Интеллектуален ли ИИ?
        Искусственный интеллект, точнее то, что понимают под этим названием, настолько заполонил интернет, что настала пора поговорить о фактической стороне процесса. Дело в том, что на самом деле и сам ИИ, и сети, с претензией называемые нейронными, составляют очень малую часть того, что действительно требуется от Интеллекта. По сути дела предлагаемый, а точнее настойчиво навязываемый продукт, которому присвоено это название, способен выполнять поиск, тем более широкий и глубокий, чем обширнее базы поиска, но и только. Для того, чтобы правильно сформулировать требования к ИИ, настоятельно необходимо добраться до «корней». А «корни» «зарыты» в работах академика И. И. Артоболевского, щедро раздававшему ученикам и последователям свои идеи, которыми он был чрезвычайно богат.
        Одной из таких идей была методика изобретений, развив которую Г.С. Альтшуллер создал АРИЗ – Алгоритм решения изобретательских задач. Результативно используя подарок, он построил затем ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. Жаль только, что имя подлинного изобретателя этой весьма полезной методики редко упоминается в трудах последователей. Методика Артоболевского содержит ряд последовательных шагов:
        1. Формулировка идеального решения поставленной задачи.
        2. Выявление «помех» в реализации идеального решения.
        3. Поиск путей устранения или обхода «помех».
        4. Поиск решения аналогичных задач.
        5. Использование «помехи» в качестве самостоятельного решения.
        В смысле креатива наиболее эффективны два первых шага. «Шлифовка» условия задачи по существу и есть процесс её решения, ибо решение задачи это перевод с языка условия на язык решения. Второй шаг креативен потому, что зачастую именно «помеха» и была ранее не замечаема. Последующие шаги закрепляют достигнутое. Однако в процессе использования АРИЗ первые операции стали выполняться всё более формально, основную роль стал играть 4-й шаг, благо поисковые системы становились всё более совершенными и скоростными. Именно такой поиск с использованием нейронных сетей и стали называть ИИ.
        Между тем, понятие «интеллект» (intellectus, – рассудок, разум) в гносеологии – способность к опосредованному, абстрактному познанию, включающая в себя функции сравнения, абстрагирования, образования новых понятий и умозаключений. Именно такие функции обеспечивают первые два шага (частично третий), то есть именно они обеспечивают креативность процесса. Использование аналогий зачастую результативно, но не создаёт новых объектов и понятий. Так, насечка на рабочей поверхности молотка для отбивания мяса не меняет его сути: постепенное накопление энергии во время замаха и её быстрое выделение при ударе!
        Креативность человеческого менталитета (кстати, штучно-неповторимого) в процессе жизни индивидуума обеспечивает метод проб и ошибок, но он же и делает менталитет человека индивидуальным. Применение этого метода для ИИ даст тот же индивидуализм. Есть ли резон добавлять к миллиардам биомозгов подобные самоделки,  – большой вопрос. Широко применяемый сейчас под знаменем «ИИ» информационный продукт уже чрезвычайно полезен и обещает многое в дальнейшем, однако, на высокий титул «Интеллект», даже с нейросетями, «не тянет». Казалось бы, так ли уж это важно. Беда в том, что из-за расширенного названия от ИИ станут требовать того, на что он не способен и, «обжегшись на молоке», перестанут применять вообще!

В оглавление