Эх, дороги...
«В России две напасти: у власти нет ума,
а у ума нет власти!» Народный афоризм.
        В данном случае речь пойдёт о конструкциях, испытанных и давно известных, но применяемых гораздо реже, чем это требуется, то есть о разделительных полосах на российских дорогах. В российском тандеме «дураки – дороги» одна из компонент, слегка поумнев после распада СССР, решила подтянуть хотя бы до среднемирового уровня свою вторую компоненту и финансировала всевозможные дорожные работы. Кое-где, в основном в Москве и окрестностях, это даже почти удалось. Однако, видимо, добавка ума распределилась неравномерно: её бо'льшую часть получили конструкторы ОПК, продукция которых в самом деле вездеходна и вседорожна. А вот дорожников благодать миновала, хотя одной из основных причин смерти населения не только в России, но и в других странах, являются ДТП. Так, если от старости ежегодно умирают 5% населения, то от ДТП 1%. В 2019 г. в России произошло 143268 ДТП, в том числе с легковыми автомобилями – 119026, то есть 83% их общего числа, в них погибло – 16981 человек, раненых и пострадавших в разной степени тяжести – 210877 человек. Среди причин ДТП 20,99% составляет неудовлетворительное состояние дорог и ещё 10% – выезд на встречную полосу. Чаще всего наиболее смертоносны именно эти 10%.

Причины ДТП
        По статистике основными ДТП  в России являются:
        – столкновения разных транспортных средств – 41,8%;
        – наезды на пешеходов – 29,9%;
        – переворачивание транспортных средств – 8,1%;
        – наезд на препятствия – 6,5%;
        – прочие виды – 13,7%.
        К сожалению, и сотрудники дорожных служб, и проектировщики дорог, видимо, забыли азы школьной физики. Позволю себе напомнить их: при движении двух тел (в данном случае будущих участников ДТП) в одну сторону их относительная скорость равна разности, а при движении в противоположных направлениях – сумме скоростей участников. Но этого мало – энергия удара пропорциональна квадрату этой самой относительной скорости! Любой школьник это знает, но, увы, забыли дорожники! Иначе чем можно объяснить, что разделительные полосы отсутствуют не только на просёлочных дорогах, но и на многих скоростных трассах.
Теперь для размышления несколько цифр:
        К сожалению, автор не располагает более свежими данными, но ежегодный ущерб от ДТП в последние годы составляет 2,4 – 2,6% ВВП (с темпом прироста 5 – 7% в год). Иначе говоря, на ДТП РФ теряет свыше 300 млрд в год, то есть более чем по 2 миллиона руб. на каждом ДТП. Для сравнения: 25 декабря 2018 года Минтранс России опубликовал доклад о стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания 1 км автодорог общего пользования РФ (по результатам 2017 года).
Строительство 1 км 1 полосы  Реконструкция 1 км 1 полосы Капремонт/ремонт 1 км 1 полосы
I категория – 39,1 млн руб.
I категория – 49,8 млн руб.
I категория – 19,4/7,3 млн руб.
II категория – 38,6 млн руб.
II категория – 36,6 млн руб.
II категория – 17,8/8,1 млн руб.
III категория – 17,2 млн руб.
III категория – 28 млн руб.
III категория – 15,1/8 млн руб.
IV категория – 15,4 млн руб.
IV категория – 15,2 млн руб.
IV категория – 11,2/7,2 млн руб.
V категория – 12,4 млн руб.
V категория – 9,9 млн руб.
V категория – 4,5/4,5 млн руб.
В целом по сети – 18,8 млн руб.
В целом по сети – 29,6 млн руб.
В целом по сети – 15,9/7,5 млн руб.
        В соответствии с докладом, на величину стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог влияет целый ряд ценообразующих факторов, таких как: геометрические характеристики (ширина проезжей части, обочин, разделительной полосы, радиусы кривых, уклоны и т.д.), капитальность конструкции дорожной одежды, рельеф местности, природно-климатические и инженерно-геологические условия строительства, наличие застройки территории, количество пересечений и примыканий, искусственных сооружений, стоимость строительных материалов, включая затраты на транспортировку, объёмы земляных работ, стоимость возмещения расходов при выкупе земель и выплаты компенсаций, количество и тип пересекаемых и переустраиваемых коммуникаций и т.д.
        Очевидно, качество и стоимость разделительных полос влияет на категорию дороги, но их цена составляет малую толику всей стоимости дороги и несоизмерима с ущербом от тех ДТП, которые связаны с выездом на «встречку». Понятно, что построить полноценные разделительные полосы на всех автодорогах России – дело не одного года, но заменить рисованные «сплошные осевые» металлическими разделителями-отбойниками вполне реально в предельно краткие сроки. Возможно, при этом возрастёт процент аварий с наездом на ограждения, но их последствия несравнимы с лобовыми столкновениями и по повреждениям авто, и по увечьям.
        Второе место по количеству жертв занимают наезды на пешеходов (29,9%). Дорожники время от времени спохватываются и устраивают «пешеходные развязки» – подземные и надземные переходы. И здесь тоже не всё ладно с логикой: подземный пешеходный переход должен быть рассчитан на рост пешехода (2,5  – 3 м), а надземный – на высоту проходящего под ним транспорта, то есть 4,5 – 5 м. Не будем сравнивать затраты на них (конечно, подрядчику чем дороже, тем лучше), достаточно взглянуть на них глазами пешехода: одно дело спуститься и подняться на 2,5 м, а совсем иное преодолеть 5-ти метровое, к тому же как правило, многозвенное сооружение. Именно поэтому очень многие пешеходы игнорируют надземные переходы и ... гибнут под колёсами! Обратим также внимание, что подземными переходами будут (по крайней мере, ночами) пользоваться и «братья наши меньшие» – от лягушек до волков и кабанов, а трёхметровыми переходами даже лоси.

В оглавление