Курская битва
и СВО
Немецкая операция «Цитадель» в 1943 году (Курская битва) и СВО сегодня,
что может быть общего? Тогда, на переломном рубеже Великой отечественной
войны, противник разработал, организовал и применил тактическую новинку
– массовое использование новейших танков Т-6 (Тигр) и Т-5 (Пантера) со
сверхмощной, на то время, броневой защитой. Наши дивизионные пушки УСВ
и ЗИС-3 не могли пробивать их лобовую броню, а орудия наших танков, даже
тяжёлых, были ещё слабее. Для активной борьбы с такой угрозой оставались
только самолёты – штурмовики Ил-2, на каждом 4 бомбы по 100 кг, которые
гарантировано уничтожали танк, но попасть по нему, даже при пикировании,
практически невозможно, это были единичные случаи.
Для решающего сражения немцами было сконцентрировано более 240 машин «Пантера»
и (по разным оценкам) ещё большее количество «Тигров». Созданная в короткие
сроки мощная линия обороны Курской дуги в то время не смогла бы выдержать
такого концентрированного удара, не помог бы даже резервный Степной
фронт, размещённый за ней. Создавалась реальная опасность падения Москвы,
до которой оставалось чуть более 300 км. Положение спасло изобретение инженера
И.А. Ларионова. Он предложил бомбить немецкие танки не 100 кг бомбами,
а маленькими и очень дешёвыми кумулятивными бомбочками весом от 2.5 до
1,5 кг (ПТАБ-2,5-1,5). Штурмовик Ил-2 мог взять одновременно, в кассетах,
более 300 таких снарядов и высыпать их с минимальной высоты 25 м на колонну
танков. Попадание даже одного такого снаряда в верхнюю, менее защищённую
часть танка, гарантировано его зажигало и, даже несмотря на систему пожаротушения,
уничтожало.
Специальным распоряжением И.В. Сталина от 14 апреля 1942 года нескольким
заводам было поручено к 15 мая 1942 года изготовить 800 тысяч таких снарядов!
(Сделали больше, сражение началось в июле). В первый же день 5 июля 1942
года наши штурмовики Ил-2 сожгли более 150 Пантер, а через несколько дней
у немцев их осталось только около 40! (По сожжёным штурмовиками Тиграм
точных данных найти не удалось). В результате всё ещё очень мощная немецкая
армия без танков не смогла преодолеть нашу оборону и в дальнейшем только
отступала. Противник не знал или не учёл новый способ борьбы с бронёй путём
массированного применения небольших и дешёвых, но опасных снарядов, получив
из-за этого вначале тактическое, а затем и стратегическое поражение.
Сегодня, в условиях СВО, аналогичная опасность угрожает уже нам. Речь идёт
о дронах и не просто о БПЛА, а о FPV – дронах (FirstPersonVien).
Эти миниатюрные и дешёвые устройства управляются удалённо оператором в
специальных очках с помощью джойстика. Их скорость может достигать 150
км/час. Оператор-пилот может вести эти аппараты на минимальной высоте,
повторяя рельеф местности, между домами, залетать внутрь помещений, выбирать
наиболее уязвимые места боевой техники и наносить удар. Снабжённый кумулятивным
зарядом, дрон является устройством «камикадзе». После поражения цели, оператор-пилот
может сразу поднять в воздух следующий дрон. Противодроновые ружья не помогают,
т.к. FPV – дроны управляются на других частотах. Уже известно, что противная
сторона готовится к масштабным атакам с помощью таких устройств.
Есть информация, что закуплено более 100 тыс. таких дронов.
Что противопоставить? Помимо известных радиоэлектронных способов борьбы
ещё несколько лет тому назад, в журнале Виртуальный мир №
1 2008 г. в статье В.А. Коноваленко «Боевые аэростатные средства»,
был предложен и теоретически описан способ пассивной защиты от летательных
аппаратов (самолётов и вертолётов) – вертикальные, воздушные тросовые
заграждения из кевларовых нитей. Сегодня необходимо безотлагательно реанимировать
это предложение для борьбы с БПЛА. Идея не требует каких-либо серьёзных
капитальных вложений и особенных технических разработок, тем более
что для борьбы с лёгкими БПЛА можно применить вместо кевларовых нейлоновые
или даже капроновые нити (толстые рыболовные лески). Даже энтузиасты
могут начать создавать защитные воздушные сети на дроноопасных направлениях
или для защиты обособленных объектов из широких нейлоновых сетей китайского
производства, используя малые аэростаты и т.п. устройства.
Кузьмин Н.Г
В
оглавление