В
2007 году в Москве увидела свет работа А.П. Никонова «Свобода
от равенства и братства. Моральный кодекс строителя капитализма».
Казалось бы – велика важность – работ на подобные темы в
последние годы выходит чуть меньше, чем детективов. Но дело в том,
что Никонов далеко не рядовой писатель. Мало того, что он очень умный
и эрудированный человек, он ещё и очень хорошо информирован. Кроме
того, он прекрасно владеет словом, и эта его работа представляет
собой изумительно сбалансированную систему откровений и умолчаний,
разоблачений и оправданий, с точно рассчитанной на
читателя-интеллигента дозой юмора. Всё это предназначено для того,
чтобы доказать довольно спорный тезис о преимуществах капитализма и
его идейной базы – эгоцентризма. Вот как говорит о своих целях
сам автор:
<...>«Цель
этой книжки –
показать,
как меняется наша жизнь в условиях всеобщего отупения. Как она должна
измениться, чтобы человечество вновь не скатилось в трясину Нового
Средневековья. И как жить умным среди тупых.
<…>
то, что мы называем человеческими недостатками (эгоизм, жадность,
леность и пр.) самым парадоксальным образом выстраивает удивительное
здание планетарной цивилизации со всеми его узорными финтифлюшками в
виде комфорта и гуманизма. Да здравствует жадность и
эгоизм!
<…>Деньги
–
это
воплощенное добро. Деньги нужно любить бескорыстной любовью. Потому
что деньги –
это
сила. Деньги –
это
свобода. Деньги –
это
достоинство. Деньги –
это
мерило успеха... Любите их, и они к вам потянутся. Деньги и влияние –
главные
мерила вашей ценности на этой земле. Все остальные мерила –
просто
утешительный приз для отстающих».
Здесь прервём
цитирование и обратим внимание на «маленькую» деталь –
именно
там, где расположены «передовые» страны,
которые руководствуются именно
этой «новой моралью», природа либо уничтожена, либо
доведена до не восстановимого состояния. Но у Никонова готов ответ:
<…>
«Есть мнение, что в середине ХХ века мир прошел переломную
точку в своем развитии (люди, кичащиеся своим умом, к коим,
безусловно, относится и автор, любят называть такой перелом “точкой
бифуркации”). У многих наблюдателей создалось впечатление, что
цивилизация покатилась куда-то не туда. От больших свершений,
покорений и завоеваний, в том числе технического плана – в
сторону дивана и кресла-качалки. От величайших прорывов человеческого
духа – в сторону массовой дебилизации и отупения. От симфоний –
к масскульту».
Он
совсем не одинок. К примеру, все романы и философские работы Айн
Рэнд, на которую время от времени ссылается Никонов, посвящены
эгоцентризму. Во всех сквозит одна и та же мысль:
<…>
«Пока вы не поймете, что деньги –
корень
добра, вы будете разрушать себя. Когда деньги перестают быть
инструментом отношений между людьми, таким инструментом становятся
сами люди –
в
руках других людей. Уходите без оглядки от любого, кто скажет вам,
что деньги –
зло.
Эти слова –
колокольчик
прокаженного, лязг оружия бандита. С тех пор как люди живут на земле,
средством общения для них были деньги, и заменить их в качестве
такого средства может только дуло автомата».
Да,
говорит Никонов, деньги – великий гуманизатор. Или, словами той
же Рэнд:
<…>
«Либо новая мораль, основанная на рациональной личной выгоде,
и, как следствие –
свобода,
справедливость, прогресс и счастье человека на земле. Либо –
старая
мораль альтруизма, и как следствие –
рабство,
насилие, непрекращающийся террор и печи для жертвоприношений».
Как
считает Никонов, то, что уже написала Айн Рэнд, непременно нужно было
написать,
<…>
«чтобы
вот так вот –
шаг за шагом, булыжник за булыжником показать дорогу в ад, вымощенную
камнями социальной справедливости. И то, что сейчас происходит в
России, имеет своей прямой причиной развал СССР, когда страна
пикировала, подобно рэндовской Америке, и едва-едва вышла из этого
пике в сантиметре от земли, потеряв от перегрузок часть себя и едва
не развалившись полностью».
<...>«Один-единственный
хороший лозунг был у коммунистов –
“Начни с себя!” –
да и тот они использовали через наоборот».
А
надо было по Никонову:
<...>«Начни
строить благополучие этого мира с себя и своей семьи!»
И
вот тогда-то весь мир станет жить благополучно. Целью существования,
считают и Никонов, и Рэнд, является материальное благополучие.
<...>«А
если так, то деньги –
это воплощённое добро. Деньги нужно любить бескорыстной любовью.
Потому что деньги –
это сила. Деньги –
это свобода. Деньги –
это достоинство. Деньги –
это мерило успеха»...
Далее
следуют панегирики рынку, частной инициативе и прочим прелестям
капитализма, краеугольным (и единственным) камнем которого является
эгоцентризм, и сравнение его с социализмом, причём далеко не в пользу
последнего. Вот как это звучит:
<…>
«Чем
принципиально отличается социализм в его чистом, тоталитарном виде от
чистого идейного капитализма? Социализм говорит: “Мы приходим к
власти ради народа. Мы не допустим, чтобы одни имели все, а другие
ничего. У нас все будут примерно равны в своем богатстве. Мы будем за
этим строго следить. Мы найдем управу на зажравшихся капиталистов,
жиреющих на народной крови! Наш лозунг: Все во имя человека, все для
блага человека!” Капитализм
говорит: “Все имеют право быть сытыми, довольными и
счастливыми. Но за свое персональное счастье каждый отвечает сам.
Задача государства –
обозначить
рамочные условия, в которых каждый может предпринимать все, что ему
заблагорассудится для своего обогащения. Кто преуспел, тот и
молодец”.
Результат
известен. В первом случае –
моря
крови и тотальная нищета. Во втором –
спокойное
сытое общество, в котором все ради потребителя, все для блага
потребителя. В первом случае в результате селекции мы получаем совка
–
человека
с инфантильным сознанием. Во втором –
взрослого
и самостоятельного гражданина, полного достоинства.»
И
в заключение:
<…> «Зарабатывай
деньги всеми законными способами, даже если кто-то будет говорить,
что твой заработок аморален! –
это
один из главнейших тезисов новейшего времени. Это тезис новой
морали».
Заодно
достаётся и демократии, о которой Никонов говорит так:
<…>
«для
отсталых (недоурбанизированных, аграрных) стран демократия не нужна.
И даже вредна. Там важнее стабильность, пусть и обеспеченная
диктатурой. А демократия –
инструмент
управления урбанизированным обществом, рассчитанным на извлечение
прибыли».
Вообще-то
говоря, здесь Никонов глубоко прав. История, которая «ничему не
учит», даёт нам всего две формы правления: демократию во всех
её ипостасях и монократию, представляемую в разных видах – от
монархического деспотизма до выборных олигархий. Вся беда в том, что
способности людей, как и многие другие характеристики подчинены
распределению Гаусса. Эта колоколообразная кривая начинается почти с
нуля в отрицательной бесконечности, её ордината максимальна в средней
части и снова стремится к нулю в бесконечности.
Строго говоря,
распределение непрерывно, а человечество дискретно, но дискретность в
одну шестимиллиардную позволяет считать распределение непрерывным с
очень хорошей точностью. В соответствие с ним идиотов и гениев очень
мало, а людей средних способностей много. Так вот, по определению,
демократия – власть большинства, а большинство – люди
средних способностей! Они хорошо понимают таких же
«середняков», но не понимают кретинов и гениев, потому
демократические решения будут в подавляющем большинстве «серыми»
(подробнее вопрос о форме власти смотри статью "Способ
оптимизации управленческого аппарата" в «Виртуальном
мире» N 2 2009 г.). Это, между прочим, говорит о том, что
предписанная Никоновым для «урбанизированных обществ»
демократия неминуемо приведёт к их вырождению.
Не
будем говорить о том, что деньги как таковые всего лишь символ,
который сам по себе ни на что не пригоден, разве что в очень большом
количестве, в своей бумажной ипостаси, они могут послужить для
получения небольшого количества тепла при сжигании их в очаге. Их
ценность в тех материальных, реальных объектах, эквивалентом которых
они (по всеобщей договорённости) являются. Вот здесь-то и кроется
порок идеологии Никонова, капитализма и самой основы этой идеологии –
эгоцентризма: материальные ценности именно потому, что они
материальны, ограничены, чего нельзя сказать о потребностях
эгоцентриста.
И здесь как раз тот случай, когда различие между
капитализмом (удовлетворение постоянно растущих материальных
потребностей индивидуума) и социализма (удовлетворение постоянно
растущих материальных
потребностей сообщества индивидуумов в целом) не играет роли, ибо всё
упирается в ограниченность ресурсов. Пока что столь красочно
описываемое Никоновым благополучие уже привело к необратимому
уничтожению пригодной для человека среды обитания примерно на трети
земной поверхности, а процесс идёт экспоненциально, следовательно, до
полного уничтожения этой среды совсем недалеко!
Надежды
Никонова и его единомышленников по Римскому, Будапештскому и прочим
клубам на благоденствие в системе капитализма (в том числе, и при
ограничении численности населения «золотым миллиардом»)
эфемерны – аппетиты эгоцентриста растут беспредельно, а на
самоограничение он никогда не пойдёт!
Самое же интересное заключается
в том, что Никонов, получивший воспитание строителя социализма в
одном из самых элитных вузов (МИСИС), обладает большой книжной
эрудицией о прелестях капитализма и почти не имеет личного
опыта.
А вот Сорос, капиталист
по происхождению, причём, успешный
капиталист, думает несколько иначе. Он считает (и не только считает,
но и говорит в Конгрессе США), что:
«Система
мирового капитализма, которой мы обязаны необыкновенным процветанием
нашей страны в последнее десятилетие, трещит по швам».
<…>«
рыночные силы, если им предоставить полную власть, даже в чисто
экономических и финансовых вопросах, вызывают хаос и, в конечном
счёте, могут привести к падению мировой системы капитализма».
Не
хочет ли Никонов видеть то, что прекрасно видит Сорос, или не может,
не столь важно. Гораздо важнее другое – энтузиазм в проповедях
новоявленного мессии капитализма. Человек достаточно высокого
интеллекта, а таким, безусловно является Никонов, обычно менее
эмоционален.
Именно это заставляет предположить наличие
«меминфекции», а конкретно, заражение «мемплексом
эгоцентризма», того самого, который был применён против СССР, а
теперь, эволюционировав в «эгомемус», успешно шествует по
миру, не делая государственных, социальных и национальных различий.
Здесь использованы термины новой, но бурно развивающейся области –
«меметики». Более подробно с основами «меметики»
можно познакомиться в работах её основоположника Ричарда Докинза, а
также в моей книге «Болезни разума»
(с.59-63).
Здесь
мы перечислим лишь основные термины «меметики»:
Мем
– устойчивая структура информации, способная к репликации.
Мемотип
– действительное информационное содержание мема.
Мемплекс
– группа мемов, с развитыми взаимоподдерживающими и
симбиотическими отношениями.
Мемоид
– неологизм, используемый для людей, которые оказались во
власти определённого мема (или мемплекса) настолько, что вопросы
собственного выживания становятся несущественными.
Мемус
– предлагаемый мною термин, обозначающий эволюционировавший
мемплекс, в котором в минимальном объёме сконцентрирована
максимальная инфекционность.
Кратко опишем структуру
эгомемуса. Он
состоит из четырёх мемов, которые имеют примерно следующее словесное
выражение:
«Чем
я хуже других»
– это мем внедрения. Внешне безобиден, поэтому не отторгается
личностью, но он замещает социально ориентированный мем «Чем я
лучше других» и блокирует критическую компоненту оценки
личностью собственных действий.
«Я
этого достоин (достойна)» –
мем фиксации. Этот мем обеспечивает резкое завышение уровня
притязаний, а поскольку завышенный уровень притязаний личностью не
заслужен, то эти притязания социально (действующими в социуме
законами) не обеспечиваются. Отсюда комплекс «вселенской обиды»
и потенциальная готовность преступать законы. Понятно, что действие
этого мема становится возможным при блокировании критической
самооценки личности, то есть после фазы внедрения.
«Какое
мне дело до всех до вас, а вам до меня»
– мем самоизоляции, обеспечивает блокирование обратной связи со
стороны социума. Это своего рода иммунодепрессант, предохраняющий
мемус от «терапии» извне.
«После
нас хоть потоп»
– обеспечивает блокировку долгосрочного прогноза результатов
поведения, ограничивая расчёты ближайшим будущим. Это мем деструкции
и самой личности и окружения.
Этот мемус – пожалуй,
самая
опасная из всех угроз существованию человека. Отдельные его мемы
известны с незапамятных времён, но впервые они образовали
симбиотический комплекс, содержащий всё необходимое и не имеющий
ничего лишнего. Он очень легко внедряется, радикально меняя поведение
человека, при этом практически не осознаваем мемоидом.
Уж
если такой сильный интеллектуал, как Никонов, оказался инфицирован и
со всем своим талантом стал его распространять, чего ожидать от
простых смертных (это моё заяление совсем не голословно, – оно
легко подтверждается уже приведенными цитатами, в которых легко
заметить все четыре компоненты эгомемуса)!
Главная
опасность эгомемуса – отсутствие какой-либо избирательности. Он
идеально глобален и поэтому способен вызвать не эпидемию, как многие
другие мемусы, а пандемию эгоцентризма! В результате обсуждаемая
сейчас со всех сторон глобализация экономики на деле превратится в
глобальное общество потребления с разрывом межличностных связей.
Тогда для полного распада не потребуются никакие варвары – мир
взорвётся изнутри, точно так, как СССР, но уже с гораздо более
радикальным результатом.В заключение ещё одна цитата из Никонова:
«Для
максимальной экономической успешности страны требуется максимальное
раскрытие способностей и предприимчивости каждого человека.
Максимальное освобождение творческой энергии и работоспособности
каждого индивидуума. Заставить человека раскрыться полностью, иными
словами заставить его суетиться в экономическом пространстве можно
только включив все возможные стимулы. А их только два –
кнут
и пряник. Кнут –
это
голод, нищета, страх перед тем, что твой сосед Смит будет жить лучше
тебя, и твои дети не получат хорошего образования! Пряник –
это
доллар, на который можно купить образование, автомобиль, путешествия
на экзотические острова. Это твое внутреннее достоинство, твоя
свобода и уважение общества. Таким образом, доллар прекрасно
совмещает в себе моральные и материальные стимулы, кнут и пряник
одновременно. Интегральная ценность!»
Вот
только, боюсь, что если «суета в экономическом пространстве»
и доллары (или евро, или юани) останутся, то очень скоро на них
ничего не купишь – покупать будет нечего. И совершенно неважно,
какой именно социальный строй будет декларирован.
Дело здесь совсем
не в корне очередного «-изма» – социализм (и его
«высшая фаза» – коммунизм) в этом смысле ничем не
лучше капитализма – любая общественная форма, преследующая
«удовлетворение постоянно растущих материальных
потребностей» обречена на гибель.
И,
наконец, в качестве примечания, несколько слов о самом названии книги
Никонова. Что касается свободы от равенства, то это, в конце концов,
вопрос договорённости, так как равенство – категория
социальная. А вот относительно свободы от братства дело гораздо хуже.
Суть в том, что генетическое разнообразие человечества очень
невелико. Бушмен, эскимос и английский лорд генетически отличаются
друг от друга гораздо меньше, чем шимпанзе одной стаи. А поскольку
все шимпанзе одной стаи родственники, то и указанную тройку следует
считать двоюродными братьями, кузенами. Или, как минимум,
троюродными! И это на материальном, генетическом уровне, который
декларациям не подчиняется!