Экономна ли экономика?
        Люди старшего поколения помнят знаменитый партийный лозунг: «Экономика должна быть экономной». Не будем обсуждать скрытую в нём тавтологию и результаты его применения, хотя одним из таких результатов стала судьба СССР. Общепринято, что экономика с одной стороны – наука, изучающая производственно-хозяйственные отношения, а с другой – сфера жизни, связанная с производством материальных благ и хозяйствованием. Как наука экономика давно с головой ушла в финансы, создав и широко внедрив ВВП, уравняв тем самым всё от научного открытия до «чего изволите», причём порой последнее ценится выше первого. Учёные-экномисты в наше время это армия «высокообразованных», с высокими «заработками» специалистов, однако, практически они мало изменились со времён Марка Твена. По-прежнему они могут дать ценный совет, «как наилучшим образом использовать имеюшиеся у вас свободные средства, но, получив таковые в своё распоряжение, прогорают немедленно».
        Поэтому рассмотрим экономику в её второй ипостаси – как сфере жизни, связанной с производством материальных благ и хозяйствованием. Эта ипостась видимым образом распадается на два практически независимых блока: производство материальных благ (креатономику) и их использование (кратономику). Представители креатономики в тендерах по критерию минимальных затрат выигрывают право на производство каких-либо изделий от бытовых приборов до зданий, мостов, самолётов, производят их, продают (сдают) и начисто забывают о своём изделии. Гарантийные сроки ничего не гарантируют: у креаторов зачастую работают целые отделы над тем, чтобы изделие выходило из строя сразу же после окончания срока гарантии – и гарантийных ремонтов нет, и сбыт новой продукции обеспечен! Креатономике нужна неремонтопригодность и недолговечность изделий, чтобы не падал спрос!
        В итоге кратономика получает нечто дешёвое в изготовлении, но зато, как правило, дорогое в эксплуатации – дешевизна изготовления покрывается в процессе эксплуатации – по Ломоносову – у одних убавилось, другим прибавилось. Причём ломоносовский принцип работает при всех общественных строях и укладах. Статистики перерасходов сил, средств, сырья, короче, всевозможных ресурсов не существует, но навскидку кпд сегодняшней экономики вряд ли выше кпд паровоза! И никакие «достижения» науки экономики, никакие подсчёты ВВП, инфляции, дефляции и прочие экономические рычаги этот кпд повысить не в состоянии, пока изготовление и использование разделены и независимы друг от друга.
        У меня нет готовых рецептов объединения креатономики с кратономикой, ясно одно: главным критерием всех тендеров, если они так уж необходимы, должны быть долговечность, ремонтопригодность и минимизация эксплуатационных расходов. Здесь снова возникает тот самый вопрос единицы измерения труда, на котором «сломали зубы» экономисты от Адама Смита до Семёна Кузнеца. Пока этот вопрос не решён, экономика с самыми мощными двигателями будет ехать за пешеходом с флажком и с его скоростью.
В оглавление