Современные экранопланы

Рис. 1. В России создан новый экраноплан «Стерх-10»
Минпромторг запускает в серийное производство новый экраноплан «Стерх-10», изготовленный ООО ЭО «Орион». На разработку опытного экземпляра министерство выделило около 70 млн рублей. Машина массой 10 тонн рассчитана для полётов на высоте до шести метров и способна перевозить до 20 человек. При этом самый экономичный режим полёта на высоте от 0,8 до 1,5 метров, где экранный эффект наиболее значителен. В отличие от катеров экраноплан может летать надо льдом, снегом и торосами.
Однако в Минпромторге признают, что с заказчиками пока проблема. «Экранопланы с советских времен не заказывает ни одно ведомство ни Минобороны, ни Минтранс, ни Газпром, все ждут результатов разработок. Пока экраноплан реально пытаются применить только пограничники (пограничная служба ФСБ)», пояснил замдиректора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Андрей Курносов.
В то же время он отметил, что с просьбой ускорить разработку экранопланов для Арктики в Минопромторг обратился президент республики Якутия Егор Борисов. «У нас есть его письменное обращение, он считает, что в его условиях это очень удачный вид транспорта», сказал Курносов. Он добавил, что в отличие от самолётов экраноплану не нужна аэродромная сеть, он более экономичен, неприхотлив и всепогоден.
А вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков высказал мнение, что экраноплан должен быть востребован военными. «С военной точки зрения экраноплан невозможно уничтожить ни противосамолётными ракетами, поскольку он слишком низко для них летит, ни противокорабельными, потому что он не касается воды и двигается слишком быстро. Кроме того, за счёт экрана грузоподъёмность экранопланов значительно выше, чем у самолётов с таким же расходом топлива», пояснил Сивков. Согласно техническому заданию Минпромторга, «Стерх» должен в 2015 году заменить старые пассажирские самолеты АН-28 и АН-24.
Новый экраноплан основан на предыдущей разработке «Ориона» – экраноплане ЭК-12П «Иволга», котором в прошлом году заинтересовалась пограничная служба ФСБ. «Стерх-10» выполнен по формуле катамарана и отличается от советских «каспийских монстров», которые сделаны в виде «летающих лодок». Кроме того, часть элементов выполнена у него из композитных материалов.  Крейсерская скорость «Стерха» 250 км/час.
История летающих кораблей
Экраноплан относится к классу морских судов, поскольку способен передвигаться в непосредственной близости от поверхности – на высоте до двух-трёх десятков метров. Такой аппарат способен скользить над водной или земной поверхностью, используя экранный эффект, при котором подъёмная сила обеспечивается потоком воздуха, нагнетающим давление под кораблём. Чаще всего экранопланы используются над водной поверхностью, – она более равномерна по высоте.
Являясь, по сути, гибридом корабля и самолёта, экранопланы выгодно отличаются от обычных кораблей тем, что способны развивать скорость до 250 узлов (460 километров в час), а их перемещение практически не ограничено – моря, реки, болотистая местность, снега, льды и даже суша способны служить для создания «экрана». Но, в отличие от самолётов, экранопланы более живучи, экономичны и способны принимать на борт большие по массе грузы. При этом такие аппараты не нуждаются в береговой инфраструктуре – для посадки им достаточно иметь лишь подходящую по размерам акваторию или участок суши.
В СССР производство экранопланов началось в 1957 году и практически полностью прекратилось в начале 1990-х годов. За это время было построено около 30 таких аппаратов, которые использовались в интересах Министерства обороны. Наиболее известными судами являются экранолёты «Орлёнок» и ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь». Последний был построен в единичном экземпляре и зачислен в состав Черноморского флота (списан в 1990-х годах).

Рис. 2. «Орлята», разработанные ЦКБ «Алексеева» в начале 1970-х годов, способны развивать скорость до 500 км/час и перевозить десант и грузы на расстояние до 1,5 тысячи километров.
Аппарат предназначался в первую очередь для транспортировки 200 бойцов и двух бронемашин. Отличительной особенностью «Орлёнка» была способность переходить в самолётный режим, а также осуществлять посадку не только на воду, но и на сушу, что значительно облегчало проведение десантных операций.

Рис. 3. «Лунь» в полёте
В свою очередь «Лунь», также созданный ЦКБ «Алексеева», перемещался со скоростью до 500 километров в час на расстояние до двух тысяч километров. «Лунь» был вооружён 6-ю сверхзвуковыми крылатыми ПКР ЗМ-80 «Москит».

Рис. 4. «Лунь» на базе
В 1960-х годах ЦКБ «Алексеева» создало и испытало на Каспийском море экспериментальный экраноплан, окрещённый западными спецслужбами «Каспийским монстром» – так разведка расшифровала аббревиатуру «КМ» (корабль-макет) на борту судна. Экраноплан имел размах крыла 37,6 метра, длину около ста метров, а максимальную взлётную массу 544 т. Испытания проводились в течение 15 лет.
В 1980 году прототип корабля потерпел аварию и затонул, после чего проект был закрыт. Причиной катастрофы «КМ» стала ошибка пилота, который при взлёте слишком высоко поднял нос экраноплана, в результате чего машина почти вертикально пошла вверх. Для исправления ситуации лётчик снизил тягу двигателей и ошибочно сработал рулём высоты, в результате чего «КМ» завалился на левое крыло, ударился о воду и утонул. По утверждению конструкторов и испытателей, «КМ» был очень живучим и «нужно было сделать нечто из ряда вон выходящее, чтобы угробить его».
В настоящее время разработки в области экранопланостроения в России ведутся частными компаниями на собственные средства. В 2000 году ОКБ «Сухого» представило экранолёт С-90, способный перевозить до 4,5 т грузов на высоте от 0,5 до 4000 метров. Дальность полёта аппарата составляет около 3000 км.
«Арктическая торгово-транспортная компания» занимается выпуском пассажирских пятиместных экранопланов Акваглайд-5, а московское НПК «Трэк» производит экранопланы «Иволга». Последние уже принимаются на службу в МЧС. В самом ЦКБ «Алексеева» сегодня выпускают экранопланы «Волга-2», «Ракета-2» и «Стриж».
Отдельного внимания заслуживает проект Бе-2500 «Нептун» Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева. В рамках проекта создается сверхтяжёлый гидросамолет-экранолёт грузоподъёмностью до тысячи тонн. Размах крыла такого аппарата составит 125 метров, а длина фюзеляжа – 115 метров. В экранном режиме он сможет развивать скорость до 450 километров в час, а в самолётном – до 750 километров в час. Дальность полёта аппарата составит около 16 тысяч километров.
За рубежом: догнать и перегнать Россию!
Любопытно, что многие иностранные компании в настоящее время ведут собственные разработки в области экранопланов, используя советские наработки. Так, в 1990-х годах Госкомоборонпром и Министерство обороны России организовали для американских специалистов экскурсию на базу ЦКБ «Алексеева» в Каспийске, где был подготовлен к вылету экраноплан «Орлёнок». Американцам было разрешено вести фото и видеосъёмку.
В 2004 году концерн Boeing начал реализацию проекта Pelican, в рамках которого планируется построить крупнейший в мире экраноплан. Размах его крыльев составит 152 метра, а длина фюзеляжа — 122 метра. Аппарат сможет развивать скорость до 240 узлов (445 километров в час) и перевозить грузы массой до 1,2 тысячи тонн, например, 17 танков M1 Abrams и десант. Дальность полёта экраноплана составит около 16 тысяч километров.
Помимо военного применения, экранопланы сегодня могут быть полезны и в гражданской области. В частности, международные маршруты таких аппаратов будут значительно короче используемых железными дорогами или кораблями. Экранопланы будут полезны и при проведении спасательных операций, поскольку обычные корабли не обладают достаточно высокой скоростью, а вертолёты – большой вместительностью.
В настоящее время созданием экранопланов в США занимаются несколько частных компаний, выпускающих двухместные пассажирские аппараты. На Тайване разработка экранопланов началась благодаря бывшему конструктору ЦКБ «Алексеева» Дмитрию Синицыну, который в 1992 году перешёл на работу в тайваньскую компанию Amphistar. По условиям договора найма, Синицын получал финансирование, а в обмен передавал компании патенты и права на создаваемые транспортные средства. В случае прекращения финансирования все права и патенты возвращались конструктору. Выпускаемые в настоящее время аппараты Amphistar способны развивать скорость до 150 километров в час и перелетать на расстояние до 600 километров.
Собственные разработки также ведет Китай, уже создавший гражданский экраноплан Tianyi-1. Этот экраноплан совершил первый полет в 1998 году, а с 2000 года поступил в открытую продажу. Помимо него был создан также грузо-пассажирский аппарат Tianxiang-2 и создается 50-местный Tianxiang-5. Исследования в области экранопланостроения также ведут Япония, Южная Корея, Германия, Новая Зеландия и Австралия.

К основной статье