Чернозёмы Курской области
        Курская магнитная аномалия (КМА) – необычнейшее место на Земле – располагается в Курской, Белогородской, Орловской областях. Это самый огромный на нашей планете регион, который невероятно богат запасами железа. Только разведанные запасы богатых руд – 30 миллиардов тонн, что очень много, если учитывать тот факт, что мировые запасы железной руды – 160 млрд. тонн. Это самый крупный известный бассейн железной руды в России и мире был обнаружен в 1773 году астрономом П.Б. Иноходцевым по аномалии магнитного поля. Позже Н.Д. Пильчиков предположил, что аномалия возникла из-за больших залежей в этой местности железной руды, за что и получил серебряную медаль Русского географического общества. С 1898 года изучением Курской магнитной аномалии занимался Эрнест Егорович Лейст. В 1909 году он сделал доклад об открытии месторождения.
        В 1923 году из скважины, пробуренной под Щиграми, на глубине 167 метров были добыты первые образцы железной руды. В 1931 году была заложена первая разведывательно-эксплуатационная шахта. В 1935 году были добыты первые пять тысяч тонн руды. КМА – это два подземных железорудных хребта. Один тянется на 400 км, имеет ширину 25 км, другой – 600 км в длину и 30 в ширину. Расположены они на территории девяти областей России! Самые известные месторождения находятся в трёх из них: Курской, Белгородской и Орловской. Интересен тот факт, что геологи до сих пор не могут объяснить, откуда в этой местности появилась руда. Вот такая очередная тайна нашей планеты!
        Но там же есть и ещё одна тайна: толщина верхнего тёмноокрашенного гумусового слоя чернозёма под курскими целинными заповедными степями достигает 1,5 метров. Это примерно в 5 раз толще, чем в сходных климатических зонах вне КМА и соизмеримо с Кубанью (см. справку). Содержание гумуса в верхних 10 сантиметрах почвы составляет 9 – 12%, а запас его в метровом слое равен 540 тонн на гектар. Следует отметить, что в заповедных участках Курской области – в Стрелецкой и Казацкой степях – сохранилась естественная степная растительность. Не распаханы также наиболее крутые склоны долин и балок. Мощные чернозёмы на заповедной целине находятся в режиме, близком к тому, в каком были в доисторических степях и потому они не продукт цивилизации.
        Курский чернозём является лучшей почвой области. Вероятно, про эти плодороднейшие почвы в записной книжке А. П. Чехова было шутливо записано: «Почва здесь такая, что воткнёшь оглоблю, а вырастет тарантас». Мощные чернозёмы чаще всего занимают ровные водораздельные и межбалочные пространства и пологие склоны в пределах КМА и не встречаются в аналогичных климатических зонах за её пределами. Видимо, курский чернозём как-то связан с магнитным полем. Ведь плотность магнитного поля над Курской магнитной аномалией в четыре раза больше, чем над Северным полюсом. Антиподом может служить Бразильская магнитная аномалия, где магнитное поле, в отличие от КМА, ослаблено, а местность неблагоприятна для сельского хозяйства.
        Кроме того, ещё в конце 80-ых специалисты Курского медицинского университета заметили, что в КМА заболеваемость инфекционными заболеваниями в несколько раз выше, чем в соседних городах. Были проведены исследования, которые завершились в 2007 году. Они установили, что геомагнитное поле ослабляет иммунитет и создаёт благоприятные условия для распространения инфекционных заболеваний. В Железногорске чаще бывают патологии беременности... А вот для микробов Курская магнитная аномалия, наоборот, оказалась благоприятна. Изучение курскими медиками местных возбудителей дизентерии и сальмонеллёза показало, что эти бактерии в КМА более инфекционны и устойчивы к лекарственным препаратам.
        Это может, например, означать следующее: сильное магнитное поле КМА лучше защищает живые организмы от корпускулярной фракции космических излучений, к которой одноклеточные более чувствительны в связи с отсутствием у них сложной, многоуровневой иммунной системы, поэтому наличие мощного магнитного экрана более благотворно именно для них. А поскольку КМА – благо  не только для болезнетворных одноклеточных, но и других, в том числе и почвенных бактерий, последние более интенсивно превращают органические остатки в перегной и, обогащая ним почву, создают уникальные курские чернозёмы.


 Справка. В первые десятилетия после начала почвообразования скорости роста почв достигают 4 – 5 мм/год; через 100 лет они снижаются до 1,5 мм/год; через 800 лет – до 0,6 мм/год, в следующие 2000 лет средняя скорость составляет 0,3 – 0,4 мм/год. На Кубани при гораздо более богатой растительности скорости выше: в среднем увеличение мощности сверхмощных чернозёмов за 3000 лет составляет 0,5 мм/год.
В оглавление