Велоласт
Для движения под водой обычно широко применяются ласты, устройство, которое
более или менее успешно копирует природные движители подводных обитателей.
Однако при желании получить большие скорости люди переходят к винтовому
движетелю. Причина заключается в том, что при работе ластами человек использует
далеко не самые сильные и тренированные мышцы.
Между тем наличие в продаже гофрированных пластиковых трубок
различных диаметров позволяет изготовить "Велоласт" -
устройство, в котором будут работать самые сильные мышцы ног человека,
но приводить в движение они будут ласт, подобный хвосту кита.
Горизонтальное расположение ласта вызвано тем, что боковое сопротивление
человеческого тела в этом направлении максимально.
Устройство велоласта понятно из приводимых ниже рисунков.
На рисунке 1 в двух проекциях показан жесткий каркас, закрепляемый
на теле пловца поясом.
Рис. 1 Схема каркаса велоласта
В лоткообразных педалях размещаются гибкие полости (типа резиновых груш),
заполненные водой и соединенные каждая со своим гофрированным шлангом изгибного
привода (рис. 2).
Изгибный привод, показанный на рисунке 2, представляет собой узкую
нерастяжимую ленту, к которой с двух сторон кольцеобразными скрепами прикреплены
два гофрированных шланга. Привод одним концом жестко связан с каркасом,
а на его втором конце так же жестко установлен ласт.
Рис. 2. Схема изгибного привода с лопастью.
При нажиме ногой пловца на одну из полостей практически (в наших условиях)
несжимаемая вода пытается удлинить шланг, чему препятствует нерастяжимая
лента. В итоге удлинение шланга осуществляется путем изгиба всего привода
в ту или другую сторону в зависимости от того, на какую полость нажимает
нога пловца.
Рис. 3. Примерный вид оси изгиба привода с лопастью.
Вообще говоря, для большей эффективности ласта его можно было бы аналогичным
способом изгибать как показано на рисунке 3. Но можно обойтись и собственной
гибкостью лопасти..