Интеллектуален
ли ИИ?
Искусственный интеллект, точнее то, что понимают под этим названием, настолько
заполонил интернет, что настала пора поговорить о фактической стороне процесса.
Дело в том, что на самом деле и сам ИИ, и сети, с претензией называемые
нейронными, составляют очень малую часть того, что действительно требуется
от Интеллекта. По сути дела предлагаемый, а точнее настойчиво навязываемый
продукт, которому присвоено это название, способен выполнять поиск, тем
более широкий и глубокий, чем обширнее базы поиска, но и только. Для того,
чтобы правильно сформулировать требования к ИИ, настоятельно необходимо
добраться до «корней». А «корни» «зарыты» в работах академика И. И. Артоболевского,
щедро раздававшему ученикам и последователям свои идеи, которыми он был
чрезвычайно богат.
Одной из таких идей была методика изобретений, развив которую Г.С. Альтшуллер
создал АРИЗ – Алгоритм решения изобретательских задач. Результативно используя
подарок, он построил затем ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач.
Жаль только, что имя подлинного изобретателя этой весьма полезной методики
редко упоминается в трудах последователей. Методика Артоболевского содержит
ряд последовательных шагов:
1. Формулировка идеального решения поставленной задачи.
2. Выявление «помех» в реализации идеального решения.
3. Поиск путей устранения или обхода «помех».
4. Поиск решения аналогичных задач.
5. Использование «помехи» в качестве самостоятельного решения.
В смысле креатива наиболее эффективны два первых шага. «Шлифовка» условия
задачи по существу и есть процесс её решения, ибо решение задачи это перевод
с языка условия на язык решения. Второй шаг креативен потому, что зачастую
именно «помеха» и была ранее не замечаема. Последующие шаги закрепляют
достигнутое. Однако в процессе использования АРИЗ первые операции стали
выполняться всё более формально, основную роль стал играть 4-й шаг, благо
поисковые системы становились всё более совершенными и скоростными. Именно
такой поиск с использованием нейронных сетей и стали называть ИИ.
Между тем, понятие «интеллект» (intellectus, – рассудок, разум) в гносеологии
– способность к опосредованному, абстрактному познанию, включающая в себя
функции сравнения, абстрагирования, образования новых понятий и умозаключений.
Именно такие функции обеспечивают первые два шага (частично третий), то
есть именно они обеспечивают креативность процесса. Использование аналогий
зачастую результативно, но не создаёт новых объектов и понятий. Так, насечка
на рабочей поверхности молотка для отбивания мяса не меняет его сути: постепенное
накопление энергии во время замаха и её быстрое выделение при ударе!
Креативность человеческого менталитета (кстати, штучно-неповторимого) в
процессе жизни индивидуума обеспечивает метод проб и ошибок, но он же и
делает менталитет человека индивидуальным. Применение этого метода для
ИИ даст тот же индивидуализм. Есть ли резон добавлять к миллиардам биомозгов
подобные самоделки, – большой вопрос. Широко применяемый сейчас под
знаменем «ИИ» информационный продукт уже чрезвычайно полезен и обещает
многое в дальнейшем, однако, на высокий титул «Интеллект», даже с нейросетями,
«не тянет». Казалось бы, так ли уж это важно. Беда в том, что из-за расширенного
названия от ИИ станут требовать того, на что он не способен и, «обжегшись
на молоке», перестанут применять вообще!
В
оглавление