Экономна ли экономика?
Люди старшего поколения помнят знаменитый партийный лозунг: «Экономика
должна быть экономной». Не будем обсуждать скрытую в нём тавтологию и результаты
его применения, хотя одним из таких результатов стала судьба СССР. Общепринято,
что экономика с одной стороны – наука, изучающая производственно-хозяйственные
отношения, а с другой – сфера жизни, связанная с производством материальных
благ и хозяйствованием. Как наука экономика давно с головой ушла в финансы,
создав и широко внедрив ВВП, уравняв тем самым всё от научного открытия
до «чего изволите», причём порой последнее ценится выше первого. Учёные-экномисты
в наше время это армия «высокообразованных», с высокими «заработками» специалистов,
однако, практически они мало изменились со времён Марка Твена. По-прежнему
они могут дать ценный совет, «как наилучшим образом использовать имеюшиеся
у вас свободные средства, но, получив таковые в своё распоряжение, прогорают
немедленно».
Поэтому рассмотрим экономику в её второй ипостаси – как сфере жизни, связанной
с производством материальных благ и хозяйствованием. Эта ипостась видимым
образом распадается на два практически независимых блока: производство
материальных благ (креатономику) и их использование (кратономику). Представители
креатономики в тендерах по критерию минимальных затрат выигрывают право
на производство каких-либо изделий от бытовых приборов до зданий, мостов,
самолётов, производят их, продают (сдают) и начисто забывают о своём изделии.
Гарантийные сроки ничего не гарантируют: у креаторов зачастую работают
целые отделы над тем, чтобы изделие выходило из строя сразу же после окончания
срока гарантии – и гарантийных ремонтов нет, и сбыт новой продукции обеспечен!
Креатономике нужна неремонтопригодность и недолговечность изделий, чтобы
не падал спрос!
В итоге кратономика получает нечто дешёвое в изготовлении, но зато, как
правило, дорогое в эксплуатации – дешевизна изготовления покрывается в
процессе эксплуатации – по Ломоносову – у одних убавилось, другим прибавилось.
Причём ломоносовский принцип работает при всех общественных строях и укладах.
Статистики перерасходов сил, средств, сырья, короче, всевозможных ресурсов
не существует, но навскидку кпд сегодняшней экономики вряд ли выше кпд
паровоза! И никакие «достижения» науки экономики, никакие подсчёты ВВП,
инфляции, дефляции и прочие экономические рычаги этот кпд повысить не в
состоянии, пока изготовление и использование разделены и независимы друг
от друга.
У меня нет готовых рецептов объединения креатономики с кратономикой, ясно
одно: главным критерием всех тендеров, если они так уж необходимы, должны
быть долговечность, ремонтопригодность и минимизация эксплуатационных расходов.
Здесь снова возникает тот самый вопрос единицы измерения труда, на котором
«сломали зубы» экономисты от Адама Смита до Семёна Кузнеца. Пока этот вопрос
не решён, экономика с самыми мощными двигателями будет ехать за пешеходом
с флажком и с его скоростью.
В оглавление