М.А. Железняк
Российская армия и её оружие
Недавно на слушаниях в Общественной палате начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров рассказал об отсталости российских вооружений. По его словам некоторые образцы российских вооружений и военной техники по своим тактико-техническим характеристикам уступают наиболее удачным зарубежным аналогам. В своем выступлении генерал сравнил Т-90 с Merkava-MK4 и HIMARS со «Смерчем».
По словам Макарова, дальность стрельбы израильского основного боевого танка Merkava-MK4 составляет шесть километров против 2,5 километра у российского Т-90. (На самом деле 125-миллиметровая пушка Т-90 может стрелять бронебойными подкалиберными, осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами, а также управляемыми ракетами с прицельной дальностью от 4-х до 10-ти километров в зависимости от типа боеприпаса, странно, что этого не знает начальник Генштаба. Ред.). Американская ракетно-артиллерийская система HIMARS может поражать цели на дальности в 150 километров, в то время как российская реактивная система залпового огня «Смерч» способна вести огонь на расстояние 70 километров (о других российских ракетно-артиллерийских системах начальник Генштаба, видимо, не осведомлён. Ред.).
Российские космические аппараты оптико-электронной разведки способны находиться на орбите 3-5 лет, в то время как иностранные аналоги «живут» по 15 лет, отметил Макаров. «Следовательно нам надо их чаще производить, затрачивая деньги налогоплательщиков», – пояснил начальник Генштаба, добавив также, что современная российская техника не вполне способна обеспечивать высокую степень защиты военнослужащих на поле боя. «Мы должны создавать такую технику, при использовании которой экипаж оставался бы в живых в любом случае», – заявил Макаров и ... МО отказалось финансировать производство безэкипажного танка Уралвагонзавода.
В марте 2011 года в том же ключе высказался главнокомандующий Сухопутными войсками Александр Постников. «Те образцы оружия, которые производит промышленность, в том числе бронетанковое вооружение, артиллерия и стрелковое, по своим параметрам не соответствуют образцам НАТО и даже Китая», – рассказал главком. При этом он отметил, что танк Т-90 «на самом деле является 17-й модификацией советского Т-72 и стоит 118 миллионов рублей за штуку... Нам проще было бы купить за эти деньги три "Леопарда"», – сказал Постников. (Приведённая Постниковым цифра вызывает недоумение: "Уралвагонзавод" сейчас продает новые Т-90 по 70 миллионов рублей за штуку. Куда идут 48 млн. руб. с каждого танка? И как даже на 118 млн. руб. купить три "Леопарда", если каждый "Леопард" стоит от 143,5 до 287 миллионов рублей? Какая-то странная у главкома арифметика. Ред.)
Министерство обороны России сегодня предъявляет к промышленности повышенные требования по характеристикам продукции. При этом ОПК, долгое время получавший заказы по устаревшим нормам и стандартам, всё ещё может предложить военным современную продукцию, лишь незначительно отстающую от импортных образцов. Министерство обороны России в последние несколько лет стало активно рассматривать возможность приобретения иностранной военной техники, заключив уже несколько контрактов. Речь идет о поставке беспилотных летательных аппаратов производства израильской компании IAI, французских вертолётоносных десантных кораблей-доков типа «Мистраль», итальянских бронемашин Iveco LMV Lynx и немецкой брони производства Rheinmetall.
Зарубежные покупки российские военные объясняют необходимостью приобретать передовые технологии (вот только кто продаст действительно новые разработки – Горбачёвых, Ельциных и иже с ними там нет). О теперешних принципах закупок для армии довольно содержательно было сказано в «Виртуальном мире» № 2 2010 года. Попробуем разобраться с прошлым, настоящим и будущим нашей армии и её оружия.
Прошлое. До распада СССР наша армия ни в чём не уступала зарубежным армиям, а во многом и превосходила их. Конечно, нельзя отрицать «заслуг» Горбачёва, уничтожившего в угоду США полностью роботизированный завод по производству тех самых СС-20, которых так боялись американцы, но Ельцин и в разрушении обороны вне конкуренции. Это он в нетрезвом уме и полном беспамятстве подарил США управление вектором тяги реактивного двигателя (к которому они даже подходов не видели), разрешил фото и киносъёмку экраноплана «Орлёнок» в полёте – меньшего брата «КМ» («Каспийского монстра», как в ЦРУ расшифровали эту аббревиатуру, означавшую всего лишь «корабль-макет»), «поделился» документацией по гиперзвуковому полёту, даже не спросив разработчиков, так как «бедные американские друзья» сами ничего не могли сделать.
Рыба гниёт с головы. Уж если Ельцин за свои «подвиги» удостоился посмертных почестей вплоть до присвоения его имени Национальной библиотеке, то его подчинённые и тем более пустились во все тяжкие. Стоит ли удивляться, что один из ближайших сподвижников покойного Алексеева (бывший конструктор «ЦКБ Алексеева» Дмитрий Синицын) в 1992 году перешёл на работу в тайваньскую компанию Amphistar, где серийно выпускает экранопланы среднего класса, а в США в 2004 году концерн Boeing начал реализацию проекта Pelican, в рамках которого планируется построить крупнейший в мире экраноплан. Размах его крыльев составит 152 метра, а длина фюзеляжа – 122 метра. Аппарат сможет развивать скорость до 240 узлов (445 километров в час) и перевозить грузы массой до 1,2 тысячи тонн, например, 17 танков M1 Abrams и десант. Дальность полета экраноплана составит около 16 тысяч километров.
17 ноября 2011 года министерство обороны США провело испытание новой планирующей гиперзвуковой бомбы AHW (Advanced Hypersonic Weapon). Благодаря новой бомбе американские военные смогут наносить удары по целям, расположенным в любой точке мира, в течение часа (США следовало бы по этому случаю посмертно наградить Ельцина.Ред.). Основной целью испытания была проверка боеприпаса на маневренность, управляемость и устойчивость к высокотемпературному воздействию.

Рис.1. Новая планирующая гиперзвуковая бомба AHW (Advanced Hypersonic Weapon)
Разработка проекта AHW ведётся в интересах Армии США в рамках более масштабной программы быстрого глобального удара. По данным Исследовательской службы Конгресса США (CRS), дальность действия AHW значительно меньше, чем у другого гиперзвукового аппарата – Falcon HTV-2. Последний способен поражать цели на дальности до 27 тысяч километров и развивать скорость до 20 чисел Маха (23 тысячи километров в час). Последние испытания FHTV-2 состоялись в середине августа 2011 года и оказались неудачными.
FHTV-2 также разрабатывается в рамках программы быстрого глобального удара. В рамках этой программы также ведутся работы по созданию баллистической ракеты с обычной боеголовкой, гиперзвуковой ракеты X-51A Waverider и, предположительно, орбитального беспилотника X-37B. По данным CRS, финансирование программы в 2011 году составило 239,9 миллиона долларов, из которых 69 миллионов были потрачены на AHW.
Настоящее. К несчастью для наших потенциальных и не потенциальных противников наработки советского ВПК были таковы, что до сих пор кое-где наше оружие и сейчас, спустя двадцать лет, лучше зарубежного. Вот тут-то и начинается сфера деятельности нашего Министерства Обороны, которое под всякими благовидными и не благовидными предлогами прекращают финансирование наших перспективных разработок (например, танка Т-95, «Чёрного орла» или безэкипажного танка Уралвагонзавода).

Рис.2. Безэкипажный танк Уралвагонзавода
Если же, паче чаяния, вопреки всему, в том числе, и отсутствию финансирования, заводы всё-таки сделают что-то лучше мирового уровня (например, вертолёты «Чёрная акула» или «Аллигатор», бронемашины «Тигр» или «Волк» и многое другое), наше оборонное ведомство отказывается их покупать, предпочитая втридорога покупать зарубежные образцы под предлогом получения технологий.
Но ни одна страна и ни один разработчик не передаст свои новейшие разработки (кроме нашего покойного пьяницы). В своё время в космосе СССР вырвался вперёд не потому, что наши войска захватили Фау-2, а потому, что Королёв требовал делать всё самим, принимая чужие разработки как стартовый образец, но ни в коем случае не копируя их. Поэтому-то даже вывезенный в США конструктор Фау Вернер Браун отстал от Королёва. А вот генерал Макаров, видимо, этого не понимает.
Ещё меньше понимал это руководитель Рособоронзаказа генерал Поповкин, который теперь ведает Роскосмосом. Здесь он тоже успел проявить себя, прекратив, как он сказал, «за ненадобностью», финансирование новой космосистемы «Русь», образец которой был готов к испытаниям.
Схема модификаций ракето-носителя Русь-М. Изображение с сайта spacephys.ru
Рис.3. Схема модификаций ракеты-носителя "Русь-М".
Видите ли, по мнению Поповкина модернизированного «Союза» вполне достаточно! Оборонку развалил, теперь занялся космосом.
Между тем, модернизация «Союза», о которой сейчас так много шумят, сводится к замене аналоговых систем управления цифровыми (на базе импортных микросхем, ведь в гермокорпусе НПО «Светлана» теперь торгово-развлекательный комплекс). Скорее всего, как только в США будет готова новая космическая система (кстати, уступающая Руси), начнутся перебои с поставкой микросхем, их ненадёжная работа и т.п. и Россия потеряет свой последний приоритет!
Однако, российские изобретатели продолжают досаждать МО своими идеями, намного опережающими зарубежные аналоги. Поэтому МО (вероятно, с участием Генштаба) сумело убедить президента Медведева и он своим Указом № 673 от 24 мая 2011 года ликвидировал ФГУ «ФАПРИД», учреждённое указом президента РФ от 14 мая 1998 года «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения», которое и осуществляло правовую защиту интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота именно таких результатов.
И снова заявки по «результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения», говоря проще, секретные, пойдут открытой почтой в общий котёл, откуда их так легко продавать за рубеж до того, как им присвоят соответствующий гриф. Зато теперь российские умельцы не будут беспокоить МО своими выдумками, их идеи «на корню» уведут за рубеж, а потом нам же и продадут с наценками, маржой и другими прелестями. И ответственности никакой!
Будущее.  При нынешнем Министерстве Обороны будущего у российской армии нет. Советский задел кончился, а если что ещё и осталось, так оно физически устарело. Пример тому «Фобос-грунт», который не сработал, простояв на складе более двадцати лет. Теперь СМИ шумят, но не о том. Ведь «Тополя» и «Воеводы», отдежурив по двадцать и более лет, всё ещё летают и попадают в цель! Так их сделали советские специалисты. Смогут ли так же работать «Булава» и «Синева» (тоже советские разработки, но изготовленные сейчас)большой вопрос.
Единственный выходсобрать МО в полном составе, включая весь вспомогательный и обслуживающий персонал, дать им лопаты и грабли, ибо ничем другим они управлять уже не способны, и отправить планировать территорию космодрома «Восточный», на строительство которого генерал Поповкин намерен тратить все деньги, попадающие к нему в руки. Причём именно Поповкина сделать над ними старшим, освободив от всех остальных обязанностей.
Можно даже сохранить им оклады и пенсии, всё равно это будут ничтожные расходы по сравнению с тем вредом, который они наносят стране в своём нынешнем статусе. А без их помех российские изобретатели снова выведут страну вперёд.