«Прилунение»
(редакционный обзор)
Скупой платит дважды
        19 августа с.г. Роскосмос сообщил, что космическая станция «Луна-25», по предварительным данным, перешла на нерасчётную орбиту, столкнулась с Луной и прекратила существование. Связь с аппаратом, по данным ведомства, была потеряна в 14.57 по московскому времени. В субботу «Роскосмос» заявлял, что, в соответствии с программой полёта «Луны-25», в 14.10 был выдан импульс для перехода на предпосадочную орбиту, в ходе операции на борту станции произошла нештатная ситуация, которая не позволила выполнить маневр с заданными параметрами.
        «По результатам предварительного анализа, в связи с отклонением фактических параметров импульса от расчётных, аппарат перешёл на нерасчётную орбиту и прекратил своё существование в результате столкновения с поверхностью Луны», – говорится в сообщении госкорпорации. «Роскосмос» оценивал вероятность успеха миссии в 70%, в июле разработавшее устройство НПО им. Лавочкина заявило о 80% шансов на успех. При этом В.Г. Сурдин (к.ф-м.н., ст.н.с. Государственного астрономического ин-та им. П.К. Штернберга) оценил вероятность завершения миссии по плану в 50% из-за сложности полёта.
        В том же духе высказался и глава Института космической политики И.М. Моисеев: «Если она сядет – значит, очень здорово повезло». «Сообщение Роскосмоса лаконично. Получается так, что двигатель не отключился. Он должен был снизить орбиту, перевести на посадочную. И если его не отключить вовремя, то орбита будет снижаться и снижаться, пока не пересечётся с поверхностью Луны. Вот это и произошло. Почему не выключился, не сообщают, возможны разные причины»,сказал он. По словам Моисеева, крушение «Луны-25» делает рискованными запуски следующих станций, поскольку не были получены нужные данные и опыт посадки. Он отметил, что следующий запуск станции с высадкой на Луне запланирован на 2028 год. А планы обширные:
        Успешность этих планов зависят от того, была ли авария случайной или системной. Акад. РАН, конструктор ракетного двигателя РД-180 Б.И. Каторгин полагает, что существуют два варианта нештатных ситуаций. «Первый – ошибка в программе, в команде, которую дали на спуск. Её дали не в тот момент, когда нужно. То есть произошёл сбой в программе. Второе: техническая неисправность в тормозных двигателях, но в это я мало верю. Я больше склоняюсь к тому, что это ошибка в программе, в управлении. Конечно, этот проект можно считать неудачным.  Хвалили столько «Луну 25», один лишь звон, что всё прекрасно и хорошо. Сильно расхвалили», – добавил специалист. Оба варианта Каторгина – случайны, профилактика их – контроль.
        А вот о чём говорит директор Департамента стратегического планирования Госкорпорации «Роскосмос» Ю.Н. Макаров. Ещё в октябре 2020 года он заявил: «Скажем так, это десятки млрд рублей, потому что это ресурсоёмкий проект, сложный с точки зрения технической реализуемости», – отметил он. А раз так, начинаются коллизии финансирования, экономия на контроле и тому подобное, характерное сейчас для всей космической отрасли России. Поэтому, какой бы ни была конкретная причина выдачи нерасчётного импульса, существуют более общая причина гибели «Луны-25» и это причина стратегического характера.
        Речь идёт о концепции так называемого прагматичного космоса, модного в российской космической отрасли постсоветского времени. Суть этой концепции в том, что полёты нужно проводить, только если они приносят некую – желательно экономическую – пользу. Поэтому межпланетные миссии после 1991 года «Роскосмос» планировал по остаточному принципу. За тридцать с лишним лет он предпринял ровно три попытки отправить аппараты к другим небесным телам: два – к Фобосу, один – к Луне. Все три откладывались, переносились и в итоге завершились неудачами, имевшими закономерный характер. Ведь прерванные на полпути разработки, да ещё и лишённые эксперимента – убитые разработки.
        Ещё одна закономерность в том, что чем реже человек или организация делают что-то сложное, тем хуже у них всё получается. Лётчику боевой авиации, имеющему всего месячный перерыв в полётах, уже назначают «вывозные» полёты – за счёт них окружающие пытаются понять, в какой мере он утратил лётные навыки, которые должны быть отточены до автоматизма, и насколько нужно их восстанавливать. В основном эта мера избыточна (и затратна), но если перерыв достигает хотя бы года, то она необходима, даже если речь идёт о лётчиках с тысячами часов налёта. Полёты в космосе намного сложнее полётов на земных самолётах, а общий накопленный опыт таких полётов у всей земной цивилизации меньше, чем общий налёт типичной эскадрильи российских ВВС.
        Естественно, что при разработке одного «дальнего» аппарата раз в 10 лет, никакой опыт не нарабатывается: люди, трудившиеся над «Марсом-96» в 1996 году, давно на пенсии. Да и те, кто делал «Фобос-грунт» 2011 года, зачастую уже не работают в корпорации. В результате «Роскосмос» оказывается в позиции вечного новичка. В этом смысле какие-то серьёзные надежды на его безаварийные дальние полёты появятся только тогда, когда полёты станут регулярными, как в Индии в последние годы. Успешная посадка на Южном полюсе индийского «Лунного корабля» («Чандраян-3»), выполняющего программу, подобную программе «Луна-25», – психологически мощный  дополнительный удар по «Роскосмосу». Остаётся надеяться, что он побудит летать к Луне чаще, чем раз в десятилетие, – иначе неудачей закончится и четвёртая российская миссия, направленная к другому небесному телу.
        Однако, надежд на такое развитие событий очень мало пока фундаментальной наукой вообще, а космической в частности, руководят любители «быстрых» денег! Строительство фундамента всегда затратно, ведь отдача идёт не от него, а от здания, на нём построенного. Большинство исследований окажутся убыточны, но результаты некоторых из них перекроют все затраты. Подчеркнём – не фундаментальная наука даст доход, а то, что будет сделано впоследствии на её находках. Выделяя деньги на науку, отдачу надо требовать не от неё, а от использования её достижений. Науку не нужно брать за горло, пусть дышит свободно, отдача пойдёт от прикладников! Применительно к космосу отдача, и очень не малая уже идёт от ближнего космоса (на который во времена Королёва, Челомея, Янкеля было потрачено очень много).
        Теперь нужно вкладывать в «средний» космос, вкладывать много и не требовать «поквартальных» отчётов. Для этого в руководстве ИКИ РАН экономистов быть просто не должно – не так они воспитаны! Желательно также «хлеб» – научный космос – отделить от «мяса» – прикладного космоса – с целью явного учёта доходов и расходов. А вот «мух» нужно удалить! Доход прикладного космоса и от Глонасс, и от МЧС, и от ДЗЗ, и прочих «приложений» (например, от виртуальных космических путешествий, разумеется, дешёвых, но многочисленных) должен стать явным и очевидным, а бюджет регулярно и в строго установленные сроки должен финансировать космические исследования. Вот тогда у «котлеты» – космоса в целом – появится вкус!

В оглавление