В.А. Коноваленко
Реализация национальной идеи России
        В предыдущем номере «Демиурга» шла речь о национальной идее России, которая вкратце сводится к тому, что в российском менталитете очень существенна способность россиян генерировать новые идеи – изобретать, – поэтому России отводится роль мирового КБ. Это означает, что Россия должна торговать не готовыми изделиями, а лицензиями на их производство. Для этого необходимо выполнение двух условий: новизна идей и спрос на основанные на этих идеях изделия. В настоящее время такие условия выполнены в торговле оружием.
        Если согласиться с тезисом «Россия – мировое КБ», начать реализацию нашей национальной идеи в области производства и торговли оружием можно в отношениях с Китаем. Современное состояние этого рынка вполне соответствует необходимым условиям: Россия сейчас обладает лучшими в мире образцами и на них есть спрос.
        Бессменным мировым лидером в сфере оружейного экспорта являются США. Активнее всех в пятёрке лидеров по торговле вооружением и военной техникой (ВВТ) показал себя Китай, который нарастил экспорт ВВТ за 2013–2017 годы по сравнению с предыдущим пятилетним периодом на 38%. В орбиту военно-технического сотрудничества Поднебесной за последние пять лет оказались вовлечены 48 государств, включая и традиционных клиентов нашего ОПК. Для сравнения: Россия в тот же период поставляла ВВТ в 47 стран.
        Согласно докладу Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) о поставках обычных ВВТ в список топ-5 поставщиков оружия на мировой рынок вошли в порядке убывания: США, Россия, Франция, Германия и Китай. На них в совокупности пришлось 74% от общего объёма поставок оружия в мире за указанный период, в том числе: США – 34% (в период 2008–2012 годов – 30%), Россия – 22% (26%), Франция – 6,7% (5,8%), Германия – 5,8% (7,4%), Китай – 5,7% (4,6%). При этом за последние пять лет прирост объёма поставок вооружений и военной техники на мировой рынок по сравнению с предыдущей пятилеткой у США составил 25%, у Франции – 27%, а у Китая – 38%. Россия за тот же период потеряла 7,1%, а Германия и того больше – 14%.
        Относительно малая доля китайских оружейников в общемировом экспорте ВВТ, составляющая за последнюю пятилетку 5,7%, не должна быть поводом для скепсиса. Дело в том, что ещё совсем недавно Поднебесная совершенно не рассматривалась в качестве разработчика и экспортёра вооружений и военной техники, а была одним из крупнейших их импортеров. Но буквально за короткий по историческим меркам отрезок времени Пекин сделал в этой сфере резкий рывок и вырвался в пятёрку лидеров, превратив военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами в эффективный инструмент своего политического и экономического влияния.
        Китай как вошёл в 2012 году впервые в пятёрку крупнейших экспортёров оружия в мире, подвинув Великобританию, так и остаётся в ней, мигрируя между 3-м и 5-м местом: 2008–2012 годы – 5-е место с 5% от общего оружейного экспорта в мире, 2009–2013 годы – 4-е место с 6%, 2010–2014 годы – 3-е место с 5%, 2011–2015 годы – 3-е место с 5,9%, 2012–2016 годы – 3-е место с 6,2%, 2013–2017 годы – 5-е место с 5,7%.
        Заметим, что такое изменение в пятёрке лидеров тогда произошло впервые после окончания холодной войны и ознаменовало собой стремительный качественный и количественный рывок китайского военно-промышленного комплекса и серьёзные намерения военно-политического руководства Поднебесной сделать страну державой мирового уровня по всем показателям. Причём особенно впечатляют темпы роста китайского оружейного экспорта за минувшие пять лет, которые в указанные выше пятилетки по отношению к предыдущим аналогичным периодам составляли 162, 212, 143, 88, 74 и 38%.
        Следует отметить, что такой рывок обеспечен не столько собственно китайскими изобретениями, сколько либо модификацией чужих разработок (для обхода патентов, если таковые есть, например, С-300), либо просто их копированием (как, например, с автоматами Калашникова). Как правило, копии почти всегда уступают оригиналу, но дешевизна производства позволяет КНР настолько снижать цену, что это зачастую компенсирует недостатки. Примеров достаточно много, от наших ЗРК и самолётов до копии американского военного вездехода «Хаммера», которая по 12 решаюшим параметрам не уступает оригиналу, а по четырём даже его превосходит.
        Понятно, что такое копирование (особенно с модификацией для обхода патента) стоит не дёшево. Вот здесь-то и появляется возможность обоюдовыгодного взаимодействия – продажи Россией Китаю лицензий на пользующиеся спросом российские ВВТ, не дожидаясь, пока КНР скопирует или перепатентует их. Россия при этом может потерять некоторые рынки, например, в Азии и Африке, но ведь рано или поздно дешёвая китайская продукция всё равно вытеснит российскую.  Китайский портал Sina.com выпустил материал, в котором утверждается, что три ведущих страны Латинской Америки – Аргентина, Бразилия и Чили перестали закупать российское вооружение, отдав предпочтение китайскому. Издание пишет, что Россия поставляла вооружение в вышеперечисленные страны в 2013 году на 928 млн. долларов, но уже к 2017 году поставки приблизились к нулю.
        Как пример приводится Венесуэла, которой Россия не смогла поставить «новый тип десантно-высадочной техники». В итоге Венесуэла решила закупить китайскую боевую машину пехоты для десантных операций на побережье VN-18. Так не лучше ли заранее компенсировать будущие потери продажей лицензии с выплатой роялти, чем «бодаться» с демпингом? Ведь если из продажной цены вычесть стоимость производства, то роялти вполне может компенсировть разницу.
        Да, на первый взгляд это свёртывание серийного производства и потеря рабочих мест, но это только на первый взгляд. Во-первых, необходимо сохранить производство ВВТ для собственных нужд (причём лучших, чем те, на которые проданы лицензии). Во-вторых, современное 3D-производстве легко перестраивается, позволяя без потерь превращать его из серийного в опытное. Тогда-то роялти обеспечат непрерывную генерацию новинок и новые лицензии. Эмоционально же потеря этих рынков с лихвой компенсируется выходом из «клуба торговцев смертью»!
        Остаётся открытым вопрос политического влияния. Торговля оружием – не только и не столько бизнес. Это ещё и важный инструмент достижения политических целей государства на мировой арене. Например, США продают свои корабли, самолёты, танки и ракеты не просто так и абы кому как, а только проверенным союзникам и сугубо с приложением в виде каких-то политических или идеологических «дополнений».
        Конечно, продажа лицензий гораздо более «длинный поводок», чем продажа самих изделий, но зато гораздо более прочный. Здесь важна гласность продажи лицензий. Когда покупатель китайского (или иного) оружия будет знать, что изобретено оно в России, и только российские специалисты знают все его слабые стороны и методы борьбы с ним, а также могут его модернизировать, то политическое влияние России вряд ли уменьшится, тогда как тихо идущий перехват рынка означает и потерю политического авторитета.
В оглавление