А.Б. Васильев
Романсы финансов
Дайте мне право печатать деньги,
и мне плевать, кто и какие законы пишет.
Рокфеллер
        В наших политологических студиях волнуются за будущее Евросоюза, европейской демократии, спорят: распадётся Евросоюз или нет, ведь какие ценности могут пропасть! Евросоюз – удобный рынок для США, но он же и основной конкурент. Поэтому с точки зрения США существование Евросоюза недопустимо без руководящей роли Госдепа! Сейчас это так и есть: без опеки Госдепа США европейская демократия несомненно распадётся по фундаментальным причинам, поскольку в её фундаменте лежит именно демократиявласть демагогов, по древнегреческому философу Платону. Всё просто: без американского дядьки за спиной европейские демагоги обязательно передерутся. Между тем,  США готовят новый пакет санкций, направленный не только против российских корпораций и бизнесменов, но и тех, кто с ними ведёт бизнес. Всех их отрезают от долларовых расчётов.
        Для высших менеджеров лафа жизни на две страны кончилась катастрофой. Бедный Греф напрасно столько лет демонстрировал лояльность соседям по даче, не признавая Крыма. Не помогло. Вышвырнули Грефа с его банком с американского рынка и не посмотрели, что выбрасывают глубоко преданного им человека. Российская финансовая система, ядром которой была связь с долларом, получила смертельный удар. И вопрос уже не в том, примут санкции такими или смягчат – не примут сейчас эти, примут завтра другие, суть не в этом. Топор подвешен, и он непременно упадёт на головы наших либералов.
        Нагло-саксонский истеблишмент жаждет полной финансовой изоляции России с запретом на импорт современного оборудования и экспорт нефти и газа. Оценить реакцию РФ можно по выступлению Пескова, по мнению которого пока нет предмета для разговора: «Финансовая система России достаточно устойчива, это всем хорошо известно. Она доказала свою устойчивость в достаточно непростые времена. На фоне продолжающейся непредсказуемости наших заокеанских партнёров, конечно же, мы должны и держим нашу финансовую систему в надлежащем состоянии. Это очевидно». Оптимистично!
        Однако, о какой финансовой устойчивости идёт речь, когда рубль вздрагивает только от ожидания санкций? Только от слухов?! Ничего ещё нет, только разговоры с неясными перспективами – а рубль на валютной бирже уже упал. Спекулянты, господствующие на бирже и держащие этот рынок, стали массово выходить из рублёвых активов. Другое дело, что, хоть и с опозданием, но Россия начала принимать меры по укреплению устойчивости своей финансовой системы. Первым шагом в этом направлении было создание платёжной системы МИР и аналога системы СВИФТ. Вторым – резкий сброс 85% американских облигаций. Третьим будет пошаговая национализация банков – мера совершенно вынужденная и очевидная, о которой не будут говорить вслух.
        СССР всегда, всю свою историю жил в санкциях, но никто никогда этого не ощущал. Нынешние же санкции все мгновенно чувствуют на себе – колебания рубля вызывают скачки цен и банкротств. Бюджет страны слишком зависим от импорта и от доллара. Главной чертой советского бюджета было то, что он формировался в результате изъятия свободного нераспределённого остатка прибыли, возникавшего после распределения плановой прибыли предприятий по фондам, согласно установленным нормативам. Советский бюджет тянул не только СССР с его республиками, но и полмира вассалов и союзников. И лопнул не потому, что надорвался финансово, – партноменклатура захотела приватизации (а 6-я статья хрущёвской конституции это ей обеспечивала).
        Советник президента А. Белоусов написал письмо президенту, в котором указал, что в металлургии и химии за 2017 год скопились сверхприбыли, возникшие не в результате умелых действий руководства компаний, а из-за ценовой конъюнктуры. Конъюнктурное превышение над средней ценой было 20,8%. Поскольку у нефтяников сверхдоходы изымают в бюджет в виде ренты, то почему этого не сделать с металлургами и химиками? Путин согласился и на письме Белоусова поставил резолюцию «Согласен».
        Это уже социалистическое перераспределение государством прибылей частного капитала. НЭП в чистом виде (хотя президент отрицает возможность возврата к социализму). Либералы грустят – нехорошо, говорят, это не по-рыночному, – акционеры недополучат дивидендов. А хорошо ли, что по данным аналитического центра НАФИ средняя зарплата в финансовом секторе составила в первом полугодии 2018 года 87991 руб/мес при средней по РФ 42251 руб/мес. Даже в сфере добычи полезных ископаемых зарплата ниже 86982 руб/мес. Финансисты получают больше всех, ничего не производя!
        Пора спросить себя: «Что же принёс России либерализм?». Он принёс душой и телом преданную США элиту, всегда готовую выступить против своей страны. Она как ненавидела Россию, так и ненавидит. Проблема в том, что она воспроизводит себя, захватив контроль в сфере образования, подготовки и расстановки кадров в экономике и пропаганде. Либерализм принёс России зависимость от закупок технологий добычи нефти и газа (в том числе и своих, запатентованных на Западе). Сырьевая элита презирает машиностроение. Контролируя сырьё и финансы, она покупает оборудование на Западе, отдавая часть национальных ресурсов за допуск к технологиям. И кредиты берёт на Западе. И семьи их там. И компании переведены в зарубежную юрисдикцию.
        Либеральная элита наивно полагала, что так теснее привяжет к себе элиты Запада – вот, дескать, мы вам не только долю в нефти и газе, мы и деньги ваши пустим в оборот, и машиностроение ваше поддержим, нам своё без надобности. Предположения, что таким образом будут куплены агенты влияния, рухнули, как сказочный сон, под отрезвляющим ветром первых санкций. Запад выбросил своих вчерашних, как они о себе думали, «партнёров». Они для Запада не партнёры, а дикари, которые за стеклянные бусы покажут, где лежит золото. Либерализм поставил Россию в зависимость от поставок оборудования даже в военно-космическую отрасль. Это всё равно, что отдать Пентагону ключи от наших ракет. Зависимость так велика, что полностью избавиться от неё пока не удаётся.
        Наши корпорации и ключевые банки по уши завязли в схемах прокачки денег через США. Что делают в США наши предприятия ВПК? Что они держат в офшорах? Как в этом участвуют наши системообразующие банки? Зачем им это? А так легче воровать! Как мы недавно узнали, в Роскосмосе, например, воруют поистине с космическим размахом, и не только деньги... Комплектующие тоже покупаются у главного противника. Причём так давно, что за это время не только импортозаместить, но и с нуля построить всю космическую отрасль при желании можно было. Но пока гром санкций не грянул, никто не перекрестился.
        Боевые ракеты на двойных технологиях из США и комплектующих из Китая – это вам не гражданский авиалайнер Суперджет (на 80% состоящий из западных комплектующих). Это уже не глупость – это измена. Порезать заводы на металлолом в «святые» 90-е было легко. Построить новые на уничтоженной технической и кадровой базе так же быстро не получится. В бюджете, формируемом в рамках либеральной парадигмы, денег на это в нужном объёме не будет никогда.
        Газета «Аргументы Недели» годами пишет о горькой судьбе нашего авиадвигателя НК-93, которому до сих пор нет аналогов в мире и который на всех выставках всегда старательно прячут от Путина где-то в дальних ангарах. Причина проста – он дёшев, поэтому ставить его на наши самолёты невыгодно. Выгоднее ставить полностью импортные изделия. Схема проста: деньги из бюджета – контракт с иностранцами – платёж – откат. Минимум лиц, максимум выгоды. Свой банк, как свой врач и свой адвокат, всегда под рукой. Путь от бюджета до офшора самый короткий. Суперджет стал прачечной по отмыванию колоссальных бюджетных денег, а наши самолёты, уже готовые к производству, намеренно зарезали...
        Понятно, что «ясиноватые» российские финансисты просто так власть не отдадут. Они будут изо всех сил доказывать, что их судьба – это судьба России, а их смерть есть смерть России. И потому надо сначала спасать их, а потом Россию. Мы это уже много раз видели и ещё столько же раз увидим. Пусть от введения санкций страдают наши самые крупные отрасли – нефтянка, газ, авиа- и ракетостроение, банки трогать нельзя!..
        Нашим либералам хоть плюй в глаза – им всё Божья роса, но нельзя не видеть – объективный ход событий в ходе острой конкурентной борьбы американского капитализма с российским (даже примитивно-сырьевым) приводит к тому, что в России разрушается кормовая база компрадорской прозападной буржуазии. Америка своими санкциями выталкивает Россию даже из колониального периферийного капитализма. Та смесь капитализма и социализма, что возникнет в России в результате американских санкций, будет совершенно другой системой с элитами, у которых ненависть и недоверие ко всему «наглосаксонскому» будет передаваться по наследству через гены. А любовь коллеги к иноземщине будет понята как сигнал «чужой!».
        Российская новая элита будет остро англо- и американофобской. Санкции уничтожают в России либеральную интеллигенцию и либеральную бизнес-элиту. Это приятно, но самое приятное, что такой ход событий неизбежен – в нём суть «наглосаксонского» менталитета. Прежде всего размывается либеральная финансовая система. Как Китай под социалистические лозунги строит капиталистический коммунизм с китайской спецификой, так и Россия под либеральные лозунги начинает строить российский госкапитализм с большой социалистической составляющей. И это не вопрос вкуса, это осознанная, жизненная необходимость.
        Иначе просто не выжить. Основы новой системы заложил Путин в майских указах в условиях острой геополитической напряжённости. На либеральную риторику властей не стоит обращать никакого внимания – это риторика прикрытия. Обычная дымовая завеса для успокоения тех, кого будут постепенно отстранять от власти и собственности. Хотят либералы этого или нет, Россия уже встала на этот путь и сойти с него не сможет. Крах либерализма и его финансовой системы неизбежен, в ближайшие годы она будет постепенно демонтирована. Глобальный кризис своими всплесками этому только поможет.
        Кое-какие достижения на этом пути уже есть: внешний долг России на начало июля снизился до 485,5 млрд долларов, а международные резервы увеличились до 456,8 млрд долларов (по подсчётам РЭУ имени Г.В. Плеханова). Сейчас Россия в своих международных резервах активно наращивает объёмы золота. За последние семь лет доля этого металла выросла с 7,5% до 17,7%. Россия выходит на пятое место в мире по величине золотого запаса вслед за США, Германией, Италией и Францией.
        Однако, никакие резервы и даже золотые запасы не спасут, пока мы остаёмся в «долларовой орбите», просто потому, что работа печатного долларового станка ФРС США не требует не только золотого, но и вообще какого-либо обеспечения. Спасти положение может только дедолларизация и начинать надо с Китая, так как нашей важнейшей экспортной продукцией являются нефть и природный газ, а Китайодин из главных покупателей.
        Именно таким курсом должен ознаменоваться новый президентский срок Путина, поскольку не так давно он сообщил о подобных намерениях: «Я в принципе согласен. Это ведь не просто отрыв от доллара. Речь идёт о необходимости повышения нашего экономического суверенитета, и это абсолютно правильно». По мнению главы государства, в контексте этого вопроса очень важно пересмотреть продажу российской нефти за американскую валюту, поскольку она представляет собой бремя, от которого нужно освободиться. «Нефть торгуется в долларах на бирже. И наши партнёры, вводя вот эти все ограничения, ограничения незаконные, нарушая принципы мировой торговли, помогают нам. Потому что весь мир видит, что монополия доллара ненадёжна, она опасна для многих регионов», – справедливо заметил Путин. Эксперты солидарны с позицией президента РФ, поскольку отказ от доллара привнесёт множество положительных изменений в российскую экономику. В Европе давно рассматривают возможность отказа от доллара ради бизнеса в Иране и избавления от давления США.
        Даже частичный бойкот доллара приведёт к существенным переменам мировой экономики. Китай уже начал развивать систему трансграничных платежей в юанях под названием CIPS, которая способна идти в обход системы SWIFT, где главной валютой является доллар. CIPS позволяет обоим участникам торговой сделки напрямую использовать китайский юань для осуществления международных платежей и проведения расчётов. В свою очередь, динамика доллара в результате отказа от него перестанет оказывать влияние на цены и инфляцию в РФ, что приведёт к стабильности на внутреннем рынке.
        Наибольшей проблемой при этом является определение взаимных курсов рубля и юаня (рубля и рупии, рупии и юаня и т.д.). Понятно, что рассчитывать их по результатов торгов на валютных биржах на деле означает просто маскировать зависимость от доллара, а не освобождаться от его диктата. Можно, конечно, устанавливать курсы договорным порядком, но при этом исключается волатильность валюты, что не есть хорошо в условиях рынка.
        Однако, есть способ рыночного установления курсов валют, свободный от третьих действующих лиц: определение курса по паритету покупательной способности (ППС). Здесь, конечно, не обойтись без договорной базы – разумнее всего определять взаимные курсы по корзинам прожиточного минимума, так как при этом будет учтена и национальная специфика, и географические (климатические) особенности. Списки товаров, разумеется, будут различаться, но после договорного согласования составов этих списков будет обеспечена и стабильность базы, и необходимая для рынка волатильность. Привычки населения изменяются медленно (обеспечивая стабильность), а цены на отдельные товары в списках, зависящие от коньюктуры, отследят рыночные изменения.
Справочно: Доллар является билетом Федеральной резервной системы (ФРС) США. Задуманная как саморегулируемая организация, никак не связанная с государством, ФРС превратилась во влиятельнейшую финансовую структуру. Заявления её главы движут всеми финансовыми рынками мира. Схема работает следующим образом. Несколько системообразующих банков наделяются полномочиями эмитировать национальную валюту. Сегодня их 12 (Они и есть ФРС). При этом все коммерческие банки обязаны часть своих средств держать в Федеральном резерве. Сколькоопределяет совет управляющих ФРС, назначаемый президентом. Это и есть та самая ставка ФРС, от которой зависит денежное предложение в США. Ставка повышаетсястоимость денег растёт, банки кредитуют меньше. Ставка понижаетсяденег больше. В результате регулятор финансовыми средствами либо сдерживает инфляцию, либо стимулирует экономический рост. О причинах Великой депрессии 1929 года экономисты спорят до сих пор. Одни винят золотой стандарт. Поскольку объём денежной массы был привязан к золоту, на определённом уровне развития экономики денег стало не хватать, что вызвало общее падение цен и банкротство предприятий. А монетаристы винят в депрессии именно политику ФРСрегулятор не позаботился об увеличении денежной массы, хотя инструменты у него имелись. Банки разорились, и реальный сектор экономики лишился кредитов...
Современная история ФРС началась в 1979 году, когда президент Джимми Картер назначил главой ФРС Пола Волкера. В то время основной проблемой американской экономики была галопирующая инфляция. Волкер поднял ставку с 11 до 20%, фактически запретив банкам кредитование. Инфляция снизилась с 11%  в 1979 году до 3% с небольшим в 1987-м. Правда, безработица выросла в 5 раз. Тем не менее эта шоковая терапия дала результатыэкономика США понемногу восстановилась. ФРСсамый влиятельный финансовый регулятор в мире. Заявления главы ФРС движут всеми рынками. Понимая это преемник Волкера, Алан Гринспен, специально учился говорить так, чтобы его слова никто не мог понять.
«Если вы думаете, что я выразился предельно ясно, вы, скорее всего, неправильно меня поняли», – заключительная фраза «дедушки Гринспена» в любом интервью. ФРС критикуют со всех сторон. Одни говорят, что кризис 2008-2009 годов преодолён во многом благодаря политике «количественного смягчения». Другие утверждают, что эти меры не дали эффекта, а лишь привели к колоссальным тратам на выкуп плохих активов банков. Но пока Федеральная резервная система всё ещё остаётся регулятором номер один для всего мирового финансового рынка. Но она же и его слабое звено: отказ от доллара – падение всей финансовой системы.
В оглавление