Боевые аэростатные средства
1. Малозаметный неуправляемый
разведывательный беспилотный летательный аппарат
Системы современного вооружения
всё более насыщаются интеллектроникой, вслед за миниатюризацией которой
стремительно уменьшаются в размерах. Так, если в настоящее время состоящие
на вооружении беспилотные летающие аппараты разведки, наблюдения и наведения
управляемых снарядов выглядят, как показано на рис. 1, то им на смену идут
БПЛА такие, как на рис. 2.
Рис. 1. Современный
боевой БПЛА
Рис. 2. Образец последней
разработки разведки США
Разумеется, время полёта,
а следовательно, дальность лимитированы запасом энергоносителя. Кроме того,
любой привод существенно превосходит по своим размерам ту аппаратуру, которая,
собственно и выполняет основную задачу - разведку.
Поэтому сейчас
разрабатываются БПЛА с электроприводом, которые, по-видимому, в ближайшем
будущем станут получать энергию для полёта от фотоэлементов или от радиолуча.
Однако и тот, и другой путь увеличивает "сечение обнаружения".
Между тем, люди старшего
поколения помнят, как в разгар "холодной войны" США применяли для разведки
территории СССР аэрозонды с соответствующей аппаратурой. С тех пор размеры
и вес аппаратуры уменьшился в сотни раз, а современные синтетические волокна
обладают прочностью стали, прозрачны в оптическом и радиодиапазонах, имеют
невысокую плотность и, главное, достаточно дешёвы в производстве.
В связи с изложенным
предлагается применять "аэрозонды" нового поколения, в которых видеокамера
с передатчиком крепится к пустотелому синтетическому волокну, пустоты в
котором заполнены водородом. Схематически эти волокна выглядят как на рис.
3.
Рис. 3. Схема волокна
- аэростата
Как показано на рисунке,
предлагается применять своего рода цепочку "сосисок", заполненных водородом.
Водород дешевле, кроме того, при самоликвидации его горючесть может оказаться
не лишней.
Простейшая оценка
показывает, что для волокна, например, на основе лавсана (плотность 1,4
г/см3) исходным диаметром
0,5 мм, в котором раздуты и заполнены водородом полости внутренним диаметром
20 мм, занимающие 95% длины волокна, дополнительная подъёмная сила (превышающая
собственный вес волокна) составит около 10 мН на погонный метр.
Учитывая, что энергию для
ответного радиосигнала можно получать от сигнала запроса, размеры аппаратуры
можно свести к "маковому зёрнышку". При этом время работы становится почти
неограниченным, а "сечение обнаружения" почти нулевым.
Недостатком,
разумеется, является неуправляемость, но умелое использование метеоданных
может в значительной степени компенсировать этот недостаток, особенно,
если осуществлять доставку БПЛА в контейнерах с повышенным давлением (например,
головках НУРС) к месту старта, в том числе, и над территорией противника.
Учитывая, что в один контейнер
может быть загружено достаточно много подобных элементов, после раскрытия
контейнера образуется некое подобие фасеточного глаза насекомого со всеми
его достоинствами. Так, совместная обработка сигналов позволит легко выделять
движущиеся объекты и вычислять элементы их движения и т.п.
2. Заградительные завесы
Беспилотные аппараты, подобные
показанным на рис. 1 и 2, зачастую применяются для управления огнём и наведения
управляемых средств нападения. Понятно, что такие устройства очень непросто
обнаружить, ещё труднее уничтожить.
Примерно такая
же ситуация существовала во времена первой мировой войны, но не из-за трудности
обнаружения (тогдашние бипланы, трипланы и т.д. были хорошо видны), а из-за
отсутствия средств уничтожения. Тогда же для пассивной борьбы с предшественниками
нынешних БПЛА успешно применяли аэростаты заграждения, которые дожили до
второй мировой. Старое - далеко не всегда плохое, особенно если это касается
принципов. Ясно, что тогдашние "аэромонстры" со стальными тросами применимы
против сегодняшних, тем более завтрашних БПЛА с примерно тем же успехом,
что и трёхдюймовка против слепня. Но сама идея пассивных заграждений на
базе современных материалов и технологий вполне жизнеспособна.
Предлагается воспользоваться
теми же принципами создания "всплывающих" тросовых заграждений, в
которых цепочка "водородных сосисок" скреплена с кевларовым тросиком или
несёт его в себе, как показано на рис. 4.
Рис. 4 Схема заградительного
"аэротроса"
Понятно, что процесс изготовления
таких заграждений должен начинаться с крепления волокна к "якорю", способному
исключить самопроизвольный "взлёт". При современной энерговооружённости
воинских подразделений вполне возможно производство волокон завесы в полевых
условиях с помощью малогабаритных установок.
Несколько более
толстые волокна можно использовать для создания завес в дефиле и других
складках местности для борьбы с низколетящими средствами нападения, использующими
полёт с огибанием профиля местности.