М.А. Железняк
Новое оружие ...
        Министерство обороны Российской Федерации 19 июля 2018 года обнародовало новые официальные видеосюжеты о перспективных стратегических системах вооружения, объявленных Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в послании к Федеральному собранию 1 марта 2018 года (доступные по открытой печати сведения о них были опубликованы в «Демиурге» № 1 2018 в моей статье «О третьей мировой»).
        Возникает несколько вопросов: во-первых, зачем Путин «рассекретил» эти системы; во-вторых, зачем МО то и дело публикует в сети очередные видеосюжеты об этих системах; наконец, в третьих, почему наши «друзья» из США и НАТО так бурно на них реагируют. Мы наблюдаем сейчас с их стороны все три возможных реакции:
        Ярость – как русские посмели сделать это лучше и раньше нас (подобное мы наблюдали с термоядом и спутником). Это понятно: мы имеем дело с побочным эффектом пропаганды – нас так старательно изображают троглодитами, что начинают верить самим себе.
        Отрицание – «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда» (об этом, например, пишет We Are The Mighty), задача – успокоить «налогоплательщиков», которые могут спросить, зачем нужны АУГ и глобальная ПРО. Ведь видеоролики МО РФ недвусмысленно показывают, что «Кинжал» легко справится с любым авианосцем, а «Буревестник» и «Авангард» столь же легко прорвут любую ПРО и защиты от них нет.
        Наконец, попытки украсть: «Создание управляемых средств, способных двигаться на гиперзвуковой скорости в плотных слоях атмосферы, это во многом исключительно российское ноу-хау. Если полная документация поступит в западные страны, то они могут очень быстро воссоздать такие технологии у себя», считает, например, член Экспертного совета коллегии военно-промышленной комиссии В. Мураховский.
Утром 20 июля в рамках уголовного дела по ст. 275 УК РФ (госизмена) ФСБ начала обыски в ЦНИИмаш (головная научная организация «Роскосмоса») в Королёве и офисе директора исследовательско-аналитического центра Объединённой ракетно-космической корпорации (ОРКК) Д. Пайсона в Москве в процессе расследования возможной утечки данных о гиперзвуковом оружии. «Данные, которые могли утечь, не могут девальвировать наши возможности в сфере боевого гиперзвука. По результатам расследования в России будут сделаны необходимые выводы, чтобы выявить потенциально слабые места в мерах режимной защиты современных гиперзвуковых разработок», пояснил военный эксперт Игорь Коротченко. «Судя по обнародованной информации, в руки иностранных спецслужб могли попасть данные о прошедших испытаниях гиперзвуковых ракет и их результаты, но не более того. Разумеется, это наносит ущерб российским интересам, однако не способно привести к быстрому рывку в развитии гиперзвуковых технологий иностранных конкурентов, поскольку эти данные носили фрагментарный характер».
        Чем же вызвано такое бурное беспокойство наших «друзей»? Ведь о существовании характерных для наших новинок технических решений, определяющих их эффективность, давно известно и США, и НАТО. Прежде всего, это теплоизоляция, позволяющая длительное время сохранять рабочую температуру внутри аппарата при температуре до 2000 градусов на его поверхности. Такая теплоизоляция впервые была применена на «Буране», нет оснований полагать, что она не была использована в «Кинжале», «Буревестнике» и «Авангарде».  В лихие 90-е секреты «Бурана» растащили «по косточкам» все, кому не лень, но, хотя гиперзвуком сейчас занимаются многие, судя по достигнутым скоростям (5-7 М), их теплозащита всё ещё уступает защите «Бурана».
        Вторым важным техническим решением, безусловно, является малогабаритная ядерная энергетическая установка (ЯЭУ). Ядерная энергетика тоже давно использовалась в отечественных аппаратах при освоении космоса. Так, с 1970 по 1988 годы СССР запустил 32 космических аппарата с термоэлектрической ядерной энергоустановкой, а с 1960 по 1980 годы был разработан и прошёл испытания на Семипалатинском полигоне ядерный ракетный двигатель. Всего в СССР было разработано четыре типа ЯЭУ – «Ромашка», «Бук», «Топаз» и «Енисей». Это тем более  не секрет, особенно после падения советского спутника с ЯЭУ в Канаде.
        Ядерная энергодвигательная установка (ЯЭДУ) мегаваттного класса – совместный проект группы предприятий, входящих в состав «Роскосмоса» и «Росатома». Для проекта транспортно-энергетического модуля (ТЭМ) на основе прошлого опыта и проведённых исследований был сделан выбор в пользу высокотемпературного реактора на быстрых нейтронах. Этот выбор особенно ценен потому, что с быстрыми нейтронами во всём мире умеют работать только наши атомщики. Работы были начаты в 2009 году.

Транспортно-энергетический модуль
        Вероятно, нечто подобное стоит и в «Буревестнике», и в «Авангарде», и в «Посейдоне». Не исключено его применение и для питания лазера в «Пересвете» – стоит сравнить габариты боевой машины «Пересвета» с Боингом-747 или «Геркулесом» С-130Н.
       Третье (видимо, примененное в «Кинжале») – спиновый детонационный ЖРД (СДЖРД). Детонационными двигателями и СССР (затем РФ), и США занимаются более полусотни лет. Все идеи конструкции двигателя известны, но создать СДЖРД пока смогли только в РФ. Работа специалистов ВВС США над ДЖРД увенчалась созданием пульсирующего двигателя-демонстратора, который 31 января 2008 года впервые поднялся в небо на экспериментальном самолете Long-EZ. Двигатель проработал... 10 секунд на высоте 30 м. Тем не менее самолёт занял место в Национальном музее ВВС США.
        То есть проблемы, решения которых и обеспечивают уникальность наших новинок, хорошо известны. Нашим конструкторам удалось решить их раньше других, для гонки вооружений это дело привычное, не требующее столь бурной реакции. Как только наши «друзья» сумеют найти аналогичные решения, новинки станут доступны и им. Очевидно также, что рано или поздно это случится.
Вообще-то прогнозы, особенно в изобретениях, дело крайне неблагодарное – предвидеть, когда и кого именно осенит пионерская идея, практически невозможно. В нашу пользу говорит то, что, несмотря на существенное отставание от США, Китая и др. по общему числу патентов, по пионерским патентам мы всё ещё впереди. Дело в том, что цели патентования на Западе – задержать конкурента, поэтому в заявке важна не столько новизна (разумеется, необходимая для патентования), сколько «широта охвата». Налоговая политика Китая стимулирует патентование как можно большего количества мелких идей, обеспечивающее налоговые льготы (в СССР такие патенты расценивались бы лишь как рацпредложения). Российская же система патентования (тем более реализации) настолько «качественно забюрокрачена», что патентовать «мелочёвку» себе дороже и в моральном, и в финансовом отношении. Это, пожалуй, один из немногих случаев, когда излишняя бюрократия приносит явную пользу, – наш изобретатель патентует только что-то сногсшибательное, надеясь на реализацию этого «совсем-совсем нового» (хотя порой и это не помогает!).
        Исходя из этой преамбулы, помня о недостоверности прогнозирования изобретений и работе разведок, попытаемся гипотетически оценить перспективы использования обнародованных МО новинок. Бурная реакция на них, скорее всего, вызвана осознанием (возможно, пока интуитивным) грядущей смены военной парадигмы, смены, аналогичной той, которая произошла в средние века с появлением ружей – латы рыцарей, грозные и дорогие, стали бесполезны (так же, как сейчас, в надвигающуюся эру гиперзвука, авианосцы, крейсера и другие крупные корабли).
        Конечно, не исключено, что в обозримом будущем появятся «плутониевые мушки», собирающиеся в критическую массу на объекте атаки (как у Лема в «Мир на Земле»), но и того, что уже сейчас есть в России, достаточно для обессмысливания «мастодонтов» (крупных надводных боевых кораблей). Поэтому имеет смысл поговорить именно о смене военной парадигмы, вызванной этими новинками. Начнём с «Кинжала».
«Кинжал»:
        В Южном военном округе с 1 декабря 2017 г. заступила на опытно-боевое дежурство авиационная эскадрилья, оснащённая комплексами «Кинжал» с гиперзвуковыми ракетами. «Кинжал» – это высокоточный гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс на базе МиГ-31, способный нести как конвенционный, так и ядерный заряд, дальность действия – свыше 2 тыс. км, максимальная скорость – 10 М. Ракета способна маневрировать на всём участке полёта. За время несения опытно-боевого дежурства уже выполнено более 350 полётов, в том числе более 70 с дозаправкой самолёта топливом в воздухе. Ведутся работы по расширению спектра носителей «Кинжала».

МиГ-31 с «Кинжалом»
«Буревестник»:
        «Буревестник» – гиперзвуковая, низколетящая, малозаметная крылатая ракета с ЯЭУ на быстрых нейтронах, несущая ядерную боевую часть, с практически неограниченной дальностью, непредсказуемой траекторией полёта и обходом рубежей перехвата – неуязвима для всех существующих и перспективных систем ПРО.

Крылатая ракета с ядерным двигателем «Буревестник» (кадр из видео МО России)
«Авангард»:
        Полёт «Авангарда» совершается в плотных слоях атмосферы на межконтинентальную дальность с гиперзвуковой скоростью, максимальное значение которой более 20 Махов. Блок способен осуществлять управляемое маневрирование, как боковое, так и по высоте, что обеспечивает непредсказуемость его полёта для средств ПРО, возможность обхода зон действия их информационных и огневых средств. Кроме того, траектория полёта боевого блока проходит ниже минимальной высоты перехвата заатмосферных огневых средств ПРО.

Планирующий крылатый боевой блок «Авангард»
        Наличие у России только этих 3-х новинок (для производства которых вполне достаточно военного бюджета, даже меньшего, чем сейчас утверждён для МО РФ) делает уязвимыми все локализованные на ограниченном пространстве дорогостоящие объекты от авианосцев до АЭС, заводов и крупных городов.
        Иначе говоря, новая военная парадигма требует диссипации крупных объектов как военного, так и гражданского назначения, а также радикально меняет тактику боевых действий. Бессмысленно посылать каре «больших батальонов Бонапарта» против снабжённого достаточным боезапасом пулемётного дота, тогда как единственный влетевший в амбразуру «Шмель» легко решит задачу. Поэтому даже миллионные армии бессильны против высокоточного современного оружия (пример тому – война в Ираке).
        А при относительно низкой себестоимости новых видов оружия любой значимый локальный объект рано или поздно будет уничтожен. Это касается не только и даже не столько военных объектов, сколько гражданских и, прежде всего, объектов энергетики. Противостоять этой угрозе можно только путём замены крупных АЭС (а затем и ГЭС) малогабаритными мобильными АЭС (примерно такими, как сейчас делает для Арктики Росатом) и совсем уж локальными мегаваттными АЭС на базе военных ЯЭУ на быстрых нейтронах (это и будет подлинная конверсия).
        Параллельно с этим необходимо реорганизовать промпредприятия таким образом, чтобы самым крупным их подразделением был максимально роботизированный цех готовой продукции, всё остальное, от проектирования до печати деталей и узлов, должно быть разнесено в пространстве и работать на уровне локальных цифровых сетей.
        Далее, необходима постепенная деурбанизация крупных городов с населением более 300 тыс. чел. (их в РФ ~ 70 из общего числа чуть более 600), рассредоточением их в города-спутники, а ещё лучше – в коттеджные посёлки. Современные транспорт и связь позволяют это сделать, обеспечив даже больший комфорт по сравнению с нынешними многоэтажными каменными джунглями, хотя и потребуется немало времени.
        А вот для обеспечения этого времени у России есть «Посейдон», названный в Великобритании устройством «Судного дня». Очевидно, Россия не станет применять его первой, но (вместе с «Периметром») это очень хороший сдерживающий фактор для слишком горячих «ястребов».
«Посейдон»:
        Океанская многоцелевая система «Посейдон» является принципиально новым видом морского подводного оружия, основанным на применении беспилотных подводных аппаратов. В декабре 2017 года успешно завершён цикл испытаний ядерной энергоустановки для его оснащения. На полигонах МО РФ проведены испытания по подтверждению динамических характеристик аппарата при осуществлении пусков в реальных условиях и проверке параметров движения аппарата на маршруте в автономном режиме.

Пуск «Посейдона»
«Пересвет»:
        В рамках государственной программы вооружения Космические войска впервые в истории получили новейшее оружие, основанное на новых физических принципах – боевой лазерный комплекс «Пересвет». Преимущества лазера очевидны. Вот что говорит президент Академии геополитических проблем К. Сивков «Лазерное оружие избавляет нас от необходимости вычислять траекторию движения цели, достаточно лишь задать её текущие координаты и она будет поражена»...
        Но ... «для того, чтобы доставить до цели требуемый объём энергии, есть два варианта. Первый – очень короткий импульс высочайшей мощности, который поражает цель и там происходят значительные разрушения за счёт испарения материалов, ударной волны и так далее. Но для такого импульса нужны колоссальные затраты энергии и исключительно высококачественные зеркала, создать которые не так уж просто. И даже с использованием этих зеркал перегрев в самой установке будет достигать таких температур, что может привести к саморазрушению установки»...
        Второй вариант представляет собой длительное воздействие лазера, предполагающее сопровождение цели для экспозиции луча в течение 10-15 секунд. «Если брать в расчёт помехи в виде погодных условий и атмосферных искажений, а также рассеивание и падение мощности луча на большом расстоянии, то обеспечить столь долгую экспозицию очень сложно, если не невозможно. Именно поэтому США свернули проект оснащения самолётов Boeing-747 лазерным оружием для уничтожения баллистических ракет, несмотря на то, что изначально было заказано 12 самолётов», – заметил Сивков.
        «Пересвет» – наиболее уязвимая с точки зрения ДиП (догнать и перегнать) установка – боевыми лазерами много лет занимались в СССР, в США, в Израиле и др. странах... Программа ABL лазера воздушного базирования в США сейчас трансформируется в программу ATL (Advanced Tactical Laser) с установкой боевого лазера не на огромном Боинге-747, а на гораздо более скромном «Геркулесе» С-130Н. Наземный тактический лазер ПВО создаётся в США по программе THEL.
        Схожие проекты пытаются реализовать Германия и Франция, причём французы хотят совместить тактический лазер ПВО (наземного либо корабельного базирования) с пушками и зенитными ракетами, создав поистине универсальный комплекс. Реальный образец лазерного оружия создан в Китае. Он установлен на танке Туре 99 и предназначен для ослепления оптики противника и наводчиков-операторов противотанковых средств...
        Уйти «в отрыв» можно, возобновив советские работы над рентгеновским лазером, который будет проникать под отражающие оптику оболочки и разрушать содержимое. Это позволит существенно снизить поражающую мощность с вытекающими последствиями...

В оглавление