М.А. Железняк
Коло сапиенс
Cogito, ergo sum
        В журнале «Виртуальный мир» № 1 2011 года в статье «Телепатический социум» шла речь о цивилизации, носители интеллекта которой способны передавать «мыслеобразы» за счёт излучений собственного мозга на расстояние хотя бы в несколько километров. Тогда разговоры о техническом обеспечении такой своеобразной «телепатии» казались далёкой фантазией, однако, как выяснилось, мы сильно недооцениваем темпы собственного прогресса. Пандемия короновируса, надёжным способом борьбы с которой оказалось исключение прямых контактов, на практике показала, что человечество сейчас готово к реализации технической телепатии.
        Во-первых, даже самый примитивный режим видеоконференций уже позволяет осуществить бесконтактный обмен информацией в необходимых объёмах. Во-вторых, для этого достаточно доступа в интернет и смартфона. Пока в этих видеоконференциях не использовалась аппаратура виртуальной реальности даже в её самой простейшей форме. Между тем, уже существует аппаратура передачи не только трёхмерных видеоизображений, но и трёхмерных же осязательных и обонятельных ощущений.
        Комплексы, способные передавать трёхмерные «видеоизображения», которые можно будет потрогать и понюхать, уже не выдумки фантастов, а конструкторские проработки. Более того, посредством 3-Д печати уже «телепортированы» предметы сравнительно сложной структуры: передаваемый предмет срезали тонкими слоями, каждый слой сканировали, сигнал уходил на 3-Д принтер, затем снимали следующий слой. В точке передачи предмет исчезал, а в точке приёма возникал. Процесс был медленным, но предмет передали-таки «по проводам»!...
        К сожалению, такая «телепортация» приемлема только для неживых объектов. Ведь живое существо, помимо физической структуры, неотъемлемо от информационного обеспечения, не сводимого к структуре носителей информации. Да и сама жизнь даже в состоянии зимней спячки сопровождается пусть и очень замедленными, но всё-таки динамическими информационными процессами, которые будут прерваны при «телепортации». Даже передавая со всей возможной точностью физическую структуру живого существа, мы разрушим информционное содержимое! «Телепортировав» тело, мы умертвим само живое существо.
        В связи с этим возникает вопрос о сущности человеческой личности. Успехи пластической хирургии говорят, что личность отнюдь не внешний облик индивидуума. Более того, личность даже не генетика: клон не является дубликатом оригинала. Можно перебрать ещё ряд подобных тезисов и, в конечном итоге, признать, что личность индивидуума это не физическое тело, а его динамическое информационное содержимое. Такая ситуация позволяет пофантазировать на темы дальнейшей эволюции хомо.
        Здесь два направления:
     – бодибилдинг в широком смысле слова – именно на такой путь развития направлен современный спорт – рекордные достижения любой ценой, включая фармакопею, для «спортсменов», рельефно-бессмысленная мускулатура «бодибилдеров» и физическая деградация остальных при роботизации обеспечения социальных нужд;
     – превращение человека в «техно-телепата» – существо, способное к почти мгновенным «телеощущениям» и «теледействиям».
        Первый путь и его последствия очевидны, многократно описаны и обсуждены – рабовладельческий строй на новом техническом уровне со всеми его недостатками и последствиями, в том числе, пресловутыми «бунтами машин». Второй путь тоже потребует определённых изменений тела, прежде всего, в сфере коммуникаций со средой обитания. Для этого рассмотрим, в каких именно коммуникациях нуждается современный человек. Разумеется, на первом месте система жизнеобеспечения. В современной хирургии уже применяют питательные растворы, введение которых в кровь обеспечивает организм всем необходимым. То есть пищевую цепь можно исключить вместе с желудком, кишечником и вообще всеми органами ЖКТ и их болезнями. Оксигенация крови тоже хорошо отработана, значит, и лёгкие вместе с грудной клеткой не требуются.
        Но этого мало – благодаря аппаратуре удалённого доступа конечности тоже не нужны, так как нет необходимости менять свою дислокацию. В итоге от «Хомо атлетикус» остаётся круглая голова со «штуцером» для питательных растворов, кислорода и инфообмена, этакий мыслящий колобок! Его дальнейшее развитие будет идти в сфере информации, эволюция тела станет ненужной, а сохранение вида обеспечит клонирование. В итоге появятся «обители» (элемент такой «обители» показан на рисунке), в которых мыслящие «колобки», подключённые к системе материального и информационного обеспечения, оставаясь на месте, руководят роботизированными процессами, мысленно, но со всеми ощущениями, посещают любые точки Земли и космоса.

Микроячейка «обители»
        Такие «обители» будут располагаться в безопасных местах земного шара, а их обитатели будут максимально защищены от внешних физических воздействий, обладая максимальной свободой в информационном пространстве. Функционально каждый индивид, физически локализованный, например, в Тибете, свободно перемещается в информационном пространстве, управляя роботом в Марианской впадине или в атмосфере Юпитера, контролирует полёт зонда к другой звёздной системе или наблюдает за стадом слонов в индийских джунглях. При этом его индивидуальные ощущения соответствуют виртуальному месту пребывания.
        Поскольку конечный результат в мозгах «колобков» не отличим от результата реального визита, а техника зондирования совершенствуется, цивилизация становится всё более экстенсивной, приводя к минимизации планетарной деятельности! Исчезают каменные джунгли небоскрёбов, железные и автодороги заменяют трубы и кабели, планета становится всё более «зелёной» и «первобытной» при высочайшем уровне автоматического производства и жизнеобеспечения. Существенно изменяется и её космическая экспансия: никаких сфер Дайсона, космических поселений и множества искусственных спутников, излишнего излучения и других заметных извне проявлений – цивилизация уже обустроила свою систему и нацелена на зондирование дальнего космоса.
        Дальнейшей интеграции носителей разума и появления планетарного моносущества типа лемовского «соляриса» в смысле эволюции цивилизации ожидать, видимо, не следует. Это не значит, что «солярисы» невозможны. Дискретность или унитарность планетарной жизни определяет динамика планеты. Периодические процессы – суточные, годичные – требуют от живых существ периодических же реакций (миграций, спячек), но их регулярность допускает адаптацию. Гораздо сложнее обстоит дело с тектоникой плит, благодаря которой условия меняются неповторимо и необратимо: Африка, побывав на южном полюсе, со временем оказывается на экваторе, от неё отделяется Америка, Индийский треугольник переезжает в Азию...
        Мало того, на стыках плит появляются труднопреодолимые горные хребты, рифтовые долины и вулканы. В таких условиях могут выживать только ансамбли живых существ, территориально и генетически распределённые, которые, проходя через гекатомбы вымираний, способны восстановиться за счёт выживших! Вариационный метод в форме естественного отбора нашёл на Земле в дополнение к митозу мейоз с его делением на лабильных самцов и консервативных самок. Мейоз резко повысил шансы выживания, но потребовал дискретности. Поэтому развитые космические цивилизации экзопланет с высокой интенсивностью планетарных процессов, требующих от живых организмов высокой скорости адаптации, – это, скорее всего, цивилизации дискретного типа.
        В пользу этого тезиса можно привести следующие соображения. Сейчас на Земле живут и здравствуют такие странные существа, как слизевики. Они видны невооружённым глазом, хотя состоят только из одной клетки. Некоторые виды в поисках пищи движутся со скоростью до полуметра в сутки, прячась от света и в темноте разыскивая корм. Сейчас известно около 1000 видов слизевиков. Их тело состоит из слизистой массы без твёрдых покровов, но часто с большим, до нескольких миллионов, количеством ядер. Типичные места обитания слизевиков  – разлагающиеся листья и древесина в прохладных, тенистых, сырых лесах умеренного пояса.
        Широко известен слизевик Физарум многоголовый (Physarum polycephalum), часто используемый в экспериментах. Утверждают, что Физарум по уровню интеллекта близок к высшим из социально организованных насекомых (например, к муравьям). Так, группа японских исследователей во главе с Тосиюки Накагаки из Университета Хоккайдо выяснила, что этот слизевик может решать головоломки. Он способен самостоятельно находить выход из лабиринта и передвигаться к еде, выбирая для этого кратчайший из возможных путей. Физарум представляет собой гигантскую клетку, способную образовывать ветвящиеся трубчатые структуры, помогающие искать пищу вокруг организма. Физарум может образовывать эффективные транспортные сети, способные быстро изменяться таким образом, чтобы наиболее эффективно извлекать из окружающей среды питательные вещества.

Физарум многоголовый
        В 2010 г. японские биологи провели эксперимент – они разбросали по рельефной карте Токио и 36 близлежащих городов овсяные хлопья. Чтобы добраться до еды, гриб разросся в сеть, «сравнимую по эффективности, отказоустойчивости и экономии» с железнодорожной системой Японии. В то же время у слизевика нет единого координирующего центра и «воспоминания» о местонахождении пищи зашифровываются в самой архитектуре тела. Эта информация используется затем для принятия решений.
        Размножаются слизевики спорами. Попав в благоприятную среду, спора прорастает. Появляется одноклеточная, часто одноядерная, особь, которая вскоре разрастается до весьма внушительных размеров, и, если находит себе подобных, сливается с ними в единый одноклеточный, многоядерный организм. При этом многие слизевики образуют довольно толстую плотную сплошную субстанцию. Слизевик рода Фулиго может вырастать до 20-30 см в ширину, 2-3 см в толщину и длиной до 1,5 м. А вот как выглядит, например, тубифера ржавая, называемая иногда красной малиновой слизью.

Тубифера ржавая
        Иначе говоря, слизевики вполне жизнеспособны и могли бы образовать всепланетный моноклеточный организм, однако, в земных условиях этого не произошло – хотя слизевики и выжили, на беспокойной Земле с её вулканами, горами и долинами победила дискретная многоклеточная форма жизни. По сути, лемовский «Солярис» – это слизевик планетарного масштаба, возможный субъект моноцивилизации очень-очень спокойной планеты, без вулканов и тектоники.

В оглавление