Рейтинг Высших
учебных заведений
Академический рейтинг
университетов мира
Академический рейтинг
университетов мира (англ. ARWU) составляется в институте высшего образования
Шанхайского университета Цзяо Тун и включает в себя основные высшие учебные
заведения, ранжируемые в соответствии с формулой, которая учитывает:
-
выпускников-лауреатов Нобелевской
или Филдсовской премии (квота 10 %),
-
сотрудников-лауреатов Нобелевской
или Филдсовской премии (квота 20 %),
-
часто цитируемых исследователей
в 21 категории (квота 20 %),
-
статьи, опубликованные в
журналах Nature или Science (квота 20 %),
-
индексы цитирования для
естественных и гуманитарных наук Института научной информации (англ. Institute
for Scientific Information, ISI) Science Citation Index и Social Sciences
Citation Index, а также индексы ведущих журналов Arts and Humanities Citation
Index (квота 20 %),
-
размер этого университета
(квота 10 %).
Результаты рейтинга за 2003
– 2010 гг. доступны в Wikipedia на англоязычной странице Academic Ranking
of World Universities. От России присутствуют Московский государственный
университет им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный
университет (в пятой сотне). Да и МГУ уверенно движется к трёхзначному
месту:
2004 – 66 место,
2005 – 66 место,
2006 – 70 место,
2007 – 76 место,
2008 – 70 место,
2009 – 77 место,
2010 – 74 место,
2011 – 77 место,
2012 – 80 место.
Это и неудивительно. Авторы
методологии и составители ARWU Лю Няньцай и Чэн Ин объяснили, что первоначальной
целью этого рейтинга было желание «выяснить разрыв между китайскими
университетами и университетами мирового класса, в частности, с точки зрения
академической и научно-исследовательской деятельности». А если вспомнить
расхожее в начале 21-го века определение университетов США – «высшее
учебное заведение, где русские профессора учат китайских студентов»,
– специфика рейтинга ARWU, её направленность на США, станет очевидной.
Именно эта нацеленность на «академическую и научно-исследовательскую
деятельность» и определила выбор показателей для рейтинга.
Креативность
не интересовала Лю Няньцая и Чэн Ина, она и не вошла в число критериев
их рейтинга. Поэтому-то МГУ, выпускники которого сделали открытий больше,
чем выпускники любых других университетов мира, в том числе, и занявших
первые места в рейтинге, МГУ, за выпускниками которого, вопреки рейтингу,
по-прежнему весь мир продолжает охотиться, оказывается в хвосте! Так же,
как и другие наши ВУЗы, которые ещё устояли перед болонским натиском.
Рейтинг THE
Все последующие рейтинги
университетов и колледжей брали за основу ARWU, меняя только удельные веса
показателей. Поэтому техническим вузам в таких рейтингах просто нет места,
да и российским университетам с их традициями служебного роста сотрудников
именно по креативности заранее отведены непрестижные места. Исключение
составляет рейтинг THE, составляемый британским изданием Times Higher Education.
В нём учитываются 13 параметров, поделённые на 5 блоков: образовательная
деятельность, исследовательская деятельность (доход от неё принимается
во внимание, но THE признает, что это «противоречивый» момент, и оценивает
его в 6 процентов от общего рейтинга), цитируемость, инновационность (он
весит лишь 2,5 процента) и международная привлекательность.
По сути дела,
это рейтинг «адиабатности» вуза, «натуральности его хозяйства». Вузы, занимающие
первые места в этом рейтинге – предприятия, максимально изолированные от
внешней среды, потребляющие извне только сырьё – абитуриентов – и
производящие из них «товар» (специалистов), за который платят и только.
Что будет с ними в дальнейшем, принесут ли они пользу или вред – совершенно
не существенно. Почти как ГМО – главное, чтобы покупали, а если покупатели
потом вымрут, уже не важно – товар продан!
Рейтинг Минобрнауки
О намерении разработать
свою систему оценки вузов Минобрнауки объявило в ноябре 2011 года. Предварительный
перечень из 46 пунктов, поделенных на 4 блока, был утверждён 19 июня 2012
года, а окончательный – 47 параметров в 5 блоках – 9 августа.
Первый блок
касается собственно образовательной деятельности. В нем учитываются 12
параметров: средний балл ЕГЭ у поступивших на бюджетное и на платное отделения,
средний балл ЕГЭ по профильным специальностям, число победителей Всероссийской
олимпиады школьников, процент профильных олимпиадников, целевиков, магистрантов
(и отдельно – магистрантов, ранее обучавшихся в другом вузе), число аспирантов
на 100 студентов, процент обладателей научной степени среди профессорско-преподавательского
состава и процент обучающихся на курсах повышения квалификации представителей
других организаций.
Второй блок – научно-исследовательская
деятельность – включает 17 критериев. В их числе цитирование и публикации
в Web of Science, Scopus и РИНЦ, доходы от научных и конструкторских опытов,
количество лицензионных соглашений, процент дохода от правообладания, процент
молодых учёных, защитивших диссертации за последние три года, число полученных
грантов и издаваемых вузом научных журналов. Самым важным критерием из
всех является общий объём научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, измеряемый в тысячах рублей.
Третий блок
(9 параметров) оценивает вузы с точки зрения международной деятельности.
Он учитывает процент иностранцев (страны СНГ и весь остальной мир считаются
отдельно) среди выпускников, студентов и аспирантов, процент иностранных
сотрудников, процент студентов, отучившихся за границей хотя бы семестр,
и процент иностранцев, отучившихся в России хотя бы семестр, а также доходы
из иностранных источников – отдельно на научную и образовательную деятельность.
Таким образом, получается, что чем больше зарубежных грантов получает российский
вуз, тем более эффективным он кажется Минобрнауки.
Хотя доходы упоминаются
чуть ли не в каждом блоке, финансово-экономической деятельности посвящен
специальный раздел. В него входят пять критериев: доходы вуза из всех источников
в расчёте на одного сотрудника, доходы вуза от деятельности, приносящей
прибыль (опять-таки в расчёте на одного сотрудника), доходы вуза от всего,
кроме основной деятельности и аренды (вновь в расчёте на одного сотрудника),
отношение средней зарплаты сотрудников к средней зарплате по региону и
доходы вуза из всех источников в расчёте на число студентов.
Наконец, в пятом
блоке (4 параметра) речь идёт об инфраструктуре: площадь помещений на одного
студента (подпараметрами являются площадь в собственности, в оперативном
управлении и в аренде), количество компьютеров и учебной литературы на
каждого студента, а также процент оборудования не старше пяти лет.
Впрочем, в итоге «неэффективность»
вузов определяется не по всем 47 критериям, а только по пяти наиболее значимым
– по одному из каждого блока. Таковыми считаются:
-
средний балл ЕГЭ (нижний
порог – 60 баллов для вуза, 50 для филиала),
-
объём научных работ на одного
научного сотрудника или преподавателя (50 тысяч рублей для вузов, 1700
рублей для филиалов),
-
процент выпускников-иностранцев
(0,7 для вузов, 0 для филиалов),
-
доходы из всех источников
на одного сотрудника (1,1 миллиона рублей для вузов, 700 тысяч рублей для
филиалов),
-
площадь зданий на одного
студента (11 квадратных метров для вузов, 0,9 для филиала).
Для филиалов, помимо этого,
важны три других параметра: число выпускников (их должно быть не менее
220 человек), процент штатных сотрудников с научной степенью (0,6) и процент
штатных сотрудников среди всего научно-преподавательского состава (0,64
процента).
При этом к московским
и петербургским вузам требования несколько строже, чем в среднем по России:
средний балл ЕГЭ – 63 балла, 3 процента иностранных выпускников, полтора
миллиона рублей дохода, 13 квадратных метров на человека, а объём научно-исследовательских
работ – 95 тысяч рублей для Москвы и 75 тысяч – для Петербурга.
Неэффективными Минобрнауки
признало те вузы, которые не преодолели минимальный барьер по четырём или
пяти основным параметрам, и те филиалы, которые не преодолели его по пяти
и более показателям из восьми. Именно это решение и вызвало острую реакцию
и в обществе, и в самих вузах. Примечательно, что среди действительно неэффективных
вузов оказались все так называемые «творческие» вузы.
Видимо, «дефективность
эффективности», определённой по рейтингу Минвуза, связана именно с заимствованным
из зарубежных рейтингов «экономическим» уклоном и полным забвением оценки
креативности и самого вуза, и его выпускников. Видимо, из рейтинга Минобрнауки
следует исключить «цитируемость» (ведь очевидно, что в англоязычных странах
прежде всего будут цитировать англоязычные работы!) и ввести «креативность»
в виде, например, отношения количества объектов интеллектуальной собственности
к численности штатных сотрудников.
Можно быть уверенным, что
такое изменение рейтинга уже через несколько лет вернёт Россию на то место,
которое она занимала во второй половине ХХ века (60% мировых открытий и
80% мировых пионерских изобретений). Ведь и сейчас российские изобретатели
и учёные творят новое, вот только патентуют его за рубежом!