«Экономика должна быть экономной»...
    Экономист это человек, который может дать вам совет,
как с наибольшей пользой употребить ваши деньги,
но если деньги попадают к нему, он прогорает немедленно.
Марк Твен
        Опубликованное в соответствующей рубрике письмо «Д-ра Ал-ова» получено редакцией 05 декабря 2017 года, а спустя неделю Александр Николаевич Иванов, заместитель руководителя Федерального космического агентства назвал причину неудачного пуска с космодрома Восточный ракеты «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и 19 спутниками. «НПО Автоматики производит систему управления ракеты-носителя, и школа НПЦАП – системы управления разгонными блоками. У них разные вещи, эта нестыковка заложена ещё 20 лет назад», – сказал Иванов и указал «на несовершенство алгоритмов программного обеспечения системы управления разгонного блока»... «Алгоритм работы системы управления привел к некорректному определению ориентации блока после отделения от ракеты-носителя при неверно выставленных начальных азимутах ракеты-носителя и разгонного блока на стартовом комплексе». Это означает, что в системе управления разгильдяйство возведено в ранг алгоритма!
        Данные выводы не удовлетворили Рогозина, который в очередной раз призвал найти виновных. «Результаты работы аварийной комиссии не могут считаться полными и до конца объективными, поскольку не отвечают на главный вопрос: как вообще могла быть допущена подобная ошибка в расчётах и кто несёт за это ответственность?»,считает вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Русский космос – это вопрос самоидентификации нашего народа, это синоним Русского мира. А потому Россия не может жить без космоса, вне космоса, не может притупить свои мечты о покорении неизведанного, манящего русскую душу», – писал в «Российской газете» в апреле 2014 года вице-премьер Дмитрий Рогозин.
        Комиссию по выявлению виновных в аварии возглавил глава «Роскосмоса» И.А. Комаров, который ни по образованию, ни по предыдущему опыту не компетентен в сути дела (см. письмо «Д-ра Ал-ова»). «И щуку бросили в реку»... Следует отметить, что 1 февраля 2018 г. разгонный блок «Фрегат» со спутниками «Канопус-В» и попутной нагрузкой успешно отделился от третьей ступени «Союз 2.1а» в соответствии с программой. Иначе говоря, дело не в технике, дело в организации. А в итоге  Россия просит помощи у США, а SpaceX готовит запуск ракеты на Марс, ракеты, работающей на российских двигателях...
        Последний раз российская сверхтяжёлая ракета стартовала почти 30 лет назад, когда советская «Энергия» вывела на околоземную орбиту многоразовый корабль «Буран». В ближайшие несколько лет должны были полететь ещё несколько носителей такого класса, но... похоже, американская SpaceX и тут станет первой. Почему же компания Илона Маска опередила всю российскую космонавтику и почему «Роскосмос» просит помощи США?
        Традиционно тяжёлыми ракетами считаются носители, способные доставлять на низкую околоземную орбиту (от 160 до 2 000 километров над уровнем моря) от 20 до 50 тонн полезной нагрузки. Средства выведения, отправляющие в космос более 50 тонн, относятся к сверхтяжёлым. В мире всего четыре страныСША, Россия, Франция (фактически ЕС) и Китайрасполагают тяжёлыми ракетами, и только двеСША и СССРзапускали сверхтяжёлые носители. Исторически потребность в сверхтяжёлых носителях возникла в годы холодной войны, когда США и СССР участвовали в космической гонке.
        Победителем в ней стали Соединённые Штаты, которые после запуска первого искусственного спутника Земли и полёта Юрия Гагарина решили первыми доставить человека на поверхность Луны. СССР ранее рассматривал и более амбициозные проекты, прежде всего полёты к Венере и Марсу. Но первой в мире сверхтяжёлой ракетой стал американский Saturn V, который до сих пор остаётся самым высоким (110,6 метра), тяжёлым (около 3 000 тонн при старте), грузоподъёмным (выводил до 140 тонн полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту) и мощным (по развиваемой тяге) носителем, когда-либо запускавшимся человеком. Всего с 1967 по 1973 год Saturn V запускали тринадцать раз. Все старты, кроме последнего (запуска первой американской орбитальной станции Skylab), проходили в рамках лунной программы Apollo.
        Из этих двенадцати пусков всего два старта (беспилотная миссия Apollo 6 и пилотируемая Apollo 13) считаются частично удачными. Всего при помощи Saturn V астронавты девять раз летали к Луне. Стоит отметить, что работы над однокамерным F-1 были начаты компанией Rocketdyne (сегодня входит в Aerojet Rocketdyne) по заказу ВВС США ещё в 1955 году, в результате чего первые огневые испытания двигателя состоялись уже в 1959 году. К моменту пилотируемых пусков Saturn V технология F-1 была отработана практически идеально.
       В СССР работы над двигателями НК-15 для первой ступени пятиступенчатой (в лунном варианте) сверхтяжёлой ракеты Н-1 начались только в 1962 году, на семь лет позже, чем в США. К 1967 году, когда куйбышевскому ОКБ-276 (часть современного ПАО «Кузнецов») удалось завершить разработку НК-15, США уже запустили Saturn V. В период с 1969 по 1972 год было проведено четыре пуска советской сверхтяжёлой ракеты, рассчитанной на выведение на околоземную орбиту до 90 тонн полезной нагрузки, все они оказались неудачными.
        Проблемы возникали из-за неотлаженной одновременной работы 30 двигателей НК-15, устанавливаемых на первую ступень носителя. Альтернативой Н-1 с тридцатью куйбышевскими НК-15 на первой ступени могла бы стать ракета УР-700 с девятью РД-270, созданными в 1962-1967 годах химкинским ОКБ-456 (современное НПО «Энергомаш»). РД-270, в отличие от НК-15, работавших на кислороде и керосине, использовали токсичные гептил и тетраоксид диазота, а ОКБ-456, в отличие от ОКБ-276, отказалось разрабатывать для сверхтяжёлой ракеты более экологичные агрегаты.
        Хотя фактически причина отказа сводилась к личному конфликту конструкторов Валентина Глушко из ОКБ-456 с Сергеем Королёвым из ОКБ-1 (данное бюро занималось советской лунной ракетой), формально свою позицию первый объяснил невозможностью ОКБ-456 в сжатые сроки разработать для сверхтяжёлой ракеты мощный двигатель на кислороде и керосине. Доля правды в этом есть, экологический двигатель РД-170 КБ «Энергомаш» разработал только к 1981 году. С другой стороны, агрегат НК-33, созданный ОКБ-276 в 1968-1972 годах на основе НК-15, разработан с использованием передовых технологий, которые получили широкое распространение только несколько десятилетий спустя. Это привело к тому, что даже сегодня тяговооружённость экологичного НК-33 уступает только токсичным двигателям РД-253 и современным агрегатам Merlin 1D (компания SpaceX).
        Стоит отметить, что СССР, в отличие от США, так и не удалось решить задачу стабильного горения топлива в камере двигателя. По этой причине РД-170 оказался четырёхкамерным, а не однокамерным, как F-1, который так и остался самым крупным и мощным в мире однокамерным ракетным двигателем, работающим на жидком топливе.
        С другой стороны, именно РД-170 и РД-171 (модификация РД-170 для ракет семейства «Зенит») оттеснили F-1 на третье место в рейтинге самых мощных жидкостных ракетных двигателей. По одному РД-170 получили четыре боковых ускорителя (нулевая ступень) сверхтяжёлой ракеты «Энергия», рассчитанной на запуск до 100 тонн на низкую околоземную орбиту. Носитель запускался в 1987-1988 годах всего дваждыоба раза успешно. В ходе второго пуска также был успешно отправлен в автономный полет (первый и единственный раз) многоразовый корабль «Буран», который стал советским ответом на американскую программу Space Shuttle.
        В 1990-е и 2000-е годы после завершения космической гонки интерес к сверхтяжёлым ракетам упал, для обслуживания околоземных станций и запуска спутников и межпланетных миссий хватало тяжёлых носителей. Дорогие проекты сверхтяжёлых ракет в лучшем случае разрабатывались слишком медленно либо, в худшем, существовали только на бумаге. В итоге в ближайшее время стоит ожидать запуска коммерческой Falcon Heavy.
        Глава компании SpaceX Илон Маск 28 января 2018 года заявил, что Falcon Heavy должна доставить личный автомобиль бизнесмена Tesla Roadster на околомарсианскую орбиту, хотя, скорее всего, полезная нагрузка пролетит мимо Красной планеты на минимальном расстоянии 80 миллионов километров и станет одним из искусственных спутников Солнца. Маск отдельно подчёркивает, что ему нравится мысль о том, что спустя миллионы лет Tesla Roadster может быть обнаружен инопланетянами.
        Конструктивно первая ступень Falcon Heavy состоит из центрального блока и пары боковых ускорителей, представляющих собой модернизированные первые ступени тяжёлой ракеты Falcon 9. На низкую околоземную орбиту носитель способен выводить 63,8 тонны груза, стоимость пуска в зависимости от полезной нагрузки составит 90-120 миллионов долларов. Между тем ранее Маск сомневался в успешности первого пуска Falcon Heavy, требующего синхронной работы 27 двигателей Merlin 1D (девять агрегатов стоят на первой ступени Falcon 9).
        Никто в мире, кроме СССР, никогда не пытался запускать ракеты, содержащие такое большое число двигателей на первой ступени. После Falcon Heavy в 2019-2020 годах стоит ожидать запуска американской лунно-марсианской сверхтяжёлой ракеты SLS (Space Launch System). Разработанная компанией Boeing ракета рассматривается в качестве основного средства выведения модулей планируемой международной окололунной станции DSG (Deep Space Gateway). В 2022 году Маск пообещал запустить сверхтяжёлый носитель BFR (Big Falcon Rocket), хотя наверняка сроки существенно сдвинутся вправо.
        К 2025 году Китай пообещал запустить свой первый сверхтяжёлый носитель Long March 9. Эскиз российской сверхтяжёлой ракеты должен быть готов к 2019 году, её лётные испытания запланировано начать к 2027 году. Также в 2020-х не исключено создание сверхтяжёлого носителя New Armstrong американской компании Blue Origin. Ракета SLS практически готова, носитель Long March 9, учитывая интерес Поднебесной к космосу, также скорее всего будет создан.
        Тем временем финансирование российской сверхтяжёлой ракеты пока даже не прописано в Федеральной космической программе на 2016-2025 годы. Роскосмос отказался от создания ракеты-носителя сверхтяжёлого класса, сэкономив на этом в рамках Федеральной космической программы на 2016-2020 годы более 200 млрд руб. Рабочая группа, сформированная по решению главы ведомства И. Комарова, «пересматривает всю программу с учётом десятипроцентного секвестра бюджета», чтобы избавиться от наиболее нежизнеспособных проектов. «После проведённых консультаций стало понятно, что сверхтяжёлая ракета нам просто не нужна, – говорит он. – Затраты на её создание и эксплуатацию будут несоизмеримы с отдачей».
        В Роскосмосе склоняются к варианту с модернизацией «Ангары-А5» путем достройки энергетического модуля, который позволит повысить её нагрузку до 35 т (вместо нынешних 24,5 т). Официальный представитель Роскосмоса Буренков уточнил, что перспективы сверхтяжёлой ракеты будут обсуждаться на заседании НТС агентства в марте: «Есть несколько вариантов, которые подготовили предприятия, члены совета будут их рассматривать и принимать решение». В конкурсе планируют участвовать три ракетостроительных предприятия отрасли: ГКНПЦ имени Хруничева, РКЦ «Прогресс» и РКК «Энергия».
        Отметим, что финансирование ФКП на 2016-2025 годы, проект которой был сформирован ещё при экс-главе Роскосмоса Остапенко, оценивалось в 2,436 трлн руб., из которых 2,117 трлн руб. ведомство хотело получить из бюджета. На создание сверхтяжёлой ракеты из этих денег планировалось выделить около 215 млрд руб.: по расчётам специалистов, при старте работ в 2016 году через 10-12 лет у России должен был появиться носитель, способный вывести на низкую околоземную орбиту около 70-80 т полезной нагрузки, а также отправить к Луне (без высадки экипажа) пилотируемый транспортный корабль разработки РКК «Энергия». В Роскосмосе тогда заявляли, что следующим шагом станет разработка носителя, способного вывести до 190 т нагрузки.
        В Роскосмосе считают в числе существенных минусов сверхтяжёлой ракеты отсутствие интереса к ней у коммерческих заказчиков, которым такие мощности просто не требуются. Последнее не удивительно: Роскосмосу нечего предложить, кроме разработанного несколько десятилетий тому назад (глонасс, метеоспутники, трансляторы и другие «мелочи»). Такие спутники можно запускать «пачками» с помощью уже отработанной техники, занимаясь сокращением затрат. Дешевле всего доработка «Ангары-А5»: даже стартовую площадку под неё строить не придётся, достаточно модернизировать на Восточном стартовый стол, сделав его универсальным для двух типов «Ангары».
        Однако, это путь в «извозчики» с появлением конкурентов и необходимостью дальнейшего удешевления. Хорошо хоть у НТС Роскосмоса хватило ума не отказываться от МКС до 2024 года, но зато де-факто забраковал вариант с развёртыванием в 2017-2019 годах высокоширотной орбитальной станции, которую Остапенко называл «одним из перспективных направлений». Если в Роскосмосе останется нынешнее руководство, МКС разделит судьбу «Миров» и «Салютов». А ведь никакая сверхтяжёлая ракета не сможет вытащить на орбиту массу, соизмеримую с массой МКС, уже летающей на орбите и наполненной аппаратурой. Уже существующие ракеты в состоянии поэтапно поднимать МКС и на геостационарную орбиту, и в точку Лажранжа системы Земля Луна...
        Взамен в ходе собрания многостороннего координационного совета по разработке DSG в Токио «Роскосмос» предложил создать многоцелевой модуль стоимостью 706 миллионов долларов, но запускать его не на чём. Поэтому, за неимением собственной сверхтяжёлой ракеты, выдвинута идея отправить его к Луне на американской SLS...
        Всё изложенное позволяет сформулировать тезис о технологии банкротства любого успешного предприятия: «Любое успешное предприятие, холдинг, государство можно разорить и обанкротить, возложив руководящие функции на его главного бухгалтера». Дело в том, что главный бухгалтер, как правило, экономист по образованию, подспудно в процессе обучения воспитан в почтении к деньгам. Он убеждён, что деньги «растут», он умеет работать с кредитами, экономить деньги «любой ценой», но не способен предвидеть отдалённые убытки сиюминутной экономии. Самым ярким примером является экономия на строительстве, оборачивающаяся гораздо большими расходами в последующей эксплуатации.
Вот пример – экономически необразованные строители Боткинской больницы в позапрошлом веке построили для тепловых коммуникаций подземные галереи, в которых затем были проложены электрические и другие кабели. Галереи обошлись дорого, но до сих пор экономят деньги на ремонте этих коммуникаций – не нужно аварийно копать траншеи – галереи обеспечивают быстрый доступ, многократно перекрыв расходы на их строительство! Бетонные желоба, конечно, намного дешевле при строительстве, но очень дороги потом!
        Роскосмос съэкономил на «Руси-М», экономит на «Ангаре», уже готов платить (и платить многократно) за вывод своих блоков тому же Илону Маску (а главное, попадает от него в зависимость, что ещё дороже). Выход только в одном: Руководитель отрасли должен быть специалистом в этой отрасли, а вот его замом по коммерческой части может (да, пожалуй, и должен) быть грамотный экономист, например, тот же И.А. Комаров.

Справка. Александр Николаевич Иванов – кандидат военных наук, в 1984 году закончил Ленинградский институт авиационного приборостроения, затем в 1999 году – Военную академию ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого. С 1984 по 2011 год проходил службу на разных должностях в ВС СССР и РФ: с 1984 по 2008 год на 1-ом Государственном испытательном космодроме; с 2009 по 2011 год был начальником вооружения, заместителем командующего Космическими войсками по вооружению; с 2011 года – начальник Управления обеспечения средствами выведения космических аппаратов, с 2012 года – заместитель генерального директора по эксплуатации космических комплексов ОАО «Информационные спутниковые системы» имени акад. М.Ф.Решетнёва; в 2013 году стал начальником главного управления научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий МО РФ. В конце 2013 года назначен первым заместителем руководителя Федерального космического агентства.
В оглавление