И.Р. Князев
Технология фантастики
В этом году одному из самых «результативных» фантастов – Станиславу Лему – исполнилось бы 100 лет. Большинство его «фантастических изобретений» уже стали прототипами реальных изделий.
        Научно-фантастическая литература по большому счёту делится на два направления: социальное и техническое. Наиболее яркие представители первого И.А. Ефремов и братья Стругацкие, второгоС. Лем и А. Азимов. Деление это довольно условное, однако, определённые различия всё таки существуют. Учитывая специфику «Виртуального мира», основное внимание уделим второму направлению, в котором Станислав Лемпризнанный лидер, с непревзойдённым кпд реализации. Его технологические находки («Непобедимый», «Мир на Земле», «Осмотр на месте») или уже материализованы, или находятся в стадии реализации.
        Почему же идеи философа, футуролога, писателя с медицинским образованием оказались столь практичны? О работе изобретателя в книге братьев Стругацких «Трудно быть богом» хорошо сказал Отец Кабани: «... Это мы говорим, будто мы выдумываем. На самом деле всё давным-давно выдумано. Кто-то давным-давно всё выдумал, сложил всё в ящик, провертел в крышке дыру и ушёл… Ушёл спать… Тогда что? Приходит отец Кабани, закрывает глаза, с-сует руку в дыру.<...> – Х-хвать! Выдумал! Я, говорит, это вот самое и выдумывал!»... Именно так поступают современные «кабани» с идеями Лема.
        В своё время академик И.И. Артоболевский сформулировал последовательность рождения изобретения:
–  чёткая постановка задачи;
–  идеальное решение задачи;
–  выявление помех реализации;
–  устранение выявленных помех;
–  утилизация не идеальных решений.
        На основе этой последовательности были построены сперва АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), а затем ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), но они нас не будут интересовать: прежде чем решать задачу, нужно её поставить, сформулировать. А правильно поставленная задача в своих условиях уже содержит решение. Нужно только «перевести» её с «языка условий» на «язык решений». С. Лем, А. Азимов и некоторые (далеко не все) авторы НФЛ и есть те «кто-то», о которых говорит Отец Кабани. Именно они ставят задачи и предлагают идеальные их решения. Мы не будем заниматься вопросами перевода с «языка условий» на «язык решений» – этим занимаются вузы, – нас интересуют два первых шага последовательности Артоболевского.
        Показателен в этом отношении Лемовский «Мир на Земле». Глубина проработки Лемом своих идей такова, что трудно отделаться от слов Отца Кабани: разработчики читают Лема и, взяв что-либо оттуда за прототип, приступают к воплощению «в железо». Автор ещё до 1985 года (год первого выхода романа «Мир на Земле») сумел предсказать рои миникоптеров, управляемых из одного центра. Сейчас такие рои выстраивают в воздухе многометровые рисунки. Пока рисунки, а завтра они будут нести видео камеры или по 0,5 г калифорния-252 с критической массой всего 1,8 г. Заряд массой 5-6 грамм имеет тротиловый эквивалент до 700 кг (заряд морской мины времён Великой отечественной войны, способной утопить любой корабль того времени, равен 500 кг).
        В биографии Лема нет ничего исключительного: Лем учился в гимназии во Львове, изучал медицину в Львовском университете, во время войны работал автомехаником и сварщиком. После войны изучал медицину в Ягеллонском университете, работал ассистентом профессора Мечислава Хойновского. Рассказы Лем начал писать в свободное время в целях заработка дополнительных средств к существованию в тяжёлое послевоенное время. Позднее это увлечение переросло в его основное занятие. В итоге Станислав Герман Лем – философ, футуролог и писатель мирового уровня. Его книги переведены на 41 язык.
         Это же относится и к другим продуктивным фантастам – они специалисты, но не в областях своих наиболее успешных фантазий: Азимов – биохимик, Ефремов – геолог и палеонтолог, Стругацкие – один астроном, другой филолог... Все они успешно работали в своих областях, но именно они сыграли заметную роль в загрузке «ящика Кабани», тем самым продолжая влиять на прогресс. Иначе говоря, ни образование, ни «внеписательские» занятия корифеев фантастики не существенны! На этом фоне возникает крамольная мысль: а действительно ли всё уже было выдумано? Может быть дело в том, что в бесконечной в пространстве и времени Вселенной возможно всё, не противоречащее основным законам, а мы просто приблизились к порогу реализации любой «разумной» идеи.
        «Разумной» означает:
–  идея не противоречит законам сохранения;
–  идея потенциально полезна социуму;
–  идея вразумительно оформлена;
–  идея реальна технологически.
        Если эти условия соблюдены, а идея изложена в форме, обеспечивающей её популяризацию, найдутся люди, которые сумеют воплотить её «в железе». В таком случае писатель-фантаст должен быть просто хорошим литератором, способным увлечь читателя в свой виртуальный мир. Остальное приложится! 
В оглавление