Способ ликвидации волнообразования
Хорошо известно,
что основной «потребитель» энергии у высокоскоростных судов это волнообразование,
те самые «усы», которые расходятся в обе стороны от идущего судна, доставляют
удовольствие водным лыжникам и разрушают берега. Один из успешных
способов борьбы с этим явлением описан в «Виртуальном
мире» № 1 2012 года.
Способ довольно
эффективен, существенно уменьшает «усы», однако полностью их не ликвидирует.
Недавно запатентованный С.Д. Чижиумовым волновой движитель (патент № 2736552,
патентообладатель СПбПУ), в котором энергия волны использована для создания
тяги, может быть полезен для решения этой задачи. В патенте гребень волны,
находящийся выше ватерлинии, закручивает воду в ячейках движителя, создавая
горизонтальную, направленную вперёд силу тяги. Своего рода система водяных
парусов. Конечно, энергия волн (как и ветра) «даровая», но обеспечить высокую
скорость корабля волновой движитель не сможет.
Однако, если волновой
движитель использовать иначе, в качестве гасителя волны, появляется возможность
устранить волны, создаваемые движением катамарана, практически полностью,
существенно съэкономив энергию. Для этого нужно расположить волновой движитель
– гаситель волны – между корпусов катамарана, чуть выше ватерлинии.
Корпуса катамарана должны иметь форму, показанную на разрезе катамарана.
Их внешние борта должны быть плоскими, а необходимые полезные объёмы создают
выгнутые в межкорпусное постранство внутренние борта. В этом случае меж
корпусами за счёт интерференции волн от каждого полукорпуса образуется
единая волна.
Именно эту волну
и преобразует в дополнительную тягу расположенный над ватерлинией волновой
движитель (рисунок справа). Таким образом плоские с внешней стороны борта
корпусов катамарана практически не будут создавать волны извне, а межкорпусная
волна, созданная выпуклыми внутрь корпусами будет погашена волновым движителем,
утилизирующим ранее затраченную на её образование энергию.
В оглавление