Олимпийский дрейф:
от Апполона к Артемиде
Предисловие редакции. Команда
президента США Трампа ещё до инаугурации предлагала России в качестве пряника
возобновление активного сотрудничества в космической отрасли и участие
в совместной программе ради быстрого завершения конфликта на Украине: «В
контексте обещания положить конец конфликту на Украине, он мог бы подсластить
сделку, сделав Путину предложение, от которого тот не сможет отказаться.
Речь об участии в программе «Артемида» в обмен на мир с Киевом», – говорится
в материале. Отмечается, что главными целями этого проекта считаются полёт
на Марс и возвращение человечества на Луну. Россия также получит доступ
к американским технологиям и поставщикам необходимого оборудования. Последняя
фраза, разумеется, предполагает и доступ НАСА к российским секретам: как
выяснилось, слишком рано списали Россию со счетов, а у неё и ядерный космический
буксир, и гиперзвук, и многое другое...
Артемида (англ. Artemis) – американская программа исследования Луны, возглавляемая
космическим агентством НАСА, в которой участвуют три других партнёрских
агентства: Европейское космическое агентство, Японское агентство аэрокосмических
исследований и Канадское космическое агентство. В случае успеха программа
«Артемида» восстановит присутствие человека на Луне впервые после миссии
«Аполлон-17» в 1972 г. Основными компонентами программы являются ракета-носитель
Space Launch System, космокорабль «Орион», космостанция «Lunar Gateway»
и коммерческие системы посадки человека, включая Starship HLS. Долгосрочная
цель программы состоит в создании постоянной базы на Луне и облегчении
пилотируемых полётов на Марс.
Программа «Артемида» – это сотрудничество космических агентств и
компаний по всему миру, связанных друг с другом Соглашениями Артемиды и
вспомогательными контрактами. Соглашения были подписаны 13 октября 2020
года директорами 8-ми национальных космических агентств: США, Австралии,
Великобритании, Италии, Канады, Люксембурга, ОАЭ и Японии. Позже присоединились
Аргентина, Колумбия, Чехия, Испания, Украина, Южная Корея, Новая Зеландия,
Бразилия, Польша, Мексика, Нигерия, Германия, Индия, Израиль, Руанда, Румыния,
Бахрейн, Сингапур, Франция, Саудовская Аравия, Эквадор и Швейцария.
Программа была официально учреждена в 2017 году при администрации Трампа,
однако многие из её компонентов, такие как корабль «Орион», были разработаны
во время программы «Созвездие» (2005 – 2010) и после её отмены. Первый
запуск «Ориона» и Space Launch System, первоначально планировавшийся на
2016 год, состоялся 16 ноября 2022 года в рамках миссии «Артемида-1». Согласно
плану, запуск миссии «Артемида-2» с экипажем состоится в апреле 2026 года,
посадка «Артемиды-3» с экипажем на Луну – в середине 2027 года, стыковка
«Артемиды-4» с Lunar Gateway – в сентябре 2028 года, а затем будущие ежегодные
посадки на Луну.
В ноябре 2022 года к Луне стартовал первый космический аппарат Artemis-1.
Он облетел Луну и приводнился через 25 дней. Вкратце этот проект можно
описать так: ракетоноситель – сверхтяжёлая двухступенчатая ракета Space
Launch System (SLS, Система космических стартов). Грузоподъёмность – 95
тонн. Стоимость одной ракеты – $18 млрд. Назначение SLS – доставить на
орбиту Луны космический аппарат Орион (его начали разрабатывать NASA ещё
в программе Созвездие в 2004 году).
По опубликованным ТТД Ориона возникают вопросы. Будет ли предусмотрен вакуумный
туалет (как на МКС) или, как на Аполлонах, астронавты будут ходить в памперсы?
Зачем 4-х астронавтов запихивать в крохотный Орион? Зачем женщина в экипаже?
Если бал правит политкорректность, научная ценность программы сомнительна.
На рисунке анимировано движение Artemis-1 относительно Луны и Земли. Орбита
достаточно сложная, хотя в ней не показано движение Луны и Земли вокруг
общего центра масс. Но опустим это. Обратим внимание, что Artemis-1 в конце
своей миссии приближался к Земле почти со второй космической скоростью
– 11,2 км/с (может быть чуть меньше). Если Орион будет лететь по похожей
траектории, возникает ещё одна проблема: корабль нужно тормозить, а топлива
и двигателей для этого на Орионе нет. Как не было и у Аполлонов (кстати,
была ли программа Аполлон реальной или это постановка – споры идут
до сих пор). Существует однонырковая и двухнырковая схема приземления (или
приводнения). Аполлоны и Артемида-1 применяли однонырковую схему с прогнозируемым
местом приводнения.
Торможение в атмосфере при скорости 11 км/с требует термической защиты
на порядок выше, чем при спуске аппаратов Союз с околоземной орбиты. А
перегрузки таковы, что на Землю должен прилететь фарш – живой организм
не выдержит таких перегрузок. В двухнырковой схеме (рикошет от атмосферы)
ускорение торможения меньше, но она не гарантирует приводнение в заданной
точке. Хотя сможет ли пережить рикошет человеческий организм тоже вопрос.
И при такой схеме спускаемый аппарат можно равновероятно искать в любой
точке Земли. Далее. Аппарат Artemis-3 – планируемая пилотируемая высадка
астронавтов на поверхность Луны. Здесь сразу возникает вопрос долговременного
нахождения астронавтов на борту лунной станции. Понятно, что астронавты
там будут находиться месяцами. Как будет решён вопрос радиационной безопасности?
Это не орбита Земли с её магнитным полем, которое защищает астронавтов.
Неделю ещё организм выдержит, а далее – в ущерб здоровью экипажа. Начиная
с Artemis-5 и далее, до Artemis-10 – высадки астронавтов на поверхность
Луны и создание лунной базы на поверхности (программа расписана до 2033
года). Но пока далее Artemis-6 намеченный на 2028 год НАСА запуски не планирует.
По итогам полёта Artemis-1 опубликованы фотографии Земли. Обратим внимание
на размер Земли в кадре. Он существенно больше 1/30 доли дистанции. Между
тем размер Земли на кадрах нашей АМС Луна-25 совсем крохотный. И как-то
не верится, что камера не смогла заснять ни одной звезды. Если Млечный
путь виден в ясную ночь сквозь атмосферу, то в космосе он должен быть как
светящаяся полоса. Яркие звезды точно должны быть на снимке. На сайте НАСА
в разделе, посвящённом подготовке и полёту Artemis-1 представлена всего
одна фотография поверхности Луны. В наш век мощной оптики и цифровых камер
с матрицами в десятки мегапикселей, потратить миллиарды и не заснять всё
более детально – расточительно. Засняли бы места посадок Аполлонов – это
стало бы самым веским доказательством величия американской космонавтики
и науки. А пока есть место сомнениям!
В январе 2004 года Буш младший подписал пакет документов «О развитии космической
деятельности США после завершения строительства МКС». В вышеупомянутом
документе НАСА предписывалось завершить первичное строительство МКС к 2010
году, и после того как основные задачи, стоящие перед космическими челноками,
будут завершены, программа «Шаттл» должна быть свёрнута. Одновременно американское
космическое агентство должно было разработать Crew Exploration Vehicle:
корабль-капсулу для доставки американских астронавтов на станцию, на Луну
и, возможно, даже на Марс. Испытания этого «относительно простого» транспортного
средства должны были начаться к 2008 году, что по времени более чем достаточно,
чтобы довести его до рабочего состояния к тому моменту, когда «Шаттл» выполнит
свои последние полёты, связанные со сборкой МКС. Тогда люди всё ещё думали
что испытания можно закончить за пару лет и ввести ракету/корабль в эксплуатацию.
Согласно новой программе НАСА сначала на сверхтяже Ares-V в космос летит
груз, а позже за ним стартует экипаж в «Орионе» на Ares-I, с последующей
стыковкой на околоземной орбите. К сожалению, новые Лунные планы разбились
об традиционные задержки и перерасход средств. Основная проблема заключалась
в том, что новая программа не снимала финансовую нагрузку по запускам челноков
и эксплуатации МКС, а накладывалась сверху к текущим расходам, что создавало
огромную нагрузку для агентства. Так как в «Созвездии» была высадка на
Луну, а старшипа, спейсов и Маска ещё в помине не было – высаживаться собирались
консервативным путём, с помощью ЛПК «Альтаир», который по компоновке
был откормленным в три раза LEM'ом (из программы Аполлон). К сожалению
новые лунные планы разбились об традиционные задержки и перерасход средств.
Основная проблема заключалась в том, что новая программа не снимала финансовую
нагрузку по запускам челноков и эксплуатации МКС, а накладывалась сверху
к текущим расходам, что создавало огромную нагрузку для агентства. Ну и
конечно, там был «Орион». По сути это единственное, что досталось миссии
«Артемида» от программы «Созвездие».
Пока
что программа исследования и освоения Луны Артемида является второй попыткой
НАСА закрепиться на нашем спутнике после программы Аполлон и может служить
иллюстрацией неперехода количества в качество (30 участников и в результате
лишь облёт Луны). Кстати, о цифрах. Стоимость программы оценивали в $230
млрд до 2025 года. Это в баксах 2004-го. То есть можно сверху в нынешних
ценах ещё 30% накидывать. В том же 2009 году в Белом доме заседал уже новый
президент Барак Обама, и, как это часто бывает при смене администрации,
новое руководство решило сократить расходы и оптимизировать отрасль. Отчёт
по текущему положению дел, сделанный для президента Обамы, гласил, что
завершение программы «Созвездие» обойдётся как минимум в $150 миллиардов,
и даже в этом случае возвращение на Луну или полёт на Марс в обозримом
будущем маловероятен.
Похоже выглядят и планы ESA: красиво, но с финансами туго, да и с техникой
тоже. Если начистоту, планы сесть на Луну в 2024 году – это вилы по воде
из разряда той старой новости из 2006, где нам обещали российскую лунную
базу в 2015 году. Но никто и не собирался лететь в 2024 – ЛПК просто отсутствует
как материальный объект, ему даже макеты для статичных испытаний не изготовили,
со скафандрами у НАСА очень долгое время были проблемы, и они о сих пор
ещё не готовы. Вот тут-то НАСА и вспомнило про Россию! Задача: размахивая
флажком заселения Марса, заманить в программу Россию с её новинками, которые
на МКС ещё не успели своровать!
Ведь пора, наконец, признать, что в Солнечной системе нет планет, пригодных
для жизни человека, конечно, кроме Земли. И дело не в магнитных полях и
радиации, дело в силе тяжести, управлять которой человек не умеет, а его
жизнь всецело определена именно этим фактором! Обживать космос можно только
на сооружениях с искусственной силой тяжести, а на планетах иметь сооружения,
обслуживаемые вахтовым методом.
И НАСА, и ESA ставят во главу угла своих разработок именно колонизацию,
заведомо неисполнимый процесс, следовательно в основе их планов обман!
Неужели же Роскосмос ничему не учится, даже если «мордой об стол»? Так,
как в «Союз-Аполлон»!
В
оглавление