"Новая хронология" и "белый" шум

или

"виртуальная" битва академиков.

Преамбула. В последнее время широкую известность получили работы известного математика академика РАН А.Т. Фоменко с соавторами, посвященные истории средних веков и древнего мира и вызвавшие почти истерическую реакцию профессиональных историков и приближенных к ним.

Автор сразу же намерен обозначить свою позицию в этом вопросе:

Работы А.Т. Фоменко (далее - АТФ, как это предложено акад. В.Л. Яниным) независимо от их истинности, уже принесли ощутимую пользу, поставив под сомнение "богоданность" и неоспоримость европейской истории. Хотя казалось бы вполне очевидно, что археологические раскопки более достоверны, чем "раскопки" рукописей, до последнего, дофоменковского времени, "рукописные" историки вынуждали археологов ставить под сомнение датировки своих находок, несмотря даже на объективные измерения.

Сейчас, после выхода в свет работ АТФ, методика преподнесения истории в виде неоспоримых догматов навсегда ушла в прошлое. Теперь придется историкам подстраиваться под археологов, а не заставлять архелогию "подгонять" свои находки, их датировку и т.д. под рукописи. Таким образом, даже если допустить, что работы АТФ - идеальная ахинея, своей цели они достигли.

Не являясь ни историком, ни математиком, автор не собирается поддерживать или опровергать АТФ и не намерен обсуждать его работы. Единственное, на что он хочет обратить внимание читателя, это форма ведения дискуссии оппонентами АТФ.

Далее будет обсуждаться и цитироваться сборник "История и антиистория. Критика <новой хронологии> академика А.Т. Фоменко", изданный в Москве в 2000 г. по материалам конференции "Мифы <новой хронологии>", прошедшей 21.12.99 г. на историческом факультете МГУ.

Реакция большинства авторов статей в этом сборнике на "новую хронологию" по своей сути - "белый шум" (который по определению содержит в себе все, но из которого нельзя извлечь ничего) - только укрепляет позицию АТФ.

Радисты давно знают способ выделения полезного сигнала (если он, конечно, есть) из наложившегося на этот сигнал шума - это синхронное детектирование. При соответствующих постоянных времени удается выделить сигнал, амплитуда которого много меньше средней амплитуды шума. Автор, использовав в качестве опорного сигнала работы АТФ, попытался "синхронно детектировать" первую же статью указанного сборника, принадлежащую перу акад. А.А. Зализняка, и был очень удивлен полученным результатом: примерно четверть доводов автора статьи работает в пользу АТФ.

Конечно, для большей точности и надежности следовало бы увеличить "постоянную времени", но, учитывая трудозатраты, отсутствие необходимого времени и, главное, желания так бездарно его тратить, мы не стали этим заниматься.

Причины популярности АТФ. Популярность "Новой хронологии" и других работ АТФ с соавторами - не их заслуга.

Долгое время профессиональные историки внушали обществу тезис о полной завершенности исторической науки, в которой можно только уточнять отдельные детали интерьера, а все здание в целом уже построено в виде некоего Храма. (Подобное уже было в начале прошлого века с физикой, ее тоже "закончили за исключением некоторых мелочей", что произошло потом - известно).

Беда историков (увы, не только советских, как считает А.А. Зализняк, а всех европейских) в том, что они сами на памяти одного поколения несколько раз поочередно навязывали людям взаимоисключающие догмы о событиях новейшей истории, тем самым добившись полного к себе недоверия.

Этого бы не произошло, если бы история преподносилась не как "истина в последней инстанции", а с показом поиска, сомнений, споров историков, короче, внутренней жизни исторической науки.

Догматичность представления историками собственной науки - вот основная и единственная причина ошеломившего историков успеха АТФ.

Не специалисты же, к которым собственно обращены работы и АТФ, и его критиков, замечают пену на губах последних и говорят: "Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав".

Эмоции историков вполне можно понять по цитате, взятой из статьи "Удовольствие быть сиротой" М.Ю. Соколова, опубликованной в указанном выше сборнике. Хорошо видна реакция и на тиражи изданий АТФ, и на спрос на них, - цитирую:

Действительно, написаны и пишутся диссертации, их авторы "остепеняются", продвигаются по "научной лестнице", порой, правда, сваливаясь с нее при очередной смене власти, но это обычный риск карьерных траекторий, а тут подкоп под самый фундамент, да еще и с такой финансовой отдачей. Тут уж не до корректности.

Внимательно прочитав рассматриваемый сборник, не удалось найти ни одной работы историка, в которой бы не было ни одного оскорбления в адрес АТФ. Это как-то не очень похоже на научную дискуссию, а если еще учесть, что АТФ молча продолжает делать свое, то у читателя непроизвольно возникает картина слона и стаи мосек, безотносительно к содержательной стороне дела. Кто же делает рекламу АТФ?

Беглое описание статей указанного сборника. Прежде чем заняться критикой, необходимо уделить несколько слов самому объекту критики. Нам показалось достаточным привести слова АТФ, предваряющие его работы. В частности, приведенная ниже цитата взята из вводных замечаний к книге I "Русь и Рим":

Аналогичные высказывания предваряют и другие работы АТФ на историческую тему. Обращаем внимание читателей на то, что в каждом цитируемом абзаце есть "по-видимому", а во втором черным по белому написано: "... это пока всего лишь гипотеза". Наиболее критикуемая работа "Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима" имеет подзаголовок "Факты, статистика, гипотезы", а во введении, в параграфе 0.1 первый же абзац начинается так: "Мы сформулируем нашу концепцию (гипотезу) сразу, без предварительной подготовки читателя".

Таким образом, в работах АТФ с соавторами речь идет о гипотезе, то есть об утверждении, не полностью доказанном, которое следует обсуждать, что-то в нем отвергать, что-то доказывать, а что-то принимать.

Теперь откроем критический сборник. В первой же статье акад. А.А. Зализняка "Лингвистика по А.Т. Фоменко" читаем (абзац второй от начала статьи):

Надо отдать должное профессионализму автора статьи - прекрасно зная, что термин "концепция" многозначен (концепцией называют и формулировку исследовательской задачи, и гипотезу, и, наконец, законченную и обоснованную теорию) он, несмотря на неоднократные напоминания авторов о гипотетическом характере их концепции, предпочитает воспринимать ее как законченную теорию.

Тем самым он получает возможность применить старый, как сама история, метод заочного спора:

Эта позиция автора статьи крайне прискорбна (тем более, что сам автор критической статьи в абзаце 11 пишет: "...А.Т.Ф. не претендует на то, что все его утверждения об истории математически доказаны."), т.к. его критика филологических "изысков" АТФ весьма и весьма содержательна и обоснована (вспомните результаты "детектирования").

Удержись автор статьи от ненужных эмоций (например, как это сделал археолог Е.Н.Черных в своей статье <Биокосмические "часы" археологии> в этом же сборнике), цены бы статье не было.

Иллюстрируем цитатами:

Именно эмоции завели автора статьи, вместе с академиком В.Л. Яниным, статья которого тоже есть в этом сборнике, на путь огульного отрицания. Снова цитируем А.А.Зализняка:

Вот здесь-то эмоции и подвели двух академиков сразу. Они в пылу полемики упустили из виду религиозное рвение - все летописцы и, главное, переписчики и библиотекари были не просто верующие, а фанатики веры.

Ведь это были монахи - люди, отказавшиеся "от мира", посвятившие себя богу. Достаточно было признать святость библии и написанных при зарождении христианства постулатов (евангелий и житий), чтобы тысячи и тысячи слуг божьих принялись править "под святые книги" тексты, которые можно было править, и сжигать, как бесовские, те, которые исправить было невозможно. Не нужны для этого никакие "штабы", никакие "тайные лингвистические академии".

И это происходило везде, куда добиралась церковь, причем независимо от церковных течений. Уничтожали "бесовское" и католики, и православные, и лютеране, и баптисты.

Поэтому-то опровергать АТФ, а ему с соавторами подтверждать свои гипотезы нужно либо рукописями, до которых "библейские" церкви не могли добраться (например, китайскими), либо современными археологическими находками, датируемыми объективными методами.

Ведь АТФ не утверждает, что до начала фальсификации Земля не была населена людьми, речь идет о том, что часть действительных событий дохристианской человеческой истории была интерпретирована в угоду библии, часть - передатирована с той же целью, часть предана забвению. И для этого не требовалось никакого другого "генплана", кроме самой библии, реализуемой с религиозным фанатизмом. Основоположники секты христиан, конечно же, жаждали "древней родословной", поэтому и наплели с три короба, а заодно сожгли Александрийскую библиотеку (вполне в духе "великих" тогдашнего мира). Их "откровения" и составили вторую часть "генплана".

Вовсе не Скалигер и Петавиус все придумали - они в меру сил добросовестно и даже с максимально возможной для них объективностью обработали то, чем располагали. Вся фальсификация была сделана частично до них, частично после них, хотя и они сами, как христиане, в сомнительных случаях лезли в библию, евангелие и т.п..

Вспомним, что мы в юности слышали о Николае I и Павле I. Тысячи добросовестных литераторов называли первого "Палкиным", а второго - чуть ли не дебилом. И ведь не только называли. Теперь выясняется, что при "Палкине" был чуть-ли ни апогей России во всех смыслах, включая культуру, а "дебил" похоже потихоньку превращается в умнейшего, но рано убитого реформатора.

Пройдет немного времени и наверняка Петр I сойдет со своего пьедестала - тому порукой его скульптура в Петропавловской крепости - как говаривал один ныне здравствующий митрополит от Маркса - "процесс пошел".

И ведь это при книгопечатании и массовых тиражах. Насколько же проще работать с рукописями в единственном экземпляре! На этом фоне вполне допустима мысль кандидата исторических наук А.Л. Пономарева:

В этом случае тем более следует, подавив все эмоции, содержательно и доказательно донести до широких читательских кругов, где и в чем их мистифицируют. Сборник же, напротив, пересыщен эмоциями, как уже цитированая нами статья акад. А.А. Зализняка.

Как пишет составитель сборника А.Д. Кошелев в предисловии к нему: "Без постоянной поддержки акад. В. Л. Янина этот сборник вряд ли увидел бы свет. Большую роль в определении его концепции и тональности сыграли беседы с акад. А. А. Зализняком"...

Нам даже пришла в голову совсем крамольная мысль: а не мистифицируют ли нас, а заодно и своих коллег все три академика? Вот как начинает свою статью в сборнике академик В.Л Янин (стр. 310):

Поэтому и другие статьи этого сборника, за исключением <Биокосмических "часов" археологии> Е.Н.Черных, страдают теми же недостатками, что и статьи двух академиков (А. А. Зализняка и В. Л. Янина): избытком эмоций, уничтожающим в глазах читателя доказательность приводимых доводов, и использованием "европейских" исторических материалов, которые в течение многих веков фильтровались, правились или уничтожались в угоду "святым текстам". (Кстати, этот процесс успешно идет и в наше время, увы, среди ученых-европейцев, особенно гуманитариев, много искренне верующих христиан).

Судите сами:

Подобные заявления могут сойти с рук физикам-ядерщикам (которые, кстати, никогда себе этого не позволят), ибо физики ощутимо доказали правоту своих высказываний, а вот историкам и иже с ними доказательства типа: "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда", увы, по их же собственным заслугам непозволительны.

Между тем:

Кстати, все-таки, изобилие и полиграфическое роскошество или невыразительно оформленный двухтомник ?

На этом мы считаем возможным закончить цитирование, тем более, что остальные статьи выдержаны в том же духе. Нам представляется, что после прочтения указанного "критического" сборника (кстати, изданного тоже не менее шикарно) у читателя, не знакомого с работами АТФ, могут возникнуть следующие мысли:

  1. Работы А.Т.Фоменко и его соавторов следует прочесть, так как они - отнюдь не абсолютная ахинея, а рабочая гипотеза и/или формулировка нескольких исследовательских археолого-исторических задач. Обоснование: "Юпитер, ты сердишься..."
  2. И А.Т.Фоменко, и его предшественник Н.А. Морозов ошибаются, пытаясь найти события фальсифицированных веков в современной европейской истории. Их следует искать вне зоны досягаемости постиудейских религий или в археологии. Обоснование: именно этого критики упорно избегают.
  3. Сам феномен АТФ свидельствует о том, что рукописи, "которые не горят", но хорошо фальсифицируются, должны, наконец, занять свое естественное место иллюстративного материала археологии, а в последней на первое место следует поставить применение существующих объективных методов датировки и разработку новых. Обоснование: статьи А.А. Зализняка, А.Л. Пономарева и др.
  4. Подобные "критические" сборники не только не способны снизить шумиху вокруг АТФ, но напротив усиливают ее, служат превосходной рекламой. Очень похоже, что эта "виртуальная битва" так и задумана: создать еще больший ажиотаж вокруг АТФ и урвать и себе кусочек пирога. Обоснование: статьи М.Ю. Соколова и А.Л. Пономарева.

Список литературы не приводится, так как она вся указана в тексте.