И.К. Махов
Навесной противоударный
механизм
Хочешь жить–
умей вертеться
Народная мудрость
ДТП на дорогах, увы, стало довольно обычным явлением городской (и не только)
жизни. Понятно, что для всех возможных вариантов этих, зачастую трагических,
событий придумать защиту невозможно. Пешеходов уберечь от ДТП может только
«защитный
колпак» его собственной бдительности. Нельзя спасти и легковой автомобиль,
целиком въехавший под ходовую часть грузовика... Однако, наиболее часты
столкновения легковых автомобилей между собой. При не очень больших относительных
скоростях жизнь водителя и пассажиров спасают ремни и надувные мешки безопасности,
но «какой же русский не любит быстрой езды!».
В своё время предлагалось делать водонаполненные бамперы, которые при ударе
значительную часть энергии удара расходовали на выброс воды. От такой защиты
отказались в пользу деформируемого
кузова, на который и должна уходить основная энергия удара.
К сожалению,
при встречном ударе, да ещё на скоростной трассе этой защиты оказывается
недостаточно. Ведь даже при скорости каждого из участников ДТП 60 км/час
(~15 м/с) относительная скорость их удваивается и каждая тонна массы «ударяет
соперника» с кинетической энергией, равносильной падению с высоты
15-этажного дома. А лихим водителям на скоростной трассе и 120 км/час мало!
При встречном
ударе на таких скоростях, чтобы погасить энергию удара, нужно распылить
как минимум тонну воды на каждую тонну автомобиля. Конечно, гореть после
ДТП такие автомобили не будут, но выглядеть они будут, как небольшая кабинка
на бочке с водой, а бамперы станут их главной деталью!
Между тем,
маховик радиусом в 0,9 м и массой в 1 тонну, сосредоточенной в его ободе,
способен поглотить ~6,4 МДж при угловой скорости 20 об/с, то есть на его
раскрутку можно истратить всю энергию удара. Поэтому вырисовывается такая
схема – под днищем автомобиля (между
мостами) размещаются два соосных, вращаемых в противоположные стороны маховика,
соединённых с подвижным противоударным поясом, смещение которого в любую
сторону раскручивает маховики, передавая им энергию удара.
Конкретные
конструктивные решения, как и масса маховиков, определятся конструкцией
автомобиля. Здесь предложена лишь идея трансформации кинетической энергии
поступательного движения автомобиля во вращательную энергию маховика. Кстати,
такой балласт будет полезен и для обеспечения устойчивости.
В оглавление