Ужасные драконы
«Науки делятся на естественные, неестественные и противоестественные».
Лев Ландау
        Среди разнообразных мифозоев земного шара драконы являются, безусловно, самыми широко известными и наиболее реальными. Известны драконы сухопутные, речные и морские. Огромное количество видов этих замечательных животных с древнейших времён обитало (а, может быть, и обитает) практически во всех географических и климатических зонах, на земле и под землей, в воде и в небе. Монах Бенедикт из монастыря Св. Андрея на рубеже I и II тысячелетий сообщал, что сравнительно незадолго до него, «в 921 году от воплощения Господа нашего Иисуса Христа», прямо над Римом «в вышине, на небе, был виден в образе зверя огромнейший дракон; ему давали длину от церкви Святого Евсевия, возле небольшой часовни, почти до Соляных ворот, в то время как многие видели его больше часа; затем его закрыла туча, и он никогда больше не появлялся». «Народ в Риме начал беспокоиться, поражённый печалью о себе самом».
        Северогерманский хронист Адам Бременский в XI веке сообщал о драконах, живших на острове Эстланд в Балтийском море (он, по-видимому, ошибся, приняв за остров материковую область, населённую эстами). Он пишет: «Кроме того, нам говорили, что в означенном море есть ещё много других островов, среди которых и крупный остров Эстланд... Его жители совершенно не знакомы с Богом христиан, они поклоняются крылатым драконам, которым даже приносят в жертву живых людей, приобретая их у купцов; да проверяют весьма тщательно, чтобы на теле у жертвы не было ни единого пятнышка, а иначе, по их словам, драконы её отвергнут».
        Живший в XV веке историк Ян Длугош в труде «Анналы, или Хроники славного королевства Польши» сообщает о польских драконах: «Вавель – скалистая гора, которую омывает стремительным течением река Висла и на которой расположена замечательная базилика славнейшего мученика, блаженного Станислава, а также первая и выдающаяся польская крепость и столица – Краков. На этой горе также вплоть до сего дня видно множество пещер, в которых, согласно бытующему в народе письменному и устному преданию, жил дракон, чудовище удивительной величины, и причинял местным жителям большой вред».
        У румын, сербов, болгар и других северобалканских народов драконы, имевшие образ летающих змей, издавна ведали атмосферными явлениями. Румынский балаур, рептилия, летавшая в облаках и влиявшая на погоду, имела тело змеи и голову и хвост крокодила. Карпатский родственник балаура – шаркань – со временем изменился: среди них появились огнедышащие особи, которые вызывали не столько град, сколько засуху. На Руси издревле также водились разные виды драконов, которых здесь (как, впрочем, и во многих других славянских землях) традиционно называли змеями. В старинных азбуковниках их описывают так: «Крылатый, нос имеет птичий и два хобота, а в коей земле вчинится, ту землю пусту учинит».
        С драконами были знакомы не только в Евразии. Их «двоюродные братья», судя по одному из дошедших изображений кецалькоатля, успешно летали, по крайней мере, в Центральной Америке в доинкские времена. Это неудивительно: джунгли Амазонки не зря манили профессора Челленджера. Возможно также, что похожие легенды найдутся и у народов экваториальной Африки, если их не удалось начисто искоренить христианским миссионерам.
        Иногда к драконам относят и так называемых «коркодилов». По свидетельству летописцев, они обитали в российских реках, в частности в реке Великой, впадающей в Псковское озеро. Как сообщает Псковская Третья летопись, «в лета 7090 (1582)… изыдоша коркодили лютии зверии из реки, и путь затвориша, людеи много поядоша, и ужасошася людие и молиша Бога по всеи земли; и паки спряташася, а иних избиша». Водились крокодилы и в других славянских реках. Так, в 1589 году английский дипломат Джером Горсей видел мёртвого крокодила на берегу некой речки близ Варшавы. Представителей этого вида можно встретить и на русских лубочных картинках. Однако, «коркодилы» были четвероноги и не могли иметь крыльев: шестиногие звери, в отличие от насекомых и моллюсков, на Земле не обнаружены. Между тем, крылья на дошедших до нас рисунках драконов – пара ног, на которых образована кожистая плёнка. Их млекопитающим конвергентным аналогом, аэродинамическим, по крайней мере, могут быть «летучие лисицы».
        Классические китайские драконы, как и «Змей Горыныч» крылаты и двуноги. Это позволяет предположить, что прототипами легендарных драконов могли быть реальные существа (например, птеродактили). Для этого необходимо, чтобы птеродактили вымерли в близкое предисторическое время, когда наши предки уже имели членораздельную речь и, сидя в пещерах у костров, умели «травить байки». Перепончатое крыло у птеродактиля тянулось от задней стороны передних конечностей по бокам туловища до задних ног. В длину, так же как и в высоту птеродактили могли сильно различаться: от размеров вороны до 2,5 м в длину, 1,5 м в высоту, массой до 75 кг. Размах крыльев до 1,5 м. Появились около 190 млн. лет назад (дата смерти не указана!).
        Строго говоря, птеродактиль уже был не совсем динозавром. Птеродактили, как и археоптриксы, имели лёгкие и полые кости скелета. Возможно, у этих двух параллельных линий развития была и третья – драконы, которые обзавелись кожистыми крыльями, научились летать, охотиться на лету и, главное, повсеместно попадаться на глаза троглодитам. «Огнеметание» драконов легко объяснить, вспомнив привычку змей «знакомиться» с окружающей средой с помощью языка (как, напр., вараны Комодо). Достаточно, чтобы язык имел «нужный» цвет. Вполне допустимо, что драконы существовали во время «Климатического оптимума» и, в отличие от покрытых перьями птиц, при очередном похолодании вымерли, не сумев обеспечить тепловой баланс своего тела даже в тропиках.

В оглавление