Д-р Ал-ов
Путь России
С момента распада СССР все, начиная от правящей элиты и заканчивая алкоголиком без «определённого места жительства» озабочены поиском национальной идеи. Вот только ведётся он довольно странно. Прежде всего, никто из «поисковиков» не удосужился определить даже для самого себя, что же именно он ищет – не определён ни один из терминов: ни сама «русская национальная идея» (чем она должна отличаться от, скажем, французской), ни «русская нация» (а может быть, и вовсе не русская, а российская?). Иначе говоря, налицо принцип русской (а может быть, татарской) сказки «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Так искать можно до бесконечности, притом с нулевым успехом!
Сдвинуть дело с мёртвой точки можно только, удалив из сказочного принципа все «не». Это мы и попытаемся сделать. И начнём с «русского народа», с вопроса: кто населяет Россию? Русские или нет? Если в России живёт российский народ, то какой он нации? Ведь только на Северном Кавказе наций и национальностей больше, чем во всей Западной Европе. Однако, если покопаться в генеалогии, то вполне может оказаться, что казанский татарин и кореннной москвич в примерно равных долях и славяне, и тюрки, и финно-башкиры, и ещё много чьи потомки. Да и живут москвичи в городе с финно-угорским названием!
А если российский народ многонациональный, то что же это такое – многонациональность? Тем более, что эта многонациональность не мешала дружно и в одном строю сражаться за Россию и в Грюнвальде, и в Манчжурии, вместе партизанить в брянских и смоленских лесах против поляков, французов и немцев. А точнее, против совокупных сил Западной Европы, ведомых то тевтонами, то Сигизмундом, то Наполеоном или Гитлером. И каждый раз вся или почти вся Западная Европа против России! То есть многонациональный конгломерат против многонационального государства.
Вообще-то говоря, изобретённый в СССР термин – «советский народ» – довольно адекватно отображал эту многонациональную общность. Кстати, «советский народ», тот самый столь нелюбимый прозападными либералами «совок», был на порядок образованнее, умнее и креативнее западноевропейцев. Терять эти позиции мы начали, ввязавшись в болонский процесс, посредством которого нас успешно тянут назад, к средневековым университетам с их начётничеством (ЕГЭ), в том числе, и с помощью рейтингов.
Так, может быть, дело не в нациях? И искать надо не «русскую национальную идею», и даже не «русскую идею»? Но тогда что же связывает воедино народы России? Прежде всего, определимся с терминами. Вот что говорят по этому поводу толковые словари: Как видим, генеалогия отсутствует во всех этих определениях, зато везде есть общий язык и, главное, территориальная общность. Более того, провести чёткую границу между народом и нацией по этим определения трудновато. Но факт остаётся фактом: народ России многонационален. И такого разнообразия нет больше ни в одной стране! С этим нужно считаться, придумывая объединяющие понятия, чтобы выдуманная общность была принята реальной общностью. И здесь может оказаться полезным ещё одно общеизвестное понятие – «менталитет». Большой Энциклопедический словарь говорит:
Менталитет(ментальность) (от позднелат. mentalisумственный)образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.
Вот это уже ближе к теме – способ мышления, мировосприятия личности или социальной группы, связанный с фенотипом, с воспитанием и реальными условиями жизни. Менталитет гораздо более существенен для жителя России, чем генеалогические изыски. Важна и территориальная общность, но постольку, поскольку она определяет условия существования, становления фенотипа. Сравним некоторые менталитеты: Однако, и западноевропейский, и арабский менталитет предполагает изоляцию, следовательно, индивидуализм. Иное дело, Россия. На её территории ресурсов всегда было больше, чем могло использовать её население. В то же время притоку народов извне в значительной степени препятствовал её климат: ведь Россия – единственная густонаселённая страна мира со среднегодовой температурой ниже нуля. Чтобы жить в ней, нужно выполнять условие: «хочешь жить, умей выживать». Такого требования природа не предъявляет к человеку больше нигде! Отсюда и российская изобретательность, и характерная черта российского менталитета – коллективизм, – сообща легче и ресурсы осваивать, и за жизнь бороться.
Именно поэтому следует признать, что так называемые «общечеловеческие (читай, западноевропейские) ценности» в России неприменимы. Несмотря на внешнюю (как всё европейское) привлекательность, европейские социальные принципы и «ценности» ведут в тупик деградации коренного населения, в том числе, и демографической, что с каждым днём становится всё очевиднее. «Европейская цивилизация» всё более и более становится похожей на Римскую империю периода её распада, с её лозунгом «хлеба и зрелищ!».
Для России справедливо «один за всех и все за одного»! Европейскому индивидуализму мы должны противопоставить коллективизм. Это заложено в российском менталитете, это должно стать краеугольным камнем российской национальной политики! А также гражданского и уголовного права. Конечно, это не означает отказа от защиты прав конкретного человека, но при прочих равных условиях преступления против общества должны считаться более тяжкими и наказываться более жёстко, чем против личности.
Коллективизм в России жизненно необходим, его нужно взращивать и всемерно охранять! Конечно, прежде всего необходимо выйти из «болонского процесса», восстановить российско-советскую систему обучения и перестать обращать внимание на европейские рейтинги ВУЗов (подробнее). Это и есть наша национальная, она же народная, она же русская, она же российская, et cetera, et cetera идея. А поиском своей «национальной» идеи пусть занимается ЕС. Этого занятия им хватит надолго!