Национальная идея России
       В 1999 году вышла в свет книга А. П. Паршева «Почему Россия не Америка», в которой автор показал, что любая произведённая в России продукция способна конкурировать только там, где конкуренции нет. Россия – единственная в мире населённая страна со среднегодовой температурой ниже нуля (минус 5,5 градусов Цельсия), поэтому даже при самом безупречном применении зарубежных технологий наша продукция будет дороже – для цехов нужны помещения с хорошей теплоизоляцией, которые надо отапливать, что тоже входит в стоимость...
        И средняя годовая температура – ещё не всё. Есть ещё такое понятие, как суровость климата – то есть разность летней и зимней температур, да и разность ночной и дневной. Тут мы вне конкуренции. Ведь замерзает-то человек зимой, пусть даже летом у нас и жарко. Поэтому в России, особенно зимой, нужна белковая пища, следовательно, труд в России тоже никогда дешёвым не будет. Мы построили своё государство там, где больше никто не живет.
       Западная Европа, по нашим понятиям – субтропики. Причина известна ещё со школьной скамьи – Гольфстрим. Благодаря ему зима в Европе выше нуля, а весна начинается в январе-феврале, и почти всегда в одно и то же время. У нас же весна может наступить и в конце марта, и на месяц позже. Почему? Если нет с запада вторжений тёплого воздуха, то прогрев идёт только за счёт излучения солнца. В этом случае в Подмосковье снег сходит в конце апреля, а если ветер с запада – то в начале. В Западной Европе тёплый ветер дует всегда и не бывает заморозков.
        Книгу слегка покритиковали, в основном, с позиций статистики, показав на примерах, что энергозатраты зависят от организации производства и отложили в «долгий ящик» – «нет пророка в своём отечестве»! Конечно, неорганизованность дорого стоит, но даже при идеальной организации к джоулям, затраченным на производство продукции, придётся добавлять джоули, затраченные на отопление. И здесь никакая статистика не поможет! В силу географических условий, начиная с нуля или с опыта других стран, с помощью иностранцев или самостоятельно, подняв производительность труда и обновив основные фонды, мы всё равно не изменим климат.
        Между тем, наш климат не только минус, он же наш плюс. Именно климат формирует тот самый российский менталитет, обеспечивающий изобретательность и находчивость, ведь иначе просто не выжить... Только в России четырёхлетний ребёнок, оказавшись один в осеннем лесу, сумеет устроить себе укрытие-ночлег из подручных материалов (при его-то росте и силах) и, не теряя самообладания, спокойно ожидать помощи в течение двух суток.
        И вот именно этот наш российский менталитет – наше главное богатство... Нам не нужны чужие даже самые передовые технологии – всё равно произведённая у нас продукция окажется дороже зарубежной. Мы должны создавать свои новые технологии и «ноу-хау», делать небольшую «демонстрационную» серию и продавать и технологию, и лицензию на её применение. А на вырученные деньги разрабатывать новые технологии и новые изделия. Иначе говоря, делать именно то, что мы умеем делать лучше всех...
        Иначе говоря, необходимо стремиться к созданию сетей НИИ, КБ и опытных производств, способных в полном объёме проводить НИОКР вплоть до головного серийного образца, обязательно превосходящего мировой уровень и пригодного для организации лицензионного производства за рубежом, в странах с менее суровым климатом.
        Причём, что очень важно, хотя идея и национальная, но носители этой идеи – русские – не обязательно славяне или православные. Русский это не генотип, русский – фенотип! Русским может быть славянин, татарин, калмык или кореец, христианин, мусульманин или атеист и вообще кто угодно генетически, национально, конфессионально – главное, чтобы он родился и вырос в России. Русским его делают не гены, цвет кожи и национальность, русским его делает российский менталитет! А вот теперь поговорим о реализации национальной идеи.
        Прежде всего необходимо радикально менять систему образования, ибо «кадры решают всё», затем нужны целенаправленные изменения во внешнем товарообмене и, наконец, рациональная переориентация внутренних экономических приоритетов с точки зрения экономической безопасности. Рассмотрим «в порядке поступления».
Образование
        1. Следует отказаться от Болонской системы. Ведь «магистр» (в переводе на русский – мастер) всего лишь среднее звено, его дипломная работа – диссертация – должна продемонстрировать его знания, в лучшем случае, умение применять их на практике. Может ли он созидать новое, то, чему его не учили – из диссертации не видно. Иное дело дипломный проект инженера – это решение практической задачи. Поэтому первую скрипку в России должны играть именно инженеры, которых наши вузы перестали готовить. Оставшаяся в некоторых вузах программа подготовки «специалистов» зачастую не имеет широкой базовой подготовки и делает их подобными флюсу (по Козьме Пруткову – «их полнота одностороння»). Будут ли признавать на Западе дипломы наших инженеров, совершенно не должно нас интересовать. Не признают, тем лучше, уменьшится утечка мозгов! Разумеется, всё это относится к техническим специальностям и точным наукам. Гуманитаров можно продолжать готовить по болонской системе – здесь иностранное признание иногда полезно.
        2. В школы и технические вузы необходимо вернуть Т-подготовку (широкий базис и на нём более узкая специализация) – изобретения в очень большой степени базируются на ассоциациях, причём порой самых неожиданных и из самых разных областей. Кроме того, именно Т-подготовка раскрепощает человека и позволяет ему осваивать специальности, которых в период учёбы вообще не было. В принципе Т-подготовка должна бы относиться к п.1, но выделена она в отдельный пункт потому, что позволяет ребёнку сделать сознательный выбор будущей профессии. Сейчас существует множество спецшкол, выбор которых делают родители... В итоге нередко уже взрослые люди, потратившие много времени и сил, как своих, так и общественных, начинают переучиваться, снова тратя время и силы, а там и до пенсии недалеко. А сколько художников, инженеров, композиторов так и не узнали своего призвания только потому, что их ещё в детском садике отдали в ДЮСШ, где их ещё незрелый интеллект был принесён в жертву двигательному аппарату и не получил развития!
        3. Не следует идти на поводу сиюминутных требований и возрождать ПТУ – востребованность рабочих низкой квалификации убывает практически экспоненциально – их заменяют роботы. Среднее техническое образование должно быть тоже высококвалифицированным! Ведь даже станки с ЧПУ на всех передовых предприятиях уже обслуживают роботы, а многие станки заменяют 3-Д принтеры. Не стоит плодить будущих безработных!
        4. Всем очевидно, что лишённый музыкального слуха человек вряд ли будет успешен в музыке, как и дальтоник в живописи, но мало кто думает о том, что хорошим инженером тоже может быть далеко не каждый. Нужен отбор, следовательно, конкурс. А для конкурса необходимо возродить престиж профессии инженера. В последние годы советской власти ради повышения оплаты труда в штатные расписания учреждений всё шире стали включать должность инженера. Её получали завхозы, клерки разного уровня, секретари и другие канцелярские работники. В итоге звание инженера обесценилось примерно до нынешнего «менеджера совка и лопаты».
        Поэтому настоятельно необходимо восстановить квалификационное требование по должности инженера – наличие диплома технического вуза с присвоением соответствующей квалификации. Квалификацию нужно ранжировать, ввести инженерные звания, независимые от занимаемой должности, – «инженер-оператор», «инженер-исследователь», «инженер-конструктор», «старший инженер», «ведущий инженер», присуждаемые пожизненно квалификационной комиссией. В должностных инструкциях должна быть корреляция с этим званием.
        Например, руководить темой может «инженер-конструктор» или «старший инженер», проектом – «старший инженер» или «ведущий инженер» (соотвественно эти словосочетания не могут быть названиями должностей), – «руководитель темы ст. инженер И.И. Иванов» или «руководитель проекта вед. инженер П.П. Петров». Только тогда удастся организовать отбор и обучение людей, способных в полной мере соответствовать своей профессии.
        Ведь название специальности «инженер» произошло от латинского слова «ingenium», которое в переводе на русский язык означает «порождающий, способный изобретать» – то есть содержанием деятельности инженера является разработка новых и/или оптимизация существующих технических  решений. Новые же инженерные решения зачастую выливаются в изобретения (не зря в России XVI века инженеры назывались «розмыслами»).
        Целями инженерной деятельности являются изобретение, разработка, создание, улучшение техники, материалов или процессов. Согласно этому определению инженер – человек, стоящий на острие прогресса, опережающий своё время, человек, которому под силу создать нечто новое. Эта позиция требует от него достаточно полного представления как о современном состоянии техники и технологии, так и истории того и другого. В хорошо оснащённом НИИ или КБ инженер свободен от рутинной работы, зато требования к нему, как эвристическому элементу системы человек-робот существенно выросли.
        В прежние времена (например, когда перед паровозом шёл человек с флажком) технологии, с которыми инженер знакомился во времена молодости и учёбы в вузе, работали в течение всей его жизни. К середине прошлого века технический прогресс настолько ускорился, что периодическое повышение квалификации (скажем, раз в пять лет) стало необходимой нормой. Ныне же и этого явно мало – инженер должен повышать квалификацию непрерывно. Нынешнему инженеру не нужно стоять у кульмана, воплощая в чертёж свои идеи, – соответствующие программы не только начертят все проекции и аксонометрии, повернут изображение вокруг любой оси, и деформируют изображение так, как он этого хочет – нужно только знать, чего же он хочет.
        А чтобы это знать, нужно освободившееся от рутины время тратить на самообразование, не забывая и историю техники. Старую истину – «Новое это хорошо забытое старое» – довольно часто вспоминают, но редко применяют на практике. Зачастую же для решения «новой» проблемы не нужно «изобретать велосипед» – достаточно применить к старому решению новые материалы и технологии. Иначе говоря, часто нужен синтез старых идей с новыми возможностями, а значит нужно знать и то, и другое. От современного инженера требуется хорошее знакомство с новейшими достижениями техники и технологии, историей техники и умение синтезировать их в своей работе. К сожалению, далеко не всегда так происходит. Чаще преобладает что-то одно: либо, не зная истории, заново «изобретают велосипед», либо «консервируют в новой упаковке» морально устаревшее.
Внешний товарообмен
        Сейчас наши экономисты озабочены одним – положительным сальдо товарообмена с зарубежьем, что неминуемо влечёт сырьевой характер экспорта, так как наши климатические условия никогда не позволят нам производить что-либо дешевле стран с менее суровым климатом. И никакое ослабление рубля с нашим климатом не справится. Более того, даже размещение в зарубежье наших военных баз, как по примеру США, силовым путём навязывающих закупку своих товаров, предлагают некоторые экономисты, нас не спасут.
        Выход только в вынесении серийного производства нашей продукции за рубеж. И совсем не обязательно, чтобы эти производства были нашей собственностью. Гораздо эффективнее продавать зарубежным производителям лицензии с частичной оплатой этих лицензий выпускаемой продукцией. Так мы сможем и себя обеспечить, и успешно торговать этой, существенно более дешёвой продукцией.
        Торговать сырьём с пользой для себя, не перерабатывая его в России, тоже можно, организовав за рубежом его лицензионную переработку. А вот импорт внешних технологий нам совсем «без надобности», импортировать нам надо только уникальное оборудование, необходимое для производства опытных образцов и их испытаний для убедительности результатов НИОКР в глазах будущих покупателей лицензий для их серийного производства. Резюмируя сказанное – Россия должна торговать лицензиями, а для этого нужен приоритет НИОКР.
        Отдельный вопрос – торговля оружием. Безусловно, торговать можно только тем оружием, против которого у нас уже есть «противоядие». Конечно, здесь всегда есть риск, но «Рособоронэкспорт» пока справляется.
Внутреннее производство
        Многовековой опыт нашей страны, в том числе и последних лет, показывает, что вопросы безопасности всегда должны быть во главе угла. Прежде всего, мы никогда впредь не должны зависеть даже от «самых лучших друзей» в вопросах пищевой безопасности – все жизненно необходимые продукты должны производиться в нашей стране не только в достаточном количестве, но и с запасом на капризы природы, тем более нашего климата. Импортировать можно только экзотику, украшающую стол, но не жизненно необходимую. По русской пословице, – «семь лет мак не родил, а голода всё не было», чего нельзя сказать о молоке, муке и мясе...
        Промышленное производство должно постепенно становиться всё более «штучным» – изобрели новое, изготовили опытный образец, всесторонне его испытали, выпустили головной образец серии, пустили в продажу лицензию на его производство и немедленно (а лучше раньше) переключились на работу над очередной новинкой. Только в таком режиме, исключив фактор сурового климата, мы сможем успешно конкурировать с кем угодно.
        Серийное производство должно остаться только в ОПК – всё оружие нашей армии и силовых структур должно быть только собственного производства и только из собственных деталей и комплектующих. Вот здесь нужно полное импортозамещение – наше оружие всегда должно быть собственным и самым лучшим в мире – только так можно обеспечить стране мирную жизнь.

В оглавление