Конкретнее о религии

(в связи с  2000-летием христианства)
А вообще философствуя, не забывайте, что весь мир
состоит лишь из двух взаимопреобразующихся компонент
- МАТЕРИИ и ЭНЕРГИИ, а все остальное - разновидности.
(Козьма Прутков)
Примерно десятая часть населения Земли в эти годы отмечает двухтысячелетний юбилей христианства. Не вдаваясь в подробности точной хронологии этого юбилея, благо здесь даже христианские теологи не могут точно договориться, мы воспользуемся поводом поговорить о религии вообще (на примере средиземноморских религий) и об одном из величайших изобретателей древности, равновеликом Будде.
Понятно, что корни и христианства, и ислама лежат в иудаизме. Но столь же понятно, что изобретатель иудаизма не Моисей. Безусловно, Моисей - далеко не ординарная фигура. Совсем ведь не просто было понять, что основывать новую религию было нельзя ни в Египте с его жесткой вертикалью власти, ни в Элладе с ее разнузданной демократией, где города то и дело изгоняли и приглашали царей, а то и вовсе обходились без царя во главе.
Моисей не только понял это, но и будучи незаурядным демагогом, сумел увлечь целое племя из благодатной нильской долины в пустыню, сорок лет водил их по этой пустыне, чтобы стереть воспоминания о жизни в Египте и чтобы ничем не превосходящая Египет Палестина стала "землей обетованной".
Повторяем, на все это у Моисея хватило ума, но он допустил в своей демагогии крупную ошибку, о которой мы скажем дальше и из-за которой впоследствии появилось и христианство, и ислам.
Короче говоря, не Моисей "выдумал порох" новой религии, он был воспитан в жестких рамках тоталитаризма, а для такого изобретения нужна немалая доля вольнодумства. Скорее всего изобрел иудаизм, а, следовательно, и его продолжения свободомыслящий эллин-эпикуреец, слишком ленивый для реализации собственных идей, что для изобретателей довольно характерно. Моисей же был, как мы сказали бы теперь, "инноватором", работавшим без авторского надзора.
Итак, воздав должное неизвестному изобретателю, займемся самим изобретением. Для начала обсудим наличие потребности в таком изобретении.
Как великий Ф. Ницше опроверг сам себя
Большая часть философов XIX века по поводу религии утверждала следующее:
"Скажем смело, что религия есть продукт нормального человека (с чем автор настоящей статьи полностью согласен при условии, если вместо слова человека поставить словосочетание человеческого общества), что человек наиболее прав, когда он наиболее религиозен и более уверен в бесконечной судьбе..."
Ф. Ницше на эту фразу реагировал так:
"Эти фразы являются до такой степени антиподами моему слуху и моим привычкам, что когда я впервые прочитал их, я в порыве негодования написал рядом: религиозная глупость по преимуществу".
Далее о религии он пишет::
"Христианская вера с самого начала есть жертва, принесение в жертву всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности ума и в то же время это отдание самого себя в рабство, самопоношение, самокалечение".
Читаем дальше:
"Где бы ни проявлялся доселе на свете религиозный психоз, мы находим его связанным с тремя опасными диэтическими предписаниями: отшельничество, пост и половое воздержание - причем однако нельзя с уверенностью решить, что здесь причина, что действие и существует ли здесь вообще какое-либо соотношение между причиной и действием".
И вдруг:
"Теперь уже можно догадаться, чего, по моему представлению, пытался достигнуть тут посредством жреца-аскета врачующий инстинкт жизни и для чего понадобилась ему временная тирания ... Это нужно было для того, чтобы сделать больных до известной степени безвредными, обречь на самоуничтожение неизлечимых, а легко заболевшим дать обратное направление их ressentiment (жажда мести)".
Поворот даже не на 180, а на 540 градусов!! Вот так атеист Ницше, боровшийся с религией, пришел к выводу, что религия нужна человеку. В чем дело?
Во времена проживания Ф. Ницше науке еще неизвестно было о том, что в Природе для каждой популяции животных существует свой "санитар", пожирающий больных, ослабленных индивидуумов популяции. Для зайцев есть лисица, для куропаток - сова и т.д.
Человек, если учесть его интеллектуальный потенциал, оказывается самым сильным из живых созданий на Земле и никому не позволяет уничтожать своих даже слабых и больных сородичей - если не считать эпидемий, с которыми человек тоже постепенно начинает управляться, или комбинаций погодных перепадов, которые в какой-то мере являются "санитарами" человеческой популяции, и в борьбе с которыми человек еще не очень преуспевает. Но зачастую это не регуляция, а почти полное уничтожение, без отбора.
Ф. Ницше пришел к твердому убеждению, что в человеческом обществе нарушается естественный отбор в силу его вмешательства в этот процесс. Кроме того, он установил наличие в человеческом обществе врачующего инстинкта жизни в лице жреца-аскета.
Этим самым он сделал полшага в верном направлении в деле познания религии. Этот инстинкт является очень важным элементом существования человеческого общества, он и заложен в основание любой религии.
Таким образом, религия в том или ином виде - шаманизм, христианство ли это или коммунизм - нужна как форма искусственного отбора при ослаблении или выключении естественного.
Теперь займемся методом осуществления отбора. Прежде всего в голову приходят войны - в древности и в средние века они осуществляли определенный отбор по физическим параметрам.
Но, во-первых, физическая сила - не главное качество человека, во-вторых, развитие оружия, особенно, средств массового уничтожения сделало войну средством простого количественного сокращения популяции. Нам же нужен искусственный отбор прежде всего по психическим параметрам.
Механизм образования невроза
В одном интервью корреспонденту СПб Ведомостей (06.03.02) Н.П. Бехтерева на вопрос "что такое любовь?" ответила: "упрощенно любовь - это род невроза, который возникает у человека на определенном эндокринном фоне".
Попробуем проанализировать и это высказывание, и его основы.
1. Нам известно, что в физиологическом (органическом) плане как животное, так и человека от гибели упреждает физическая боль.
2. В духовном плане как животное, так и человека от гибели упреждает беспокойство, напряженность, как итог - страх (у человека - с размышлениями).
В первом случае дело с защитой организма от разрушения и гибели обстоит проще. Боль, откуда бы она не исходила, в конечном итоге оказывает воздействие на нервно-эндокринную, иммунную и другие гомеостазирующие системы, которые автоматически включаются в действие по защите и регулированию нарушенных систем организма. Как правило, на этом и заканчивается процесс восстановления порушенного организма или его части - для животного. На физиологическом уровне то же самое происходит и с человеком.
Сложнее обстоит дело у человека на духовном уровне, хотя принцип тот же самый. Если у животного в защиту организма от всех напастей включаются системы гомеостаза и мозг как механизм конкретного мышления, то у человека включается правое полушарие мозга как механизм конкретного мышления и левое полушарие - носитель абстрактного мышления, которого у животных практически нет.
Абстрактное мышление (левое полушарие) - это часть уже духовно-интеллектуального, сродни страху, но уже более высокого порядка, которое благодаря наличию колоссальной и продолжительной памяти приобретает гигантские возможности.
Нам известно, как человеческая мысль влияет на работу сердца и, наверняка, в первую очередь с помощью быстро перемещающейся энергии, а не с помощью химических процессов, которые протекают значительно медленнее. И мысли как раздражитель влияют не только на сердце, а и на все органы человека. Каким же образом?
На этот вопрос есть ответ в учебниках по физиологии человека для студентов высших медицинских учебных заведений.
К примеру, в "Основах физиологии человека" (гл. редактор акад. Б.И. Ткаченко, глава 1, параграф 1.8 "Электрические явления в возбудимых клетках") на стр. 47 сказано, что электрический потенциал, возникающий в клетках ткани от раздражителя (физического, химического, эмоционального и т.д.) имеет как метаболическую, так и ионную природу. Этот сигнал уже может управлять процессами.
От укола иглы, благодаря одноразовому воздействию, клетка получила болевой кратковременный импульс - потенциал действия, который заменил потенциал покоя. Как только импульс воздействия исчез, клетка вернулась к потенциалу покоя (здесь и далее механизмы действия на клеточном уровне описаны схематично. А.А.)
Другое дело, когда импульс раздражения получен не от физического воздействия, а от мыслительного аппарата, который имеет память. Память способна к повторно-длительному воздействию на клетку. При наличии памяти воздействие на клетку происходит уже по другим законам.
Память способна повторно и длительно подавать на клетку потенциал действия. Потенциал действия может закрепиться на мембране клетки, самоблокироваться и не позволить клетке вернуть потенциал покоя. Нарушается нормальный рабочий режим клеток головного мозга, соответственно нарушается психический покой человека. Образуется невроз, который, кстати, может касаться любого органа человека.
Тот самый невроз, о котором говорила акад. Бехтерева, обеспечивает главнейший инстинкт жизни, для которого природа не изобретает средств борьбы. Возникает предположение, что именно этот путь можно использовать для искусственного отбора на психическом уровне.
Человек, ощущая психический дискомфорт, еще в древнейшие времена стал обращаться к придуманным им высшим существам - богам в лице ли Ра, Ярилы, Яхве или обожествленных животных. Для большей уверенности, следовательно, для большей эффективности потребовался посредник - шаман, жрец, священник, секретарь ячейки - название несущественно.
Своими проповедями и другими приемами, выработанными тысячелетней практикой, священник делает внушение верующему и отпускает грехи. Верующий кается, чувствуя за собой терзающую его вину, постепенно успокаивается, считая, что бог его простил. (На клеточном уровне блокировка снимается, клетка возвращает потенциал покоя). Можно снова грешить.
Таким образом найден метод выполнения регуляции. Осталось выбрать прототип.
Если наше предположение о личности изобретателя иудаизма верно, у него было два прототипа:
1. Эллинский (а затем скалькированный с эллинского римский) пантеон с человекоподобием богов, вольнодумством, возможностью спорить с богами, а, следовательно, не очень надежным воздействием на психику.
2. Египетский пантеон, включающий живого бога - фараона и построенный на жесткой иерархии и тоталитаризме, с обязательным кастовым делением и императивным характером указаний свыше, что, естественно, гораздо больше отвечало задаче установления и снятия неврозов.
Именно поэтому наш изобретатель и выбрал в качестве прототипа египетскую модель. В этом легко убедиться, сравнив "небесную" иерархию с государственным устройством Египта времен фараонов, даже титулы небесных чиновников - греческое название чиновников фараона (ангел - вестник, архангел - старший вестник и т.д.)
Новизной изобретения явилась идея первородного греха - не нужно ждать, пока человек почувствует себя виновным - он виновен изначально, от рождения, так же, как ребенок рабыни раб от рождения.
Теперь можно попытаться на современном языке изложить формулу изобретения:
"Способ искусственного отбора людей на психическом уровне, заключающийся в создании и устранении неврозов путем воздействия на их память, отличающийся тем, что с целью экономии усилий и упрощения управления человек помещен на нижнюю ступень духовной иерархии ("раб божий") посредством идеи первородного греха".
Как уже говорилось ранее, реализацию изобретения взял на себя Моисей, выбрав в качестве подопытных одно из семитских племен. Однако, в процессе "пиара" он допустил ошибку, которая имела долговременные последствия: убедил евреев в "богоизбранности".
Именно эта его идея породила христианство, а после ухода христианства в Европу и далее на север, породила ислам и до сих пор является главной и, похоже, единственной причиной кровавых противостояний христианства и иудаизма, христианства и ислама, иудаизма и ислама и т.д..
Таким образом, религия, изначально предназначенная оказывать положительное воздействие на здоровье человека, задуманная, по существу, как интегрированная иммунная система общества на психическом уровне и до сих пор частично выполняющая свою функцию, в то же время принесла и продолжает приносить кровавый урожай давнишней ошибки.
Что поделать: добро и зло - разные стороны одной медали.
Порох тоже придумали не для пушек.