Магнитный парашют
АО «Информационные спутниковые системы им. академика М. Ф. Решетнева» (разработчик
спутников «Глонасс») запатентовало электромагнитный двигатель, который
позволит уводить с орбиты космические аппараты, отработавшие свой срок.
Двигатель (см. формулу изобретения), преобразующий непосредственно электрическую
энергию от источника постоянного тока на борту космического аппарата (КА)
в кинетическую энергию, содержит индукционные устройства (ИУ), расположенные
поровну на двух платформах, закреплённых на диагонально противоположных
относительно центра масс КА посадочных местах корпуса КА посредством штанг.
Предполагается, что электромагнит двигателя будет взаимодействовать с магнитным
полем Земли. Он сможет выдавать магнитный поток только в одном направлении.
Потребление электроэнергии, говорится в патенте, должно быть некритичным
для системы электропитания спутника и иметь тягу, позволяющую уводить КА
в плотные слои атмосферы.
Не имея возможности ознакомиться с результатами испытания такого двигателя,
нельзя оценивать его достоинства и недостатки, однако, сама идея тратить
электропитание на увод КА с орбиты не кажется особо осмысленной.
Ведь он и так обладает хорошим запасом энергии, которая потом всё равно
пропадёт в атмосфере вместе с КА. Между тем КА летит с хорошей скоростью
в магнитном поле Земли и связанное с ним замкнутое проводящее кольцо по
закону Ленца будет служить тормозом, тем более сильным, чем больше его
площадь. Это может выглядеть примерно так, как схематически показано на
рисунке:
Мягкий
многожильный проводник в незамкнутом состоянии спрятан под кожухом в течение
всего времени жизни КА. При необходимости свода КА с орбиты проводник,
прикреплённый стропами к КА, замыкается накоротко, двигаясь в магнитном
поле Земли, переводит кинетическую энергию КА в тепло, излучаемое в пространство,
и тормозит КА.
Проводяшее кольцо в роли магнитного парашюта!
Формула изобретения. Электромагнитный
космический двигатель, содержащий источник тока, магнитопроводные индукторы
и внешнюю магнитную среду, отличающийся тем, что в состав двигателя включены
четное количество спиралевидных катушек индуктивности, намотанных на неметаллические
держатели-жезлы и вставленных во внешние сердечники, представляющие собой
магнитомягкие цилиндрические трубки, размещенных поровну и симметрично
относительно центра масс космического аппарата и соединенных последовательно
в электрическую цепь с источником постоянного тока; переключатели направления
тока и выключатели для каждой спиралевидной катушки для создания пары сил
или заданного направления тяги двигателя.
В оглавление