Предисловие редакции. Когда заходит речь о контктах с иноцивилизациями, априори предполагают, что разум, достигший межзвёздного уровня, руководствуется законами физики и фило-, а не теософии. Из этого постулата обычно следует вывод о его благожелательном отношении к иным разумам, более того, о своего рода патронате над менее развитыми. Однако, как показыает земной опыт, религиозные организации (напр., РПЦ) кропят «святой водой» даже ракеты-носители, пуск которых затем оказывется неудачным (видимо, «святая вода» не может устранять программные ошибки). Значит, либо априорный тезис неверен, либо мы далеки от нужного уровня развития. Теме «Религия и космос» и посвящена работа И.В. Журавского «А если у инопланетян есть бог?».
И.В. Журавский
А если у инопланетян есть Бог?
«В вопросах религии правда – это та точка зрения, которой удалось выжить».
Оскар Уайльд
        Мысли о существовании внеземных цивилизаций высказывали, начиная с эпохи Возрождения. Спустя столетия, практически с момента открытия в 1877 году Д. Скиапарелли «марсианских каналов» воображение начинает будоражить идея вторжения инопланетян на Землю. В 1887 году Жозеф-Анри Рони-старший опубликовал рассказ об инопланетных захватчиках «Ксипехузы»; 1898 год – выходит в свет повесть Герберта Уэллса «Война миров». На протяжении всего ХХ века тема Контакта воплотилась в «астрономическом» количестве научных гипотез, экспериментов, домыслов, вымыслов, фильмов, художественной и научно-популярной литературе.
        Представления об Иных имеют условно два полюса. На «северном полюсе» – лютые враги (Г. Уэллс «Война миров»), на «Южном полюсе» – братья по Великому Кольцу (И. Ефремов «Туманность Андромеды»), а между этими крайними представлениями мирно сосуществуют все мыслимые варианты контактов с внеземным разумом. Нет только однозначного ответа на вопрос, что нам ждать от реального Контакта?
        Многие ждут, что внеземные цивилизации непременно окажут Земле «гуманитарную и техническую помощь». Но почему мы ждём от Иных новых технологий, обязательно какой-то помощи? Возможно потому, что, несмотря на всю технологическую «продвинутость» человечества, оно сохранило до сих пор мифологическое мышление. С этих позиций Иные – это подобие древних богов, о которых повествует, например, вавилонский историк Беросс в своей «Вавилонской истории» (IV – III вв до н.э.).
        Беросс в первой книге «Вавилонской истории» говорит, что жил он во времена Александра, сына Филиппа; что книги многих писателей, охватывающие период более чем в 15 мириад лет, с большой заботой хранятся в Вавилоне; они содержат записи историй о небе и о море, и о первотворениях, и о царях, и об их деяниях.
        Далее он говорит, что земля вавилонян лежит между реками Тигр и Евфрат. И родит она дикую пшеницу и ячмень, чечевицу и сезам. А в болотах растёт съедобный корень. И по свойствам своим этот корень равен ячменю. Растут там и финики, и яблоки, и остальные плоды, и рыбы водятся, и птицы, полевые и болотные. Есть в этой земле безводные и бесплодные области, в Аравии; а лежащие напротив Аравии земли – гористые и плодородные. А живёт в Вавилоне великое множество разноплеменных людей из тех, что населяли Халдею.
        Особого внимания заслуживает объяснение того, как люди научились делать те или иные вещи. Для тех, кто считал богов способными совершать всё, что угодно, таких, как Беросс, решением вопроса было связать все знания, умения, науки, искусства с божественными наставлениями, выступающими в качестве подарков. Боги дали, с того времени ничего больше уже не было изобретено. Идея о том, что человек сам чему-либо научился, идя по пути прогресса, не бралась в расчёт (кстати, нынешние креационисты, отрицающие эволюцию, ничем не лучше).
        В шумерском мифе, записанном в XVIII веке до н.э. говорится о том, что небесный бог Ану принес с неба пшеницу, коноплю и ячмень. Бог Энлиль, Владыка Бури, сложил все эти сокровища в горной стране и «запер горы, словно дверью». Но две строптивые богини, Ниназу и Нинмада, решили «дать зерно Шумеру, не знающему зерна». Со временем миф о богах вырос до размеров Вселенной, какой мы её себе представляем...
        Но вот со Вселенной неувязка. Наше представление о Вселенной совсем не означает, что она на самом деле такая, как полагают астрономы, особенно с учётом «последнего писка астромоды» – «тёмной энергии». Например, астрономы из Оксфордского университета пришли к выводу, что вся Вселенная примерно в 250 раз больше той, что мы можем наблюдать. Почему только в 250 раз? Видимо, на бесконечность фантазии не хватило!
        Контакт с Иными может закончиться весьма курьёзно, как в рассказе Кира Булычёва «Паровоз для царя». Иной по имени Вусц оказался всего-навсего мелким чиновником, который приземлился во дворе дома № 16 по Пушкинской улице в Великом Гусляре совершенно случайно из-за поломки двигателя своего межзвёздного корабля. Поломку исправить никто не сумел и «пришелец Вусц, пока суд да дело, устроился счетоводом к Удалову в контору, освоил русский язык, с обязанностями справляется сносно, правда, звёзд с неба не хватает. Хотел было он, по наущению Грубина, уехать в Вологду, поступить там в цирк лилипутом, но потом передумал: боязно отрываться от корабля – вдруг его найдут, прилетят за ним. А корабль схож с громадным сугробом, даже со снежной горой. Дети катаются с него на санках. Весной, если ничего до тех пор не случится, должен приехать из Архангельска Камаринский, большой друг Флора Мишутина, знаменитый механик. Если уж он не поможет, никто не поможет»...
        Возможны и менее курьёзные варианты: ведь не на пустом же месте возникли стрелялки типа «звёздных войн». Их популярность имеет под собой психологический базис. А теперь добавьте к этому базису толику религиозного фанатизма... Шутки шутками, но следует прислушаться к словам современного китайского писателя-фантаста ЛюЦысиня. В предисловии к американскому изданию романа «Задача трёх тел», посвящёного проблемам «междусобойных» отношений с Иными, ЛюЦысинь пишет:
        «Есть одно странное противоречие: в своем отношении к космосу человечество демонстрирует удивительную наивность. На Земле, вступая на новый континент, люди, не задумываясь, уничтожали существующие там цивилизации при помощи войн и болезней. А обращая свой взгляд к звёздам, мы впадаем в сентиментальность и верим, что если там где-то есть разумные существа, то их цивилизации живут, руководствуясь универсальными, благородными, нравственными законами. Мы почему-то полагаем, что ценить и лелеять иные формы жизни – это нечто само собой разумеющееся, часть всеобщего кодекса поведения… Я полагаю, что следует вести себя противоположным образом. Надо обратить доброжелательность, которую мы высказываем звёздам, на собратьев по расе здесь, на Земле, выстраивать доверие и понимание между разными народами и цивилизациями, составляющими человечество. Но в отношении космического пространства за пределами Солнечной системы следует быть постоянно настороже, быть готовыми к тому, что у Иных будут самые злостные намерения. Для такой хрупкой цивилизации, как наша, это наиболее ответственный путь».
        Как отмечал Карл Саган, «освоение космоса приводит непосредственно к религиозным и философским вопросам». Учитывая, что параллельно с освоением космоса шло бурное развитие теоретической физики в сторону её математизации, разница между теорфизикой и теофизикой становилась всё менее различимой, особенно, для неспециалистов. Термин «астротеология» впервые появился в работе 1714 года под названием «Астротеология или Демонстрация бытия и атрибутов Бога из наблюдений за небесами».
        Над концепцией Воплощения, согласно которой Бог полностью и уникально воплощён в человеке по имени Иисус из Назарета в I в. н. э., серьёзно задумался Томас Пейн, англо-американский писатель, философ и публицист, «крёстный отец США». Томас Пейн поднял этот вопрос в своей работе 1794 года, рассуждая на тему множественных миров. Согласно христианству, спасение может быть достигнуто только путём смерти и воскресения Иисуса. Все пути ведут к Богу и, в сущности, проходят через него. Но что это значит для других цивилизаций, обитающих где-то ещё во Вселенной и совершенно не подозревающих об истории Иисуса?
        Вера в бесконечное множество миров, утверждал Пейн, «делает христианскую систему веры одновременно маленькой и смешной и рассеивает её в уме, как перья в воздухе». Невозможно подтвердить оба одновременно, писал он, и «тот, кто считает, что верит и в то и в другое, верит мало в оба». Разве не абсурдно полагать, что Бог «должен бросить заботу о всех остальных» в мирах, которые он создал, чтобы прийти и умереть в этом? С другой стороны, «допускаем ли мы, что каждый мир в бесчисленном творении» имеет собственные версии посещений Бога? Если это правда, делает вывод Пейн, то этому человеку «не останется ничего больше, кроме как путешествовать от мира к миру в бесконечных чередах смертей с мимолетными интервалами жизни». Если христианское спасение возможно только существ, миры которых испытали воплощение Бога, то это означает, что жизнь Божья потрачена на посещение множества миров в космосе, где он был распят и воскрес. Но это кажется в высшей степени абсурдным Пейну, почему он и отвергает христианство.
        Есть и другой способ рассмотреть этот вопрос: возможно, воплощение Бога в истории Земли «работает» для всех существ во Вселенной. Этот вариант предлагает Джордж Койн, священник-иезуит и бывший директор Ватиканской обсерватории. «Как он мог быть Богом и оставить инопланетян в своих грехах? Бог выбрал очень специфический способ искупить вину людей. Он послал Своего единственного Сына Иисуса к ним. Сделал ли это Бог для инопланетян? Это глубоко заложено в христианское богословие… понятие универсальности Божьего искупления и даже понятия того, что всё творение, даже неодушевлённое, принимает участие в некотором смысле в его искуплении».
        Джеффри Мерси, заведующий кафедрой поиска внеземных цивилизаций в Калифорнийском университете (Беркли), ставит вопрос: «Знают (знали) ли инопланетяне, существовавшие миллиарды лет назад, что 25 декабря 2016 года мы празднуем Рождество Христа?» Он признает «многобоговую модель Вселенной». По Мерси, «в космосе достаточно места для нескольких истин, а не только для одной, если каждая планета имеет своего собственного Бога. И обитатели этих планет вполне могут верить в свои истины, как мы, земляне в свои».
        Профессор астротеологии доктор Тед Петерс рассуждает таким образом: «На Земле насилие и страдания – результат дарвиновской борьбы за существование, которая сделала нас людьми. Если инопланетяне грешат, то они грешат как люди». Об этом астротеолог пишет в научном журнале “PhilosophicalTransactionsoftheRoyalSociety” за 2011 год. Там же он замечает: «Если инопланетяне похожи на нас, то вполне допустимо предположить, что они, как и мы, понимают двусмысленность добра и зла, с которой нам приходится жить».
        В мае 2015 года папа римский обронил такую многозначительную фразу: «Если на площадь Святого Петра высадятся инопланетяне с Марса и попросят, чтобы я окрестил их, то я их окрещу». Всё вроде бы хорошо. Папа готов окрестить инопланетян, допускается «многобоговая модель Вселенной». Но не ставится вопрос, а если у инопланетян есть свой Бог?
        Предположим, что Контакт состоялся, и мы друг друга адекватно увидели и услышали, поняли, нашли общий язык. А пришельцы оказались не инженерами, не космонавтами-исследователями, даже не мелкими чиновниками, а миссионерами или просто глубоко верующими существами. Как отреагируют наши, земные религиозные конфессии на подобный факт? Как быть с религиозным антропоцентризмом? Сможем ли мы вообще понять смысл религиозных представлений друг друга?
     «Если кембриджский теолог – христианин стандартного толка, то сам он, по всей видимости, верит в ту или иную комбинацию следующих утверждений:
    1. В праотеческие времена девственница родила сына без вмешательства мужчины.
    2. Этот сын, не имевший биологического отца, навестил усопшего друга по имени Лазарь, от которого уже исходил трупный запах, и тот незамедлительно ожил.
    3. Этот же не имеющий отца человек вернулся к жизни через три дня после собственной смерти и погребения.
    4. Через сорок дней этот человек взошёл на вершину горы, и его тело вознеслось в небо.
    5. Если беззвучно прокручивать мысли в собственной голове, то не имеющий отца человек и его – отец (который одновременно является им самим) услышит их и, возможно, как-то отреагирует. Он в состоянии одновременно прослушивать мысли всех людей, живущих на свете.
    6. Когда вы делаете что-либо плохое или хорошее, не имеющий отца человек это видит, даже если это больше никому не известно. Вы получите соответствующее наказание или поощрение; возможно, это произойдет после вашей смерти.
    7. Девственница мать человека, не имеющего отца, никогда не умирала; её тело вознеслось на небо.
    8. Хлеб и вино, получившие благословение священника (который должен иметь мужские половые органы), «становятся» телом и кровью не имеющего отца человека.
        Какие выводы сделал бы непредвзятый антрополог, приехавший в экспедицию в Кембридж для изучения верований местного населения?» (Ричард Докинз, «Бог как иллюзия»).
        Конечно, ситуация может разрешиться, как в рассказе Филиппа Класса, «На Венере у нас есть раввин». В далёком будущем еврейская община на планете Венера проводит I межзвёздную неосионистскую конференцию. Среди присутствующихразумный вид инопланетян по имени «бульбы», которые прибыли с далекой звезды Ригель. Евреи на конференции озадачены физическим видом «бульб», их серыми пятнами и щупальцами. Они решают, что бульбы не могут быть людьми, а значит, не могут быть евреями. Решено обратиться к раввинскому суду, чтобы решить, как евреи должны относиться к новым посетителям. Что будет, спрашивают они, если однажды люди найдут инопланетян, которые хотят быть евреями? «Скажем ли мы: нет, это совершенно неприемлемо?»
        Раввины делают вывод, что этот ответ не очень хорош и предлагают венерианцам парадоксальное решение. «Здесь евреи – и здесь евреи. Бульбы будут принадлежать ко вторым». Хорошо, если так, а если Иные окажутся более убедительными проповедниками?.. Тогда евреи станут «бульбами»?
        Может быть, всё-таки «Богу – богово, кесарю – кесарево, а слесарю – слесарево»?!? И не надо «святой водой» кропить микросхемы, тем более, что это бесполезно?

Итак, почему молчит Вселенная? Ответ очевиден –  «…Заратустра не позволяет».


Информация к размышлению:
      ...«Я попал на Андригону, старую, рассыпающуюся, одряхлевшую планету, которую, собственно говоря, давно уже следовало изъять из употребления, но до которой никому нет дела, поскольку она лежит в стороне от главных ракетных путей ...То был великий день для андригонов: во всех школах шли экзамены на аттестат зрелости. Один из представителей власти спросил, не угодно ли мне почтить экзаменуемых своим присутствием; приняли меня чрезвычайно радушно, и я не мог отказать. ...Представив меня собравшейся молодежи и учителям как почётного гостя с планеты Земля, преподаватели усадили меня на почётное место за жёрвой (это что-то вроде стола), и прерванные экзамены продолжались. Ученики, взволнованные моим присутствием, сначала пугались и сильно конфузились, но я ободрял их ласковой улыбкой, подсказывал то одному, то другому нужное слово, и первый лёд был сломан. Чем дальше, тем лучше становились ответы...
        Потом экзаменатор спросил:
       – Может ли кандидат доказать нам, почему жизнь на Земле невозможна?
        Слегка поклонившись, юноша приступил к исчерпывающим, логично обоснованным доказательствам, при помощи которых бесспорно установил, что большая часть Земли покрыта холодными, очень глубокими водами, температура которых близка к нулю вследствие множества плавающих там ледяных гор; что не только на полюсах, но и в окружающих областях свирепствует вечный холод и по полугоду царит беспросветная ночь; что, как хорошо видно в астрономические приборы, большие области суши даже в более тёплых поясах покрываются замёрзшим водяным паром, так называемым снегом, который толстым слоем одевает горы и долины; что крупный спутник Земли вызывает на ней волны приливов и отливов, оказывающие разрушительное эрозионное действие; что с помощью самых сильных телескопов можно увидеть, как обширные участки планеты нередко погружаются в полумрак, затененные пеленой облаков; что в атмосфере бушуют страшные циклоны, тайфуны и бури; и все это, вместе взятое, исключает возможность существования жизни в какой бы то ни было форме. А если бы, закончил звучным голосом юный андригон, какие-нибудь существа и попытались высадиться на Земле, они неизбежно погибли бы, раздавленные огромным давлением атмосферы, достигающим на уровне моря одного килограмма на квадратный сантиметр, или семисот шестидесяти миллиметров ртутного столба.
        Такое исчерпывающее объяснение было единогласно одобрено комиссией. Оцепенев от изумления, я долго сидел неподвижно, и только когда экзаменатор хотел перейти к следующему вопросу, я вскричал:
       – Простите меня, достойные андригоны, но… но я сам прибыл с Земли; я надеюсь, вы не сомневаетесь, что я жив, и слышали, как я был вам представлен?..
        Воцарилось неловкое молчание. Преподаватели, глубоко задетые моим бестактным выступлением, еле сдерживались; молодежь, не умеющая скрывать своих чувств, смотрела на меня с явной неприязнью. Наконец экзаменатор холодно произнес:
       – Прости, чужестранец, но не слишком ли многого ты требуешь от нашего гостеприимства? Разве мало тебе столь торжественной встречи, банкета и прочих знаков уважения? Разве ты не удовлетворён тем, что тебя допустили к Высокой Выпускной Жёрве? Или ты требуешь, чтобы ради тебя мы изменили… школьные программы?!
       – Но… Земля действительно обитаема… – смущённо пробормотал я.
       – Будь это правдой, – произнес экзаменатор, глядя на меня так, словно я был прозрачным, – то это было бы извращением естества!»
С. Лем. Звёздные дневники Йона Тихого.
Путешествие двадцать второе
© Перевод. З. Бобырь, 1961, 1993

В оглавление