Ипостаси Бога
Точное количество религий, которые существуют сейчас в мире, неизвестно.
Их насчитывают от 400 до 5 000, в зависимости от подхода к определению
религии. Одна из самых популярных классификаций религий – их разделение
на мировые, региональные и местные. Мировые верования объединяют людей
вне зависимости от их национальности, языка, гражданства. Такие религии
получили распространение на всех континентах и в большинстве стран мира,
объединяя крупные общности последователей. Российские религиоведы к мировым
религиям относят христианство, ислам и буддизм.
Национальные религии распространены преимущественно в пределах одного государства
и имеют последователей среди представителей одной нации. Самой крупной
по числу последователей национальной религией является индуизм, его исповедуют
более 90% индусов. В Китае распространены конфуцианство и даосизм. Одними
из древнейших региональных верований считаются синтоизм, распространённый
в Японии, и иудаизм, большая часть последователей которого живет в Израиле,
США и Канаде.
Местные
религии исповедуют жители определённых географических регионов или представители
отдельных этнических групп. Среди них, например, верования индейских племён
и народов – групп коренного населения Латинской Америки, африканские традиционные
религии различных племён, религия австралийских аборигенов. Возможны и
другие классификации, благо церквей хватает (например, официально существуют
церковь Марадоны, церковь бэкона и много других, им подобных).
Древнегреческие боги дислоцировались на Олимпе, к счастью для эллинов их
было немного. Но, как говорят греческие мифы, глупостей и прочих неприятностей
(от похищения Европы до троянской войны) общение богов с людьми дало предостаточно.
При таком количестве религий, зачастую политеистических, разместить нынешних
богов «во избежание» не очень просто и непонятно где. Это особенно касается
местных религий, боги которых могут укрыться от своей «паствы», которая
им верит, но не от неверующих в них адептов других религий. Конечно, горных
систем на Земле много, но ведь не могут латиноамериканские боги жить в
Шамбале.
Однако о встречах со «сверхъестественными» существами земного происхождения
СМИ, весьма склонные к сенсациям, почему-то молчат. О йети пишут, об инопланетянах
пишут, даже битые тарелки находят, а вот о личных встречах с богами ни
слова. Объяснить ситуацию можно, только разместив богов в виртуальном мире,
если это допустят их ипостаси. Греческое слово «ипо-стасис» буквально означает
«под-стоящее», иначе «субстанция». Нас устроят нематериальные ипостаси.
Это удобный ход, который сразу же выводит богов из материального мира.
Иначе говоря, в этом случае не нужно загонять богов на Олимп или в Гималаи:
будучи нематериальными, они для атеистов не осязаемы и даже «неисповедимы».
Но что же такое эти нематериальные «ипостаси»?
Нынешние многонациональные государства дают основание предположить, что
национальные черты характера гражданина той или иной страны гораздо больше,
чем гены, определяет менталитет, то есть тот набор норм и правил социального
поведения, который будущий гражданин получает в процессе своего развития
и воспитания. Индивид может соблюдать этот набор, а может и сознательно
его нарушать. Во втором случае он сам считает себя преступником, может
даже гордиться этим, но «законный набор» он знает. Даже нарушая закон,
он его признаёт! В этот набор национальных норм и правил поведения входят
в том числе и постулаты, принимаемые «на веру», своего рода социальные
аксиомы. С «цифровой» точки зрения наследственность это «железо», а менталитет
– программное обеспечение (естественно, не контролируемое индивидом). Воспитание
важнее наследственности!
А вот теперь обратим внимание, что значительная часть этого «программного
набора» аксиоматична. Принимая такие «истины» без доказательств, так сказать,
в качестве «данных свыше», индивид как раз и создаёт образ «высшего существа»,
преподавшего ему эти истины. Особо рьяные адепты наиболее значимые аксиомы
записывают в виде скрижалей, библий, евангелий, корана и других «боговдохновлённых»
произведений. Поэтому есть основания считать ипостасью Бога квинтэссенцию
пересечений менталитетов адептов религиозных кластеров. Иначе говоря, ипостась
конкретного бога – массив данных, алгоритмов, норм, правил и ритуалов,
присущих менталитетам адептов конкретной религии. Массивы – ипостаси богов
– существенно различны у разных религий. Различия и отклонения наблюдаются
даже в мировых религиях, например, в ритуалах продолжения рода – полигамия
(ислам), моногамия (христианство) и полиандрия (ладакхский буддизм). Ещё
больше различий в национальных и местных религиях.
Каждый массив хранится в памяти адептов конкретной религии в распределённом
виде, постоянно уточняясь, обновляясь и оптимизируясь во время исполнения
соответствующих обрядов. Именно он выступает в роли верховного судьи, –
бога, логоса, гуру, – всё знающего об индивиде, ибо порождён в том
числе и собственной психикой индивида. Отсюда и его «всемогущество» – он
мобилизует силы организма, если индивид в него верит – включается мощный
эффект плацебо. Отсюда и его «неисповедимость», и «всеведение», и многие
другие «сверхъестественные» свойства. Отсюда же и разнообразие религий,
и их «неуничтожимость»: религия существует тогда и только тогда, когда
существуют её адепты и пока они существуют!
Анализируя изложенное и имея в виду расширенное понимание модного в середине
прошлого века понятия «бионика», обнаруживаем современный продукт бионического
воплощения религий – облачные технологии. Конечно, компьютерные «облака»
ещё очень далеки от естественных ментальных «облаков», лежащих в основе
всех религий. Облако «христианство» базируется на 2,2 млрд «процессоров»
с резервами памяти в сотни и тысячи терабайт каждый, облако «ислам» на
1,6 млрд и далее по убывающей... Из реализованных облачных технологий к
религиозным технологиям ближе всего так называемые публичные облака
с
той лишь разницей, что их работу в религиозных «облаках» обеспечивает
децентрализованная система, работающая в автоматическом режиме. И пока
компьютерным облакам ещё очень далеко до оригиналов!
В оглавление