Э.К. Взоров
Экотранспортология
        Недавно экоСМИ, захлёбываясь от восторга, оповестили мир, что электромобили уже догнали и перегнали дизельные авто – как минимум, на европейском рынке. Такие данные приведены в отчёте исследовательской компании JATO Dynamic. Исторический момент случился в сентябре 2020 года. В глубине души они, конечно, помнят, что в этой «бочке экорадости» есть, по меньшей мере, чайная «ложка экогоря» – аккумуляторы с их эковредной начинкой. О соотношении этих «бочки» и «ложки» дальше и пойдёт речь.

Доля машин с электро-, бензино- и дизельным приводом на рынке (данные по 27 странам Европы)
        Справедливости ради стоит отметить, что в JATO Dynamic в число электромобилей включили и «чистые», работающие только от аккумуляторных батарей, машины, и гибриды, сочетающие в себе ДВС с электрической двигательной установкой. Ещё в 2019 году доля новых машин с электроприводом на европейском рынке была почти втрое меньшей, чем у дизельных авто (11% против 29%). Летом 20-го сравнялись, дальше тенденция, по-видимому, сохранится. Но радоваться экологической чистоте атмосферы рановато.
        Давайте немножко посчитаем. Хотя определить точное количество автомобилей в планетарном масштабе невозможно (правила регистрации транспортных средств столь различны, что некоторые автомобили могут попросту остаться вне учёта), в 2015 году Международная ассоциация автопроизводителей (OICA) такие исследования всё же провела. По данным экспертов, на тот момент в мире эксплуатировалось 947 млн легковых и 335 млн коммерческих автомобилей. Аналогичные вычисления делали специалисты аналитической компании Navigant Research. Их аналитики насчитали 1,2 млрд машин. При этом 95% от общего числа автомобилей составили легковушки. Эти цифры явно меньше реальных, а потому пригодны для оценок снизу.
        Допустим, что все легковые автомобили стали электрическими. Допустим также, что мощности их двигателей равны 100 кВт и электромобили работают только по 2 часа в сутки (режим: дом – работа, работа – дом). Тогда расход электроэнергии составит 1,2.109*0,95*105*2*365 = 832,2*1014 (Втч). За 2019 год все земные электростанции выработали 27004,7 ТВтч, то есть наши гипотетические легковые автомобили «съели» бы за год более чем троекратную мировую выработку электроэнергии (83220/27004,7). В этом случае и «чайная ложка» аккумуляторов вырастает до размеров Джомолунгмы! А главное – откуда взять столько электроэнергии, ведь на самом деле и автомобилей больше, и двигатели их мощнее, и работают они дольше, да и аккумуляторы добавят свои кпд!
        Но ведь с другой стороны обычные (с ДВС) автомобили благополучно существуют, и энергии им хватает. Всё дело в том, что если не залезать в ядра, то именно химические связи и есть самые ёмкие накопители энергии. Там её можно запасать и оттуда извлекать при необходимости! Ведь наши аккумуляторы тоже запасают энергию в химических связях. До последнего времени наиболее эффективным способом извлечения энергии из химических связей были тепловые двигатели горения (ДВС, ГТД и др.). Увы, при этом много энергии уходит прочь (кпд < 50%). К тому же, выхлоп содержит и окислы азота, и угарный газ, и др. антиэкологию.
        Между тем существуют топливные элементы (ТЭ) c кпд > 50%. Среди них ТЭ, работающие на водороде, дают на выходе только водяной пар. Однако, запасать энергию в виде водорода совсем не просто – его нужно либо сжимать до очень высоких давлений, что, в конечном итоге, взрывоопасно, либо запасать в виде экзотических гидридов. Между тем, существуют природные «аккумуляторы» водородапредельные углеводороды, те самые, на которых и работают нынешние автомобили. Надо только не сжигать их с большими потерями и вредными выбросами, а окислять электрохимически в ТЭ. Именно по этому пути и идут наиболее разумные представители инженерного племени. Когда, наконец, заработают пропановые топливные элементы, нынешние наработки электромобилей могут оказаться полезными, но уже без аккумуляторов, а с ТЭ и запасом пропана.
        Надо только правильно понимать, что есть прогресс, а что боковые тупиковые ветки, хотя и полезные!

В оглавление