Федеральная
платёжная система
Развитие средств связи – весьма мощный
стимул социального развития, порой в весьма неожиданных областях. Так,
появление телеграфных переводов довольно быстро ликвидировало почтовые
кареты и вагоны, перевозившие кожаные кисеты с золотым песком, ящики с
золотыми слитками и мешки с пачками банкнот. Однако, оплата товаров наличными
всё ещё требует инкассаторских броневиков и банковских хранилищ-крепостей.
Соответственно требуются инкассаторы, их охрана и охрана хранилищ, разбросанных
по городам и весям. Этого не избежать,
как не избежать «медвежатников»,
фальшивомонетчиков и прочих представителей криминала, а также расходов
на борьбу с ними, включая содержание в «не
очень удалённых местах».
Все эти расходы,
разумеется, добавляются к стоимости товара, то есть обменная цепочка «товар
=> деньги => товар» становится необратимой, так как в звене «деньги»
помимо стоимости самого товара содержатся и расходы на изготовление, хранение
и обращение денег, добавляемые к стоимости товара при каждой операции.
И
до тех пор, пока существуют банкноты в их материальном воплощении, эти
непроизводительные расходы неизбежны. Чтобы их исключить, необходимо перевести
«деньги» в виртуальное пространство (такая возможность подтверждена
практикой криптовалют), оставив им только функцию единицы измерения. Сейчас
уже существуют все элементы, необходимые для такой процедуры.
Прежде всего,
это созданная налоговой службой база ИНН (индивидуальных номеров налогоплательщиков),
включающая не только всех дееспособных юридических и физических лиц, но
и набор характеристик, позволяющих их достоверно идентифицировать (в том
числе, с применением биометрических данных граждан).
Второй необходимый
элемент – сеть кассовых аппаратов, автоматически
передающих данные о платежах в налоговую службу (сеть пока охватывает не
все предприятия торговли, но при наличии политической воли полный охват
любых кассовых платежей вполне достижим).
Третий элемент – системы цифровых платёжных карт (например, карт «Мир»),
которые получают всё более широкое распространение не только во взаиморасчётах
между юрлицами, но и в розничной торговле (к концу 2019 года с применением
биометрических данных).
На базе этих трёх элементов уже возможно построить финансовую систему,
не нуждающуюся в материальных носителях знаков оплаты, то есть в бумажных
или металлических деньгах. Например, сам ИНН может быть номером счёта соответствующего
юридического или физического лица в едином государственном финансовом платёжном
центре (ФПЦ), на котором будет отражаться вся финансовая деятельность клиента.
Отраслевые министерства и другие распорядители финансов так же должны быть
клиентами (юрлицами) в этом центре и, после утверждения госбюджета, получать
на свои счета соответствующие средства в цифровом выражении и в цифровом
виде финансировать предприятия по подчинённости. В свою очередь предприятия
в цифровом же виде расходуют полученные средства на расчёты с контрагентами
и на индивидуальные счета своих работников (в виде зарплаты, премий, дивидентов
и тому подобное).
Таким образом рубль остаётся единицей измерения стоимости товара, но перестаёт
выступать в роли физического платёжного средства. Единство баз налогообложения,
источников финансов и их расходования осложнит коррупционную компоненту
(на первый взгляд, вообще исключает, но верить в это слишком наивно). Во
всяком случае кпд процесса, построенного таким образом, существенно выше
нынешнего, – исключаются банки с их высокооплачиваемым персоналом.
Конечно, система ФПЦ заработает в полную силу только тогда, когда расчёты
наличными сойдут на нет, чему будут всячески противодействовать и торговые
сети с целью уклонения от налогов, и банки из самосохранения.
В оглавление