Перспективы российского
космоса
(Редакционный обзор)
В 21-м веке Россия уверенно и монотонно отступает к третьему месту в триумвирате
ведущих космических держав, постепенно превращаясь частично в рикшу, частично
в космического «слесаря». То, что «Роскосмос» возит грузы и «навтов» на
МКС, вместе с Китаем (если Китай согласится) собирается строить лунную
станцию и даже то, что США летают на российских двигателях, дело не меняет.
Показательны события с утечками на МКС. Небольшая утечка воздуха на МКС
произошла в сентябре 2019 года. В августе-сентябре 2020 года экипаж дважды
закрывал люки в модулях станции, чтобы проверить их герметичность. Весной
во время активной фазы работ по устранению причин утечки воздуха давлении
в камере было на уровне 405 мм рт. ст.
Однако в дальнейшем давление всё равно не перестало падать и в переходной
камере модуля «Звезда», где происходит утечка воздуха из-за трещины, упало
до 154 мм ртутного столба. Для выяснения причин утечек Россия и Соединённые
Штаты создали совместную рабочую группу (работают наши, а комиссия общая!).
Итак, мы в позиции догоняющего, а это, как правило, всерьёз и надолго.
Главных причин такого положения две: финансисты, стремящихся урвать деньги
сейчас (а там хоть трава не расти); «симбионты» (а порой и просто паразиты),
для которых космос кормушка. Отсюда полёты «космотуристов», массовые запуски
чужих спутников и другие коммерческие операции в ущерб основной деятельности.
С весны 2017 года «Роскосмос» сократил российский экипаж с трёх до двух
человек. «У нас летают два человека не потому, что это хорошо, а потому,
что нет денег на запуск ещё одного космического грузового корабля», – сказал
космонавт Котов. В итоге время проведения экспериментов снизилось на 80%.
Нынешние программы РАН, возобновляющие советскую лунную программу прошлого
века, положение не изменят. Всё хорошо в своё время. Китай уже строит свою
национальную космическую станцию, сажает зонды на Луну и Марс, успешно
готовит самолётные запуски спутников и зачастую реализует наши задумки
раньше нас. США распродают Луну и скоро всё-таки сумеют обходиться своими
двигателями... Наши же «Лунники», задуманные 50 лет тому назад, смогут
лишь повторять то, что уже сделают китайцы... Между тем, у нас есть ещё
советский, но успешно продвигаемый в ОПК задел, который пока недоступен
никому из наших конкурентов. Это энергетика на быстрых нейтронах, с которой
не справились ни США, ни КНР, и наши мини (или даже микро) АЭС, серийно
производимые для «Авангардов», «Посейдонов» и других полезных изделий.
В середине прошлого века в ходе экспериментов были найдены оптимальные
материалы для изготовления отдельных компонентов ядерного реактивного двигателя
(ЯРД). Удалось подтвердить возможность получения удельного импульса порядка
850-900 с. Активная зона реактора ЯРД представляла собой цилиндр длиной
около 1 м и диаметром 50 мм. В 1962 году на Семипалатинском полигоне состоялось
более 40 пусков реактора. Реактор был способен решать основную задачу –
нагревать газообразный водород до 3000-3100°K при заданном расходе. На
основе этих разработок Россия может создать космические аппараты нового
поколения, которые обеспечат транспортные операции и в околоземном, и в
межпланетном пространстве.
В госпрограмме «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» была
предусмотрена реализация трёх проектов по направлению «Космос и телекоммуникации».
Один из них – проект создания ТЭМ на основе ядерной энергодвигательной
установки.
Ядерная энергодвигательная установка (ЯЭДУ) – совместный проект группы
предприятий, входящих в состав «Роскосмоса» и «Росатома», направленный
на создание ядерной установки мегаваттного класса для нужд космических
кораблей, в том числе для питания электрического ракетного двигателя (ЭРД).
ЯЭДУ иногда путают с ЯРД, что не совсем корректно, так как ядерный реактор
в ЯЭДУ используется только для выработки электроэнергии. Она, в свою очередь,
используется для ЭРД, а также обеспечивает электропитание бортовых систем
космического аппарата. Для проекта ТЭМ на основе прошлого опыта и предварительных
исследований был сделан выбор в пользу
высокотемпературного газоохлаждаемого реактора на быстрых нейтронах.
Российский космический ядерный буксир «Зевс» (на рисунке) потенциально
способен:
– Очень дёшево доставлять грузы на Лунные станции;
– Быстро и дёшево доставлять грузы и людей на Марс;
– Обеспечивать полёты на спутники Юпитера;
– Обеспечивать старты космических зондов.
В итоге вырисовывается следующая схема радикального изменения ситуации:
после отделения от МКС «Науки» с «Причалом» и другими российскими модулями
на их основе создаётся КС РФ в роли промежуточной площадки предполётной
подготовки зондов различного назначения. Зонды доставляются на КС РФ комплексом
типа «Вьюга» и находятся там в режиме ожидания.
В оптимальный момент находящийся на орбите выжидания ТЭМ забирает зонд
и разгоняет его до плановой скорости в заданном направлении. Именно беспилотные
зонды должны быть во главе угла российских космических программ.
Зонды должны быть снабжены искусственным интеллектом и аппаратурой дополненной
реальности. Внесистемные зонды
– «апостолы Вояджеров» должны быть
рассчитаны на полноценную работу в течение сотен лет, следовательно, их
аппаратура должна получать нужное для такой работы количество энергии в
течение этих сотен лет. Такая программа пока может быть реализована только
Россией на основе ядерной энергетической установки, где наш приоритет пока
неоспорим! На 72-й Международном астронавтическом конгрессе во Всемирном
торговом центре Дубая с 25 по 29 октября под эгидой Международной федерации
астронавтики Роскосмос представил на конгрессе экспозицию, на которой посетители
увидели новый макет модуля «Наука», макет орбитального комплекса «Зевс»
и транспортно-энергетического модуля «ТЭМ».
Программу лётных испытаний нового российского космического корабля «Орёл»
могут скорректировать в связи с отсутствием сверхтяжёлой ракеты для его
запусков в дальний космос, сообщил генеральный директор госкорпорации «Роскосмос»
Дмитрий Рогозин. «С нас никто не снимает задачу обеспечить в декабре 2023
года с космодрома Восточный первый запуск корабля в беспилотном режиме.
Другое дело, что испытания корабля могут быть растянуты в соответствии
с более рациональным графиком с учетом того, что штатная ракета для корабля
«Орёл» – ракета сверхтяжёлого класса, а не «Ангара», – сказал Рогозин.
«В 2023 году мы запуск обеспечим, а дальше определимся, как будем проводить
его лётные испытания. Потому что это корабль лунный, его предназначение
– полёты в дальний космос, значит, для лётных испытаний потребуется сверхтяжёлая
ракета», – добавил он. Как пояснил Рогозин, сохраняются планы использования
«Ангары» для запусков кораблей «Орёл» к МКС, а в перспективе – к Российской
орбитальной служебной станции.
В
оглавление