Новый
принцип
военных закупок
Руководство РФ
(не будем уточнять личности) провозгласило основной задачей
модернизацию
всего и вся. Казалось бы, изобретатели должны запеть от восторга. Ан
нет,
почему-то молчат, не радуются. И почему бы это?
Как было раньше? В
конце
прошлого века, когда только появились спутниковые определители
координат
(в США), одна питерская научно-производственная группа разработала
российский
аналог координатника, сертифицировала его везде и всюду, где полагалось
для международного использования, и направилась в Морской Регистр,
который
регулировал приобретение таких приборов для российских морских яхт.
Отечественный
прибор по всем параметрам, кроме двух, совпадал с американским
аналогом.
Не совпадали точность определения координат (американский работал с
точностью
до 100 м, российский -
до 40 м) и цена (американский стоил 16000 долларов, российский -
4000 тех же долларов).
В
закупке
было отказано!
В России был
сконструирован
и изготовлен пистолет "ГШ-18", самый лёгкий в мире, но при этом
способный
пробивать 8 мм броню, однако, для спецподразделений закупались гораздо
более тяжёлые и менее "пробивные" "Гюрза", "Грач" и "Беретта".
Зато Рособоронэкспорт
наладил продажу "ГШ-18" в Эмиратах и Саудовской Аравии. Правда, сейчас
прошёл слух, что, может быть, его, наконец, соберутся закупить и для
наших
спецслужб.
Боевики
на
Северном Кавказе с нашим же бронебойным "ГШ-18", а наши с Макаровым!
К концу 2010 года,
быть
может, кому-то удастся полетать на хвалёном Суперджет-100, в который
уже
вложили и продолжают вкладывать немерянные бюджетные деньги -
ещё
бы, как утверждают СМИ, это первый самолёт российской, а не советской
разработки!
Напомним, в 2010 году поставка для SSJ100 импортных комплектующих узлов
составила более 80%.
Отечественными
в нём остались только планер, часть двигателя, интерьер кабины пилотов
и концентратор данных для электроники. То есть в любой момент
зарубежная
фирма типа Snecna, Thates, Liebherr, B/E Aerospace и т.д., и т.д. может
сорвать выпуск, прекратив поставки (например, из-за очередного
извержения
какого-либо вулкана).Меж тем остаётся сокрытой во мраке судьба Ту-334,
первый полёт которого состоялся более 10 лет назад. Ту-334 имеет
европейский
"шумовой" сертификат, входит в десятку наиболее экономичных мировых
лайнеров,
может эксплуатироваться практически во всех российских аэропортах,
но...
на 97% состоит из отечественных компонентов! А это, по теперешним
понятиям,
главный недостаток -
нет
"навара" посредникам!
Но не будем говорить о
гражданской
авиации, там ведь компании квазичастные, они хотят покупать "Боинги" и
покупают их, хотя попытки нашего авиапрома принять участие в конкурсе
самолётов-топливозаправщиков
для армии США были пресечены Госдепом США. Казалось бы, если наши
самолёты
такие плохие, зачем тяжёлая административная артиллерия?!
У нас есть
немало
беспилотников, причём вполне неплохих, ФСБ и пограничники довольны, но
мы их не производим, а для армии втридорога закупаем беспилотники в
Израиле!
Якобы, чтобы опыт перенять!
Теперь от воздушных
кораблей
к морским. Центральное конструкторское бюро имени Алексеева, известное
как разработчик "Каспийского монстра", намерено в ближайшее время
возобновить
проектные и опытно-конструкторские работы по созданию экранопланов,
которые
впоследствии будут использоваться для нужд силовых структур России. Об
этом заявил начальник отдела качества ЦКБ Алексеева Евгений Мелешко. По
его словам, ЦКБ получило заявку правительства на возобновление работ.
Экраноплан
относится
к классу морских судов, поскольку способен передвигаться в
непосредственной
близости от поверхности -
до
двух-трех десятков метров (эта величина во многом зависит от размеров
корабля).
Такой аппарат способен скользить над водной или земной поверхностью,
используя
экранный эффект, при котором подъёмная сила обеспечивается набегающим
потоком
воздуха, нагнетающим давление под кораблем. Чаще всего экранопланы
используются
над водной поверхностью, поскольку, в отличие от земной, она более
равномерна
по высоте.
Экранопланы выгодно
отличаются
от обычных кораблей тем, что способны развивать скорость до 250 узлов
(460
километров в час), а их перемещение практически не ограничено
-
моря, реки, болотистая местность, снега, льды и даже суша способны
служить
для создания "экрана".
Любопытно,
что
многие иностранные компании в настоящее время ведут собственные
разработки
в области экранопланов, используя советские наработки. Так, в 1990-х
годах,
с разрешения Государственного комитета по оборонной промышленности и
Министерства
обороны России, ЦКБ Алексеева организовало для американских
специалистов
экскурсию на базу в Каспийске, где был подготовлен к вылету экраноплан
"Орлёнок". Западным специалистам было разрешено вести фото и
видеосъемку.
Стоимость такой экскурсии составила около двухсот тысяч долларов. В
2004
году концерн Boeing начал реализацию проекта Pelican, в рамках которого
планируется построить крупнейший в мире экраноплан. Размах его крыльев
составит 152 метра, а длина фюзеляжа -
122 метра. Аппарат сможет развивать скорость до 240 узлов (445
километров
в час) и перевозить грузы массой до 1,2 тысячи тонн, например, 17
танков
M1 Abrams и десант. Дальность полета экраноплана составит около 16
тысяч
км.
На Тайване разработка
экранопланов
началась благодаря бывшему конструктору ЦКБ Алексеева Дмитрию Синицыну,
который в 1992 году перешел на работу в тайваньскую компанию Amphistar.
По условиям договора найма, Синицын получал финансирование, а в обмен
передавал
компании патенты и права на создаваемые транспортные средства. В случае
прекращения финансирования все права и патенты возвращались
конструктору.
Выпускаемые в настоящее время аппараты Amphistar способны развивать
скорость
до 150 километров в час и перелетать на расстояние до 600 километров.
Поэтому
Мелешко
нет особого смысла радоваться возобновлению "проектных и
опытно-конструкторских
работ в ЦКБ Алексеева". Скорее всего будут опять "недостатки в
финансировании"
и закупка, скажем, тайваньских экранопланов, построенных по нашим
патентам
нашим же конструктором. Но втридорога!
Генеральный директор
ОАО
"Адмиралтейские верфи" заявил, что предприятие готово к производству
вертолётоносцев
типа французского "Мистраля", так как арктические танкеры, спускаемые
верфями,
имеют схожие с вертолётоносцами характеристики.
Так
зачем
нам французский "Мистраль", когда наш судпром может строить лучше и
свободные
мощности есть?
Но это ведь означает
строить
для себя, да ещё и без торговых посредников! Нет, если что и строить,
то
только на продажу!
В прошлом
году
Россия продала за рубеж оружия и военной техники, по оценке Федеральной
службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), на 8,8 миллиарда
долларов, а по оценке "Рособоронэкспорта" -
на
7,4 миллиарда долларов. В продажу шло всё -
комплексы
ПВО, самолеты, танки, подводные лодки... Разумеется, речь идёт об
экспортных
вариантах техники, которые, вопреки здравому смыслу, значительно лучше
вооружений, производимых для российских военных.
На экспорт Россия
поставляет
модернизированные образцы военной техники, в то время как Министерство
обороны страны покупает в основном технику немодернизированную.
Например,
в войска поступали бронетранспортеры БТР-80, оснащённые только
пулемётами,
в то время как на экспорт эти машины поставляются с малокалиберными
пушками.
В сентябре 2009 года аудитор Счётной палаты Николай Табачков заявил,
что
доля современного вооружения, поставляемого в армию, составляет только
6%. Может быть, такая ситуация сложилась из-за нехватки средств на
покупку
техники и переоснащение армии? Может быть, Минобороны "от нужды" на
протяжении
последних нескольких лет закупало танки и бронетранспортеры в
минимальной
конфигурации? Ан нет, как видим, денег на дорогой импорт хватает, их
нет
на отечественные изделия!!!
Но это
всё
было до лозунга модернизации, а как сейчас?
Выясняется,
что всё так же! И вот свежайший пример. В интернете появилось сообщение
о том, что принято решение о закупке автобронетехники у фирмы Ивеко
(Iveco
LMV M65) в Италии. Кстати, сейчас мы продаём Китаю бронеавтомобили
семейства
"Тигр". Китай закупает для своей армии только лучшие мировые образцы,
освоил
производство аналога американского Хаммера, который ни в одном
параметре
не уступает прототипу, а по четырём превосходит, поэтому факт закупки
Китаем
"Тигра" говорит, что "Тигр" -
машина
хорошая.
Корпус
ГАЗ-233014
"Тигр" сварен из термообработанных бронелистов толщиной 5 миллиметров и
обеспечивает надежную защиту от огнестрельного оружия и поражающих
факторов
взрывных устройств. В боковых стенках имеются бойницы, а в крыше - два
люка. В салоне, рассчитанном на экипаж из девяти человек, могут быть
установлены
радиостанция и блокиратор радиоуправляемых взрывных устройств.
Автомобиль
оснащен турбодизелем мощностью 205 л.с., механической шестиступенчатой
коробкой передач, независимой торсионной подвеской всех колес и
системой
автоматического регулирования давления воздуха в шинах.
Машина способна
развивать
скорость до 140 километров в час. В настоящее время выпускается
несколько
вариантов "Тигра", включая СПМ-2 с повышенной баллистической защитой,
армейскую
модификацию автомобиля, командно-штабной вариант и "Тигр" в
небронированном
исполнении. "Тигр" превосходит Iveco LMV M65 по всем показателям,
уступая
ему только в классе защиты и цене (Iveco LMV M65 стоит около 300 тысяч
евро за штуку, "Тигр" -
сто
тысяч евро).
Неужели же
броня
втрое дороже всего остального? Почему-то кажется, что наша
промышленность
по такой-то цене могла бы доработать "Тигра". Более того,
"Военно-промышленная
компания" уже представила на форуме "Технологии в машиностроении 2010"
в Жуковском дальнейшее развитие серии "Тигр" -
натурные
образцы новых бронеавтомобилей семейства "Волк".
Автомобили новой серии
предназначены
для транспортировки личного состава, грузов, буксирования прицепов
массой
до 2,5 тонны, монтажа вооружения и оборудования. В "Волке" использованы
бронированный корпус и бронестекла, которые соответствуют шестому
классу защиты. В частности, броня и стекла машины способны защитить
экипаж
от огня из основных видов стрелкового оружия, а также попадания
осколков
артиллерийских снарядов и подрыва на минах. Машины
оборудованы бортовой информационно-управляющей системой.
"Волк"
имеет
независимую управляемую подвеску с изменяемой жесткостью. Благодаря
гидропневматической
подвеске дорожный просвет может изменяться от 250 до 550 миллиметров,
обеспечивая
повышенную проходимость машины. На бронеавтомобили семейства
устанавливаются
двигатели ЯМЗ-534 мощностью 190, 240 и 300 лошадиных сил. Таким
образом, новая отечественная разработка уже превосходит итальянскую по
всем показателям!
Несмотря на это в
ближайшие
пять лет Министерство обороны намерено купить 1775 LMV M65 -
в 2011-2012 годах по 278 таких машин в год, в 2013-2014-м -
458 единиц в год, в 2015-м -
228 броневиков, а в 2016-м -
75 автомобилей. По 300 тысяч евро за штуку! Не будем голословны: ниже в
таблице приведены сравнительные данные обсуждаемых автомобилей:
Параметр
|
ГАЗ-233014
"Тигр"
|
Iveco
LMV M65
|
"Волк"
|
Внешний вид |
|
|
|
Макс.скорость,
км/час |
140
|
130
|
140
|
Дальность, км |
500
|
500
|
500
|
Класс защиты |
3
|
6
|
6
|
Вместимость,
чел. |
9
|
5
|
9
|
Буксируемый
груз, т |
1,5
|
-
|
2,5
|
Цена, тысяч
евро |
100
|
300
|
~ 120
|
Как видим, LMV M65
превосходит
"Тигр" только по уровню защиты, а новой разработке -
"Волку" -
уступает во всём.
Единственное
"достоинство"
-
втрое более высокая цена!
Казалось бы, вопрос
должен
был бы решиться в пользу "Волка". Однако, нет и ясно почему -
даже без коррупционной компоненты, на одной марже, посредник получит
больше
при закупке LMV M65. А боеспособность армии, развитие
отечественного
автопрома и тому подобное карман не греют!
Вот поэтому
закупки
для российской армии идут под лозунгом:
Хуже,
но дороже!
А
Вы говорите: Инновации, модернизации...