Глобализм и другие «измы» современности

В 2007 году в Москве увидела свет работа А.П. Никонова «Свобода от равенства и братства. Моральный кодекс строителя капитализма». Казалось бы – велика важность – работ на подобные темы в последние годы выходит чуть меньше, чем детективов. Но дело в том, что Никонов далеко не рядовой писатель. Мало того, что он очень умный и эрудированный человек, он ещё и очень хорошо информирован. Кроме того, он прекрасно владеет словом, и эта его работа представляет собой изумительно сбалансированную систему откровений и умолчаний, разоблачений и оправданий, с точно рассчитанной на читателя-интеллигента дозой юмора. Всё это предназначено для того, чтобы доказать довольно спорный тезис о преимуществах капитализма и его идейной базы – эгоцентризма. Вот как говорит о своих целях сам автор:
<...>«Цель этой книжки показать, как меняется наша жизнь в условиях всеобщего отупения. Как она должна измениться, чтобы человечество вновь не скатилось в трясину Нового Средневековья. И как жить умным среди тупых.
<…> то, что мы называем человеческими недостатками (эгоизм, жадность, леность и пр.) самым парадоксальным образом выстраивает удивительное здание планетарной цивилизации со всеми его узорными финтифлюшками в виде комфорта и гуманизма. Да здравствует жадность и эгоизм!
<…>Деньги это воплощенное добро. Деньги нужно любить бескорыстной любовью. Потому что деньги это сила. Деньги это свобода. Деньги это достоинство. Деньги это мерило успеха... Любите их, и они к вам потянутся. Деньги и влияние главные мерила вашей ценности на этой земле. Все остальные мерила просто утешительный приз для отстающих».
Здесь прервём цитирование и обратим внимание на «маленькую» деталь – именно там, где расположены «передовые» страны, которые руководствуются именно этой «новой моралью», природа либо уничтожена, либо доведена до не восстановимого состояния. Но у Никонова готов ответ:
<…> «Есть мнение, что в середине ХХ века мир прошел переломную точку в своем развитии (люди, кичащиеся своим умом, к коим, безусловно, относится и автор, любят называть такой перелом “точкой бифуркации”). У многих наблюдателей создалось впечатление, что цивилизация покатилась куда-то не туда. От больших свершений, покорений и завоеваний, в том числе технического плана – в сторону дивана и кресла-качалки. От величайших прорывов человеческого духа – в сторону массовой дебилизации и отупения. От симфоний – к масскульту».
Он совсем не одинок. К примеру, все романы и философские работы Айн Рэнд, на которую время от времени ссылается Никонов, посвящены эгоцентризму. Во всех сквозит одна и та же мысль:
<…> «Пока вы не поймете, что деньги корень добра, вы будете разрушать себя. Когда деньги перестают быть инструментом отношений между людьми, таким инструментом становятся сами люди в руках других людей. Уходите без оглядки от любого, кто скажет вам, что деньги зло. Эти слова колокольчик прокаженного, лязг оружия бандита. С тех пор как люди живут на земле, средством общения для них были деньги, и заменить их в качестве такого средства может только дуло автомата».
Да, говорит Никонов, деньги – великий гуманизатор. Или, словами той же Рэнд:
<…> «Либо новая мораль, основанная на рациональной личной выгоде, и, как следствие свобода, справедливость, прогресс и счастье человека на земле. Либо старая мораль альтруизма, и как следствие рабство, насилие, непрекращающийся террор и печи для жертвоприношений».
Как считает Никонов, то, что уже написала Айн Рэнд, непременно нужно было написать,
<…> «чтобы вот так вот шаг за шагом, булыжник за булыжником показать дорогу в ад, вымощенную камнями социальной справедливости. И то, что сейчас происходит в России, имеет своей прямой причиной развал СССР, когда страна пикировала, подобно рэндовской Америке, и едва-едва вышла из этого пике в сантиметре от земли, потеряв от перегрузок часть себя и едва не развалившись полностью».
<...>«Один-единственный хороший лозунг был у коммунистов “Начни с себя!” да и тот они использовали через наоборот».
А надо было по Никонову:
<...>«Начни строить благополучие этого мира с себя и своей семьи!»
И вот тогда-то весь мир станет жить благополучно. Целью существования, считают и Никонов, и Рэнд, является материальное благополучие.
<...>«А если так, то деньги это воплощённое добро. Деньги нужно любить бескорыстной любовью. Потому что деньги это сила. Деньги это свобода. Деньги это достоинство. Деньги это мерило успеха»...
Далее следуют панегирики рынку, частной инициативе и прочим прелестям капитализма, краеугольным (и единственным) камнем которого является эгоцентризм, и сравнение его с социализмом, причём далеко не в пользу последнего. Вот как это звучит:
<…> «Чем принципиально отличается социализм в его чистом, тоталитарном виде от чистого идейного капитализма? Социализм говорит: “Мы приходим к власти ради народа. Мы не допустим, чтобы одни имели все, а другие ничего. У нас все будут примерно равны в своем богатстве. Мы будем за этим строго следить. Мы найдем управу на зажравшихся капиталистов, жиреющих на народной крови! Наш лозунг: Все во имя человека, все для блага человека!” Капитализм говорит: “Все имеют право быть сытыми, довольными и счастливыми. Но за свое персональное счастье каждый отвечает сам. Задача государства обозначить рамочные условия, в которых каждый может предпринимать все, что ему заблагорассудится для своего обогащения. Кто преуспел, тот и молодец”.
Результат известен. В первом случае моря крови и тотальная нищета. Во втором спокойное сытое общество, в котором все ради потребителя, все для блага потребителя. В первом случае в результате селекции мы получаем совка человека с инфантильным сознанием. Во втором взрослого и самостоятельного гражданина, полного достоинства.»
И в заключение: 
<…> «Зарабатывай деньги всеми законными способами, даже если кто-то будет говорить, что твой заработок аморален! это один из главнейших тезисов новейшего времени. Это тезис новой морали».
Заодно достаётся и демократии, о которой Никонов говорит так: 
<…> «для отсталых (недоурбанизированных, аграрных) стран демократия не нужна. И даже вредна. Там важнее стабильность, пусть и обеспеченная диктатурой. А демократия инструмент управления урбанизированным обществом, рассчитанным на извлечение прибыли».
Вообще-то говоря, здесь Никонов глубоко прав. История, которая «ничему не учит», даёт нам всего две формы правления: демократию во всех её ипостасях и монократию, представляемую в разных видах – от монархического деспотизма до выборных олигархий. Вся беда в том, что способности людей, как и многие другие характеристики подчинены распределению Гаусса. Эта колоколообразная кривая начинается почти с нуля в отрицательной бесконечности, её ордината максимальна в средней части и снова стремится к нулю в бесконечности.
Строго говоря, распределение непрерывно, а человечество дискретно, но дискретность в одну шестимиллиардную позволяет считать распределение непрерывным с очень хорошей точностью. В соответствие с ним идиотов и гениев очень мало, а людей средних способностей много. Так вот, по определению, демократия – власть большинства, а большинство – люди средних способностей!  Они хорошо понимают таких же «середняков», но не понимают кретинов и гениев, потому демократические решения будут в подавляющем большинстве «серыми» (подробнее вопрос о форме власти смотри статью "Способ оптимизации управленческого аппарата" в «Виртуальном мире» N 2 2009 г.). Это, между прочим, говорит о том, что предписанная Никоновым для «урбанизированных обществ» демократия неминуемо приведёт к их вырождению.
Не будем говорить о том, что деньги как таковые всего лишь символ, который сам по себе ни на что не пригоден, разве что в очень большом количестве, в своей бумажной ипостаси, они могут послужить для получения небольшого количества тепла при сжигании их в очаге. Их ценность в тех материальных, реальных объектах, эквивалентом которых они (по всеобщей договорённости) являются. Вот здесь-то и кроется порок идеологии Никонова, капитализма и самой основы этой идеологии – эгоцентризма: материальные ценности именно потому, что они материальны, ограничены, чего нельзя сказать о потребностях эгоцентриста.
И здесь как раз тот случай, когда различие между капитализмом (удовлетворение постоянно растущих материальных потребностей индивидуума) и социализма (удовлетворение постоянно растущих материальных потребностей сообщества индивидуумов в целом) не играет роли, ибо всё упирается в ограниченность ресурсов. Пока что столь красочно описываемое Никоновым благополучие уже привело к необратимому уничтожению пригодной для человека среды обитания примерно на трети земной поверхности, а процесс идёт экспоненциально, следовательно, до полного уничтожения этой среды совсем недалеко!
Надежды Никонова и его единомышленников по Римскому, Будапештскому и прочим клубам на благоденствие в системе капитализма (в том числе, и при ограничении численности населения «золотым миллиардом») эфемерны – аппетиты эгоцентриста растут беспредельно, а на самоограничение он никогда не пойдёт!
Самое же интересное заключается в том, что Никонов, получивший воспитание строителя социализма в одном из самых элитных вузов (МИСИС), обладает большой книжной эрудицией о прелестях капитализма и почти не имеет личного опыта.
А вот Сорос, капиталист по происхождению, причём, успешный капиталист, думает несколько иначе. Он считает (и не только считает, но и говорит в Конгрессе США), что:
«Система мирового капитализма, которой мы обязаны необыкновенным процветанием нашей страны в последнее десятилетие, трещит по швам».
<…>« рыночные силы, если им предоставить полную власть, даже в чисто экономических и финансовых вопросах, вызывают хаос и, в конечном счёте, могут привести к падению мировой системы капитализма».
Не хочет ли Никонов видеть то, что прекрасно видит Сорос, или не может, не столь важно. Гораздо важнее другое – энтузиазм в проповедях новоявленного мессии капитализма. Человек достаточно высокого интеллекта, а таким, безусловно является Никонов, обычно менее эмоционален.
Именно это заставляет предположить наличие «меминфекции», а конкретно, заражение «мемплексом эгоцентризма», того самого, который был применён против СССР, а теперь, эволюционировав в «эгомемус», успешно шествует по миру, не делая государственных, социальных и национальных различий. Здесь использованы термины новой, но бурно развивающейся области – «меметики». Более подробно с основами «меметики» можно познакомиться в работах её основоположника Ричарда Докинза, а также в моей книге «Болезни разума» (с.59-63).
Здесь мы перечислим лишь основные термины «меметики»:
Мем – устойчивая структура информации, способная к репликации.
Мемотип – действительное информационное содержание мема.
Мемплекс
– группа мемов, с развитыми взаимоподдерживающими и симбиотическими отношениями.
Мемоид
– неологизм, используемый для людей, которые оказались во власти определённого мема (или мемплекса) настолько, что вопросы собственного выживания становятся несущественными.
Мемус – предлагаемый мною термин, обозначающий эволюционировавший мемплекс, в котором в минимальном объёме сконцентрирована максимальная инфекционность.
Кратко опишем структуру эгомемуса. Он состоит из четырёх мемов, которые имеют примерно следующее словесное выражение:
«Чем я хуже других» – это мем внедрения. Внешне безобиден, поэтому не отторгается личностью, но он замещает социально ориентированный мем «Чем я лучше других» и блокирует критическую компоненту оценки личностью собственных действий.
«Я этого достоин (достойна)» – мем фиксации. Этот мем обеспечивает резкое завышение уровня притязаний, а поскольку завышенный уровень притязаний личностью не заслужен, то эти притязания социально (действующими в социуме законами) не обеспечиваются. Отсюда комплекс «вселенской обиды» и потенциальная готовность преступать законы. Понятно, что действие этого мема становится возможным при блокировании критической самооценки личности, то есть после фазы внедрения.
«Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня» – мем самоизоляции, обеспечивает блокирование обратной связи со стороны социума. Это своего рода иммунодепрессант, предохраняющий мемус от «терапии» извне.
«После нас хоть потоп» – обеспечивает блокировку долгосрочного прогноза результатов поведения, ограничивая расчёты ближайшим будущим. Это мем деструкции и самой личности и окружения.
Этот мемус – пожалуй, самая опасная из всех угроз существованию человека. Отдельные его мемы известны с незапамятных времён, но впервые они образовали симбиотический комплекс, содержащий всё необходимое и не имеющий ничего лишнего. Он очень легко внедряется, радикально меняя поведение человека, при этом практически не осознаваем мемоидом.
Уж если такой сильный интеллектуал, как Никонов, оказался инфицирован и со всем своим талантом стал его распространять, чего ожидать от простых смертных (это моё заяление совсем не голословно, – оно легко подтверждается уже приведенными цитатами, в которых легко заметить все четыре компоненты эгомемуса)!
Главная опасность эгомемуса – отсутствие какой-либо избирательности. Он идеально глобален и поэтому способен вызвать не эпидемию, как многие другие мемусы, а пандемию эгоцентризма! В результате обсуждаемая сейчас со всех сторон глобализация экономики на деле превратится в глобальное общество потребления с разрывом межличностных связей. Тогда для полного распада не потребуются никакие варвары – мир взорвётся изнутри, точно так, как СССР, но уже с гораздо более радикальным результатом.В заключение ещё одна цитата из Никонова:
«Для максимальной экономической успешности страны требуется максимальное раскрытие способностей и предприимчивости каждого человека. Максимальное освобождение творческой энергии и работоспособности каждого индивидуума. Заставить человека раскрыться полностью, иными словами заставить его суетиться в экономическом пространстве можно только включив все возможные стимулы. А их только два кнут и пряник. Кнут это голод, нищета, страх перед тем, что твой сосед Смит будет жить лучше тебя, и твои дети не получат хорошего образования! Пряник это доллар, на который можно купить образование, автомобиль, путешествия на экзотические острова. Это твое внутреннее достоинство, твоя свобода и уважение общества. Таким образом, доллар прекрасно совмещает в себе моральные и материальные стимулы, кнут и пряник одновременно. Интегральная ценность!»
Вот только, боюсь, что если «суета в экономическом пространстве» и доллары (или евро, или юани) останутся, то очень скоро на них ничего не купишь – покупать будет нечего. И совершенно неважно, какой именно социальный строй будет декларирован.
Дело здесь совсем не в корне очередного «-изма» – социализм (и его «высшая фаза» – коммунизм) в этом смысле ничем не лучше капитализма – любая общественная форма, преследующая «удовлетворение постоянно растущих материальных потребностей» обречена на гибель.
И, наконец, в качестве примечания, несколько слов о самом названии книги Никонова. Что касается свободы от равенства, то это, в конце концов, вопрос договорённости, так как равенство – категория социальная. А вот относительно свободы от братства дело гораздо хуже.
Суть в том, что генетическое разнообразие человечества очень невелико. Бушмен, эскимос и английский лорд генетически отличаются друг от друга гораздо меньше, чем шимпанзе одной стаи. А поскольку все шимпанзе одной стаи родственники, то и указанную тройку следует считать двоюродными братьями, кузенами.  Или, как минимум, троюродными! И это на материальном, генетическом уровне, который декларациям не подчиняется!