Линия доставки
        Появление интернет-магазинов породило систему доставки покупки удалённому покупателю. В большинстве случаев в этой системе заняты молодые люди на велосипедах с кубическими ранцами за спиной. В обычных условиях система развивалась бы не спеша и «с чувством, с толком, с расстановкой», но грянула пандемия с самоизоляцией и процесс резко ускорился. Пока что этот процесс носит чисто количественный характер – растёт число велосипедистов (в Китае – роботов-доставщиков). Качественных изменений по сравнению, например, с доставкой пиццы не произошло: доставщик (человек или робот) следует в потоке наземного транспорта по адресу клиента, затем поднимается в квартиру по лестнице или на лифте. Во-первых, это не самый быстрый способ, во-вторых, в перспективе такие доставщики скоро заполонят улицы, увеличивая число ДТП и т.п.
        Прототип решения проблемы предложил великий фантаст И.А. Ефремов. В «Туманности Андромеды» герои широко пользуются «линией доставки», которая, как можно понять из крайне скупого её описания, не только заменила почту, но и взяла на себя доставку любых заказов, массой и размерами сопоставимыми с нашими бандеролями. Иван Антонович оставил читателям возможность проявить  свою фантазию при желании использовать эту идею. Конечно, учитывая успехи в сканировании и 3-Д печати, можно было бы предложить своего рода «телекинез». Но, во-первых, процесс  может оказаться намного дороже самой посылки, во-вторых, решение нужно в ближайшем будущем, а не в отдалённой радужной перспективе, а в-третьих, даже в этой далёкой перспективе цифровой образ посылки может храниться в некоей базе и пересылка просто не нужна.
        Более реальное решение – использовать принцип пневмопочты скажем так: курьер доставляет посылку до узла пневмопочты, связанного с несколькими многоквартитными зданиями, и отправляет её пневмопочтой. Однако, оборудование нескольких зданий пневмопочтой достаточно дорого как в строительстве, так и в эксплуатации. Кроме того, проблему уличного движения такой способ не решает. Остаётся доставка воздушным путём, которая уже начала пробивать себе дорогу. Действительно, объединив уже существующие «квадрокоптеры доставки» в единую систему можно получить нечто подобное «линии доставки» Ефремова.
        Выглядеть это может примерно так: абонент при регистрации подключения к «линии доставки» получает уникальный позывной и на одном из окон его квартиры монтируется терминал для приёма доставки. Разумеется, доставка должна быть лимитирована и по массе (скажем, не более 8 кг), и по габаритам (напр., 40х40х20 см). На рисунке показано возможное устройство терминала абонента «линии доставки»: на подоконнике (или же в нём самом) смонтирована выдвижная приёмная площадка, способная в выдвинутом положении принять «доставку» и через подъёмную форточку переместить её внутрь. Понятно, что к терминалу будут предъявлены требования дождевой, ветровой, тепловой и других защит помещения.
        Кроме того, доставщик должен надёжно опознавать терминал, стыковаться с ним и передавать «доставку» по назначению. Для этого нужны коптеры специальной конструкции. Нынешние винтовые квадрокоптеры вряд ли на такое способны! Повредить свои винты или окно абонента они вполне в состоянии (даже с защитой винтов). Требуются обоюдобезопасные решения. Но самый главный их недостаток – большие, свойственные вертолётам, энергозатраты – энергия расходуется не только на перемещение, но и на удержание аппарата на необходимой высоте. Лучше всего подошёл бы дирижабль, но сравнительно большие размеры несущего баллона затрудняют его применение даже при незначительном ветре, особенно в городе с его турбулентностями. Второй способ экономии энергии  – использование подъёмной силы обтекаемого крыла. Поскольку в службе доставки ведение маневренного боя не требуется, для компактности можно использовать многокрылые системы, обеспечив вертикальный взлёт, висение и посадку аппарата.
        Одним из таких решений может быть изображённый на рисунке «конвертриплан» вертикального взлёта и посадки с поворотными воздушно-реактивными двигателями, снабжёнными насадками Челомея, снижающими до пожаробезопасных температур выхлоп двигателей и заметно повышающими кпд. В крыльях «конвертполипланов» можно размещать топливо, блоки управления и приспособления для захвата полезного груза. Возможность поворота двигателей не только обеспечивает вертикальные взлёт и посадку и горизонтальный высокоскоростной полёт, но и при отклонении осей двигателей от вертикали в разные стороны позволяет поворачивать коптер вокруг вертикальной оси для стыковки с терминалом абонента. При этом выхлопные струи двигателей проходят мимо приёмной площадки. Оставив контейнер с «доставкой» на приёмной площадке абонента коптер получает электронную «квитанцию о доставке» и отправляется обратно.
        В настоящее время вполне приемлемыми двигателями коптеров «линии доставки» могут быть серийные ТРД для авиамоделей, например, JPX-Т260 весом 1,7 кГ, работающая на газе и развивающая тягу до 60 Н.
        Существуют и более мощные модели миниТРД такие, как King Tech K-80G2, характеристики которого приведены на рисунке выше. К сожалению, поскольку перед конструкторами авиамодельных двигателей стояла задача делать их возможно проще и надёжнее, а расход горючего был второстепенен, двигатели получались очень «прожорливыми». Разумеется насадок Челомея здесь существенно поможет, но вряд ли он сделает систему доставки на K-80G2 рентабельной! Нужны новые, более экономичные, возможно, турбовентиляторные ВРД.
В оглавление