 2 тысячи тонн в год.
        2-й этап – создание и доведение до полной надёжности системы самолётных стартов (типа «Вьюга») для обеспечения посещения станции временными экипажами. При отправлении к орбитальной станции безлюдных аппаратов и выведения на низкие околоземные орбиты зондов возможны большие ускорения, что возвращает нас к Жюлю Верну с его пушкой (подробнее ВМ № 1 2022).
        3-этап – создание космических роботов с искусственным интеллектом для работы станции в безлюдном режиме и управления планетарными зондами и их аппаратурой.
        По всем трём этапам у РФ есть очень приличный задел, надо только нашим финансистам осознать, что «Роскосмос», как отдельно взятая организация, прибыльным быть не может. Требовать от «Роскосмоса» прибыли эквивалентно, например, требованию к процессу дыхания быть энергетически выгодным. Дыхание принципиально затратно, но расходы на него окупаются с лихвой в организме в целом. Поэтому от космической отрасли ещё можно требовать частичной компенсации затрат, но не более! Прибыль будет в других отраслях, финансистам нужно научиться её считать, а не пытаться превратить поисковую отрасль в источник дохода!
        Поиск отдельно, прибыль отдельно, и не нужно их «миксовать»! К примеру, РКК «Энергия» разработала и запатентовала инженерную луномашину, предназначенную для удаления крупных камней, срезки элементов микрорельефа, разрыхления и других целей. Об этом говорится в описании изобретения к патенту: «Инженерная луномашина содержит несущий ферменный каркас, ходовую часть, пульт и блоки управления, оборудование строительно-землеройного назначения, гусенично-колесные модули с возможностью трансформирования их в колёсные движители и настил», – говорится в документе. На каркасе размещены стойки с поручнями, автономные портативные пульты и площадка для космонавта. Космонавт сможет закрепиться на ней при помощи специальных креплений для ботинок скафандра, полужёсткого упора под ранец скафандра и магнитного фиксатора.
        Космонавт перемещается на луномашине, находясь в вертикальном положении. «При необходимости космонавт освобождается от закрепления ботинок скафандра, с портативным пультом переходит на грунт и управляет процессом разработки грунтов», – отмечается в документе. А отсюда один шаг до дистанционного управления! С помощью луномашины можно очищать и планировать площадку бульдозерным отвалом, разрыхлять грунт тягой машины, копать экскаватором. И сама машина, и её доставка на Луну, тем более Марс, сами по себе чрезвычайно не рентабельны и окупиться могут только опосредованно, например, через рентабельность строительства планетных станций, особенно в дистанционном режиме. Если, конечно, эти самые станции окажутся нужны и полезны!
        Так, например, исполнительный директор «Роскосмоса» по пилотируемым программам Сергей Крикалёв предложил строить из реголита «землянки» на Луне для защиты от радиации на её поверхности. По его словам, «свинца или металла туда много не навозишься», поэтому проще использовать местные ресурсы для возведения «землянок». «Типа землянок, да. Такие проекты были в 1960-е годы, и если сейчас к ним вернуться, нужно будет делать полузаглубленный модуль и сверху каким-то экскаватором засыпать его реголитом, чтобы он защищал космонавтов от радиации, если они там будут оставаться долго», – сказал Крикалёв.
        Разумеется, луномашина будет полезна для добычи полезных ископаемых на Луне (Марсе и т.д.), если инопланетных полезных ископаемых не окажется на Земле!

В оглавление