«Роскосмос» хоронит
российскую космонавтику
В Роскосмосе...
«пироги печёт сапожник,
а сапоги тачает пирожник»
По мотивам басни И.А. Крылова
Второй пуск с Восточного, которому предстоит стать главным космодромом
страны, завершился провалом. 28 ноября 2017 года, 08:41 по московскому
времени ракета «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и полезной нагрузкой
из 19 спутников стартовала с космодрома Восточный. Основную полезную нагрузку
запуска составлял российский трёхтонный гидрометеорологический аппарат
«Метеор-М» №2-1. В качестве попутной нагрузки отправлялись 18 малых космических
аппаратов, из которых только один «Бауманец-2» был российским. Остальные
иностранные, в том числе канадский LEO Vantage, норвежский AISSat-З, японский
IDEA, шведский SEAM, немецкий D-Star One, ещё двенадцать (два Landmapper-BC
и десять LEMUR) были американскими.
Через 10 минут, в 08:51 по московскому времени, произошло отделение последней,
третьей ступени ракеты от головной части (разгонного блока и полезной нагрузки).
В небе над Атлантикой примерно в 09:00 по московскому времени пилот Воинга
777 фотографирует огненный шар, разделившийся на несколько горящих объектов.
«Удивительное зрелище! Я пилот авиакомпании, пролетал над Северной Атлантикой
сегодня утром в районе 50 градусов северной широты и 35 градусов западной
долготы, когда этот шар вышел из неба над Исландией. Он пролетел прямо
над нами около 06:00 по всемирному координированному времени...», –
сообщил он впоследствии. Головная часть ракеты со спутниками сгорела в
атмосфере, а уцелевшие фрагменты утонули в Атлантике.
В «Роскосмосе» на это отреагировали весьма своеобразно. Вице-премьер России
Дмитрий Рогозин поздравил пусковой расчёт космодрома Восточный с успешным
стартом «Союз-2.1б»: «Спасибо вам большое за то, что сегодня вы подарили
всей нашей стране праздник. Спасибо и удачи вам!... Мы входим в такую в
хорошем смысле рутину пусковых кампаний, которые теперь будут постепенно
переноситься на территорию космодрома Восточный». Рассказал вице-премьер
и о светлом будущем Восточного, о строительстве второго и третьего стартовых
столов, пуске тяжёлой ракеты «Ангара» и изготовлении сверхтяжёлого носителя.
Затем: «... В ходе первого планового сеанса связи с космическим аппаратом
не удалось установить связь по причине его отсутствия на целевой орбите»,
– сообщил 28 ноября в полдень «Роскосмос». Отличился директор филиала госкорпорации
«Роскосмос» на космодроме Восточный Константин Чмаров. «Задача выполнена
космодромом превосходно. Лётные испытания прошли превосходно. Вывод полезной
нагрузки параллельно с лётными испытаниями – не выполнен. Вы знаете,
что вся история ракетно-космической техники связана в том числе и с авариями
и даже с трагедиями»...
Многочисленные эксперты сошлись во мнении, что проблемы связаны с «Фрегатом»
(разгонный блок). Есть несколько версий причин случившегося – от столкновения
с космическим мусором и диверсии до технической неисправности в аппаратуре
спутниковой навигации. Ясно одно – после отделения от третьей ступени ракеты-носителя
«Союз-2.1б» разгонный блок «Фрегат» неправильно сориентировался. В настоящее
время ведущей версией аварии головной части считается ошибка в полётном
задании разгонника.
Он был запрограммирован на запуск ракеты не с Восточного, а с Байконура.
В результате разгонный блок выполнил первый маневр для довыведения на орбиту
в неправильной ориентации, то есть фактически маневр оказался не разгонным,
а тормозным. Вместо выхода на переходную орбиту головная часть направилась
обратно к Земле. «Проблема, возможно, заключается в том, что на «Союзе»
и разгонном блоке «Фрегат» азимут отсчитывался по-разному, по часовой и
против часовой стрелки. «Фрегату» нужно было повернуться на два градуса,
а он вместо этого начал разворот на 358 градусов, потерял ориентацию и
упал в океан». Тогда же возникло предположение, что головная часть
ракеты сошла с орбиты и упала в Атлантику.
Повидимому, разгонный блок всё-таки «недопроверили», положившись на господа
бога, от имени которого ракету и спутники окропил святой водой епископ
Благовещенский и Тындинский Лукиан! Протодиакон Андрей Кураев, комментируя
окропление ракеты и спутника, поднял вопрос об ответственности церкви за
неудачный пуск «Метеор-М» №2-1 на «Союз-2.1б». С ним не согласился священник
Благовещенской епархии Святослав Шевченко, назвавший условием успешной
работы техники «соработничество человека и Бога». «Мы крестим
людей и не гарантируем, что они попадут в рай, венчаем и не говорим, что
они точно не разведутся, это уже зависит от людей. Есть идея соработничества
человека и Бога», – подчеркнул священник.
В «Роскосмосе» создана комиссия для выяснения обстоятельств аварии, эксперты
должны завершить работу к 15 декабря (вот только неясно, включены ли в
экспертную комиссию представители РПЦ – а вдруг Лукиан не так кропилом
махал!). Госкомиссия определит момент совершения ошибки: на этапе выдачи
исходных данных или на этапе составления полётного задания. Устранить ошибки
в полётных заданиях ответственные предприятия ракетно-космической отрасли
обязаны к 8 декабря, иначе запланированный на 22 декабря 2017 года третий
пуск с Восточного будет отложен. Кроме того, на Восточном отменят первые
пуски по российской лунной программе. «Сейчас имеется в виду, что программа,
ближайшие пуски, которые будут у нас по Луне, они будут с Байконура. После
строительства (стартового комплекса для) «Ангары», конечно, будем переводить
сюда [на Восточный] и пуски по лунным программам», – заявил 29 ноября
гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров.
Полтора года тому назад, выступая 27 мая 2016 года на коллегии Минпромторга,
вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о непреодолимом отставании России от
США в космосе (позднее председатель наблюдательного совета госкорпорации
«Роскосмос» на своей странице в Facebook сообщил, что пресса исказила смысл
его слов). Судите сами, что могут означать слова Рогозина и как сильно
Россия отстаёт от США в космосе.
«Мы сегодня в космической отрасли отстаём от американцев в девять раз.
Все наши амбициозные проекты говорят о том, что мы должны повысить производительность
в полтора раза. Ну, повысим в полтора раза, но всё равно их не догоним
никогда», – заявил на этом заседании вице-премьер. По его словам, если
российская промышленность не станет бороться с бюрократией, то россияне
так и будут
«смотреть на НАСА и Илона Маска». «Я сказал, что
при таких наших «амбициозных» планах роста производительности труда в космической
отрасли мы американцев, от которых по данному показателю отстаём в девять
раз, не догоним никогда. Но это вовсе не означает, что мы от них в космосе
отстаём в остальном. В некоторых делах, например, в ракетно-космическом
двигателестроении мы их опережаем», – пояснил свои слова позднее Рогозин.
То есть вице-премьер имел в виду, что, во-первых, планы Роскосмоса недостаточно
амбициозны, чтобы догнать США. Исправить это должны предприятия космической
отрасли в ходе борьбы с бюрократией. Во-вторых, не всё так плохо и РФ есть
чем гордиться: двигатели РД-180 считаются лучшими в своём классе и экспортируются
в США. Там они устанавливаются на первую ступень ракеты Atlas V, которая
используется для военных пусков (в том числе аппаратов GPS) и стартов межпланетных
станций НАСА (например, зонда New Horizons к Плутону).
Рогозин не впервые говорит о низкой производительности труда в космической
отрасли страны. 19 мая 2015 г., представляя в Госдуме законопроект о создании
госкорпорации «Роскосмос», он сравнил ведущие аэрокосмические компании
России и США. По его словам, в частной американской Orbital Sciences –
производителе корабля Cygnus и лёгко-средней ракеты Antares для отправки
грузов к МКС – работают 1,3 тысячи человек, каждый из которых в среднем
ежегодно приносит компании 414 тысяч долларов. В Центре Хруничева (производителе
российских тяжёлых ракет «Протон-М» и «Ангара-А5») работают в 13 раз больше
сотрудников, а производительность на порядок ниже (вот только двигатели
Orbital Sciences так и не научилась делать!). Её повышение – одна из задач
космической госкорпорации.
В настоящее время Россия лидирует по трём космическим направлениям: количеству
стартов носителей, технологии ракетных двигателей на жидком топливе, а
также пилотируемым пускам к МКС. В 2015 году 33% мировых пусков ракет-носителей
пришлись на Россию, 23% – на США и 22% – на Китай. Пятая часть стартов
осуществлена ракетами «Союз», десятая – «Протонами». Носитель «Союз» –
единственная в данный момент ракета, которую запускают с четырёх космодромов
трёх стран на двух континентах планеты. Производимые НПО «Энергомаш» двигатели
РД-180 устанавливаются на американские носители Atlas V и Antares. Ранее
на носитель компании Orbital ATK устанавливался также модифицированный
российский агрегат НК-33, разработанный для советской лунной программы.
К двигателям этого проекта до сих пор проявляют интерес иностранные партнёры,
планирующие использовать модифицированный НК-39К в новом европейском ракетоплане.
В середине 2015 года было объявлено, что европейские компании Arianespace
и OneWeb заключили контракт с Роскосмосом на покупку 21 носителя «Союз»
(это с их-то высокой производительностью!). Это обеспечило на несколько
лет вперёд полную загрузку РКЦ «Прогресс», расположенного в Самаре и выпускающего
ракеты, а также его подрядчиков. С другой стороны, заказы на коммерческие
пуски «Протон-М» продолжают падать и не вселяют оптимизма.
В процитированном высказывании вице-премьера выделены два аспекта: производительность
труда и бюрократия. Оставим производительность труда (кстати, измеряемую
в рублях по биржевому курсу, а не по паритету покупательной способности,
более подходящему для производства – 16 рублей/доллар) на совести вице-премьера
и поговорим о бюрократии. Здесь необходимо сделать небольшое отступление
в историю советской космонавтики в духе эпиграфа. После смерти Королёва
руководить космическими программами стал В.П. Глушко, двигателист по профессии
и весьма самолюбивый человек. Это по его инициативе была закрыта тема двигателей
лунной программы, которую вёл Н. Кузнецов (НК-33 и другие НК – двигатели
Кузнецова), при нём отряд космонавтов понёс первые жертвы... Двигателист,
для которого ракета лишь объект для установки двигателя, как оказалось,
не может быть успешным руководителем ракетной отрасли. Именно тогда были
«Аполлон-Союз» и лунная программа США.
Не ввязываясь в дебаты о высадке американских астронавтов на Луну, обратим
внимание на странное исчезновение у НАСА двигателей, способных осуществить
такую высадку. В программе «Аполлон-Союз» они, видимо, были, так как доставили
астронавтов на Луну, затем таинственно пропали и отсутствуют до сих пор,
раз уж НАСА продолжает закупать НК-33 (именно тот двигатель, который по
заданию Королёва делал Кузнецов для лунной программы). Бюрократы бюрократами,
но, как выясняется, способности руководителя тоже важный фактор.
Кто же руководит отраслью сейчас? Игорь Анатольевич Комаров (род. 25 мая
1964, г. Энгельс Саратовской области) – финансист и управленец. В марте
2014 года назначен правительством главой объединённой ракетно-космической
корпорации (ОРКК), в январе 2015 года – главой Федерального космического
агентства.
И.А. Комаров в 1986 году окончил МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности
«экономист». С 1992 года по 2002 год работал в кредитно-финансовых учреждениях
на руководящих должностях («Инкомбанк», «Национальный резервный банк»,
«Сбербанк»). С 2002 года по 2008 год являлся заместителем генерального
директора ОАО «Горно-металлургическая компания „Норильский никель“» по
экономике и финансам. С октября 2008 года занимал должность советника ген.
директора Государственной корпорации «Ростехнологии», в мае 2009 года был
назначен исполнительным вице-президентом ОАО «АВТОВАЗ», а 28 августа 2009
года – назначен президентом этой компании. 1 октября 2009 года Комаров
избран председателем совета директоров ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ».
16 октября 2013 года Комаров заявил о своём уходе с поста президента ОАО
«АВТОВАЗ». За время работы президентом АвтоВАЗа – с 2009 по 2013 годы,
Комаров и его команда провели реформы по кардинальному переустройству автомобильного
завода. 23 октября 2013 года распоряжением Д. А. Медведева назначен заместителем
руководителя Роскосмоса. В марте 2014 года назначен правительством главой
объединённой ракетно-космической корпорации. 21 января 2015 года возглавил
Госкорпорацию «Роскосмос».
Как видим, глава Роскосмоса – очень хороший финансист, и по образованию,
и по опыту практической работы умеющий считать и экономить деньги, но вот
понять, где съэкономленный сегодня рубль может в будущем обернуться сторублёвым
убытком, он не может, так как с техникой, тем более, космической, он не
знаком. Вероятно, он может быть очень хорошим коммерческим директором,
но уж никак не генеральным!
Существенно и то, что ракетно-космической корпорацией «Энергия» имени С.
П. Королёва – одним из ведущих предприятий космической промышленности и
СССР, и России сейчас руководит Владимир Львович Солнцев, окончивший Тульский
политехнический институт и Всероссийскую академию внешней торговли, прошедший
на Тульском машиностроительном заводе путь от мастера до заместителя директора
по финансам и маркетингу АО «Туламашзавод». С 1995 года работал в группе
компаний Межкомбанка: президентом инвестиционной компании «Межинвест»,
директором департамента инвестиционных программ банка, затем возглавлял
управление по военно-техническому сотрудничеству ГУП «Авиационный военно-промышленный
комплекс «Сухой».
В начале 2000-х годов перешёл во Внешторгбанк, где до 2010 г. работал сначала
вице-президентом, а затем старшим вице-президентом. Возглавлял управление
по работе с крупными клиентами. Работал одновременно заместителем председателя
правления «Гута-банка», принадлежавшего ВТБ (впоследствии ВТБ-24). 4 октября
2010 г. был назначен исполнительным директором РКК «Энергия». 1 августа
2014 г. назначен временно исполняющим обязанности президента корпорации,
а 20 сентября решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО РКК
«Энергия» избран единоличным исполнительным органом Открытого акционерного
общества «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва».
Как видим, тоже финансист, давно забывший своё «технарство».
Так может быть дело не столько в производительности труда и бюрократах,
сколько в руководителях отрасли?
Д-р Ал-ов
В оглавление