АпокаЛИПсис...
  Предисловие. Русский язык вполне заслуженно пользуется репутацией сложного в изучении языка помимо обширного словарного запаса и далеко не самой простой грамматики он к тому же ещё и очень точен. Примером может служить слово «учёный», используемое для обозначения людей, занимающихся научной деятельностью. Наука в целом представляет собой цепь последовательно выполняемых (разумеется, не обязательно одним человеком) действий: исследование окружающего мира с целью обнаружения новых явлений, их интерпретация, возможность использования, передача опыта коллегам (научение). Так вот, русское слово «учёный» обозначает только то, что человека учили, но насколько эта учёба была успешной, усвоил ли ученик что-либо и умеет ли он это изученное применять из слова «учёный» отнюдь не видно. Увы, но многие, гордо именующие себя «учёными», в том числе, и «остепенённые», владеют изученным лишь на уровне условных рефлексов, то есть умеют (по команде или спонтанно) повторять ранее усвоенное. Они и степени получали по принципу: «Полчаса позора и зарплата всю жизнь». Отсюда и заказные диссертации, и плагиаты, и их отношение ко всему новому (суть науки!)«не пущать», а их «научная деятельность» сводится к «ремейкам» ранее заученного ... Примеров много. Это и «африканский след» в происхождении человека, и Большой Взрыв, и «теория катастроф»...
         Недавно в библиотеке электронных препринтов arXiv.org опубликован очередной ремейк «теории катастроф Кювье». Американские «учёные» высчитали, когда на Солнце вспыхнет разрушительная для человеческой цивилизации супервспышка. Они использовали геологические и астрономические данные об аналогичных событиях, которые происходили на Солнце и других звёздах. Самая сильная геомагнитная буря за всю историю наблюдений имеет собственное название Событие Кэррингтона. Оно произошло 1-2 сентября 1859 года и было вызвано крупным корональным выбросом массы из-за сильной вспышки на Солнце. Возмущение электромагнитного поля Земли привело к сбою телеграфных систем в США и Европе. Над многими регионами наблюдались полярные сияния. Они были видны даже близ экватора например, над Карибскими островами и Центральной Африкой.
        Энергия больших солнечных вспышек достигает около 1025 Дж, что значительно превышает энергию, которая могла бы быть получена при сжигании всех разведанных на Земле запасов горючих ископаемых. Однако возможно возникновение гораздо более мощных и более редких супервспышек, которые могут оказать серьёзное воздействие на биосферу планеты. В Гарварде оценили такую возможность. Чтобы определить, как часто возникают солнечные штормы, они изучили соответствующую научную литературу. По данным космического телескопа Kepler они пришли к выводу, что супервспышка с энергией в 1027 Дж происходит каждые 2000 лет, а каждые 20 миллионов лет Солнце выбрасывает энергию в 1030–1031 Дж. Интервалы между вспышками могут быть неравными, что позволило «учёным» связать их с масштабными вымираниями, в частности, с Пермским великим вымиранием. Считается, что на границе пермского и триасового периодов, 252 млн лет назад, 96% наземных и более 70% морских видов животных внезапно исчезли.
        Причин несколько: во-первых, считается, что в конце пермского периода на огромных пространствах Сибири произошли фантастические по своим объёмам прорывы магмы на поверхность Земли. Объём излившихся пород оценивается сегодня примерно в 5 млн км3. Разумеется, такая масса лавы заметно разогрела земную атмосферу, добавив в неё изрядную толику парниковых газов, что привело к ещё большему – глобальному – потеплению.
        Во-вторых, в океане произошло загадочное событие, высвободившее огромные массы метана – важнейшего компонента парниковых газов (то ли этот метан миллионы лет копился в придонных слоях воды, а потом внезапно «всплыл», то ли его начали массово выделять археи рода Methanosarcina), что сильно изменило состав земной атмосферы. Итог всех этих неприятностей: небо закрыла пелена вулканической пыли, к которой примешалась пыль от удара очень «удачно» упавшего астероида.
       Воздух стал горяч и сух, а океан превратился в раствор кислоты, совершенно не пригодный для жизни большинства своих прежних обитателей. В таких ужасающих условиях способны выжить немногие живые существа, поэтому фауна массово вымирала, и лишь когда атмосфера очистилась, а океанская вода из кислой сделалась просто солёной, редкие выжившие создания приступили к новому этапу эволюции...
        Кризис на рубеже перми и триаса традиционно считался таким глубоким, что известный британский палеонтолог Майкл Бентон даже выпустил книгу под названием «Когда жизнь почти умерла». Другой «учёный», Джек Сепкоски из университета Чикаго в одной из своих работ представил график, на котором видно, как подъёмы разнообразия животных сменяются плато относительно стабильного числа видов и глубокими, резкими провалами вымираний (строго по Кювье!). Но эта логичная схема, к сожалению её авторов, типичная «кювьестрофа» и не имеет никакого отношения к действительности! Дело в том, что тунгусские лавовые излияния были не одномоментными, они были разделены большими временными интервалами, а из межтрапповых осадочных слоёв известно множество разнообразных насекомых и растений. То есть биосферу эти лавовые поля не погубили – по крайней мере флору и энтомофауну...
        Российский палеонтолог Александр Павлович Расницын, доктор биологических наук, заведующий лабораторией артропод Палеонтологического института много лет изучает насекомых пермского и триасового периодов. И по его данным получается, что никакого катастрофического Великого вымирания не было. По российским данным на границе перми и триаса имелся некоторый спад, но не такой глубокий и главное, гораздо более длительный, чем нарисовано у Сепкоски. Провал длился более половины пермского периода – десятки миллионов лет – слишком уж длинная катастрофа!
        Чтобы более детально разобраться в событиях того далекого времени, Расницын и его коллеги работали на уровне семейств, потому что отрядов у насекомых слишком мало, а родов слишком много, и главное, что они очень короткоживущие. В результате была построена кривая на основе нескольких показателей, самые главные из которых – первые и последние находки представителей конкретных семейств. Возникновение и вымирание соответствовало их появлению в геологической летописи и исчезновению из неё. Оказалось, что общее количество семейств (то есть собственно разнообразие фауны) снижается очень медленно на протяжении всей средней и верхней перми. И никакого резкого вымирания.
        В нижнем триасе насекомых действительно практически нет, но в среднем и верхнем триасе очень значительная часть палеозойских семейств снова возникает. «То есть насчёт вымерли – это совсем не та история», – отмечает Расницын. Так что же происходило с насекомыми, пока вся остальная фауна «глобально вымирала»?
        «Интенсивность исчезновения насекомых в средней-верхней перми, в разгар Великого вымирания, застывает на одном уровне. Но при этом резко снижается появление новых семейств. Получается, что снижение разнообразия происходит не за счёт роста вымирания, а за счёт снижения скорости возникновения новых семейств, и именно этот параметр определяет всю динамику разнообразия у насекомых. То есть вымирание, зависящее главным образом от внешних факторов – вулканизма, траппов, астероидов – на больших и самых интересных интервалах времени оказывается величиной постоянной, а варьируется динамика появления, которая в очень большой степени определяется внутренними свойствами организмов и процессами, идущими в биосфере. Это совершенно иная идеология!» – считает доктор Расницын.
        Факт «снижения скорости возникновения новых семейств» говорит как раз о стабилизации условий обитания, которая ведёт к снижению скорости эволюции! Так может настало время «закрыть» теорию катастроф Кювье, заменить слово «катастрофа» его русским значением «перестройка» и признать, что по мере эволюции жизни при достижении её параметрами определённых критических значений происходят масштабные перестройки, вызванные внутренними законами эволюции? Может быть, динозавры вымерли из-за появления цветковых растений, а не были убиты астероидом или «супервспышкой»?
        Жизнь на Земле существует миллиарды лет. По мнению американских «учёных», каждые 20 млн лет происходит «супершторм», который может стереть с лица Земли практически всё живое (за время существования жизни на Земле таких вспышек было не менее сотни, и все – мимо!). Более того, каждые 2 тыс. лет происходит «супервспышка», способная вызвать глобальное вымирание (счёт идёт уже на миллионы вспышек, но всё опять-таки мимо), наконец, каждые 500 лет – Событие Кэррингтона, а жизнь всё ещё продолжается! Конец света предрекали и по Нострдамусу, и по календарю майя, но... наступал день «Ч» и ничего не менялось.
        Теперь в роли оракулов стали выступать представители науки. По мнению британского физика Стивена Хокинга, человечеству через 100 лет грозит гибель из-за невыносимой жары, которая станет результатом глобального потепления. Как утверждает Хокинг, если изменение климата продолжится, то атмосфера нагреется до такой степени, что Земля будет напоминать Венеру. Температура на поверхности этой планеты близка к 500 градусов Цельсия, а давление почти 100 атм. Такие условия возникли из-за парникового эффекта, когда плотный облачный покров пропускает солнечное тепло, но препятствует его выходу обратно в космос. По мнению Хокинга, через 100 лет условия на Земле начнут необратимо ухудшаться, и человечеству придется искать новый дом.
        Этому известному в мире «ЧерноДыроведу» и ещё более известному их популяризатору, видимо, наскучили миллиардолетия и гигапарсеки и он снизошёл до наших масштабов, но не ошибся ли он в коэффициентах? Всё в мире, кроме самой Вселенной, раньше или позже кончается, когда-то догорит до своего конца Солнце, Земля станет непригодной для жизни, но ведь за телесериалы хорошо платят именно сейчас, а через сто лет предъявить претензии Хокингу по поводу несостоявшейся катастрофа никто не сможет...
        Лавры Хокинга не дают покоя другим. Хорошо ещё, когда новый апокалипсис намечается на далёкое будущее. Так, международный коллектив астрофизиков по данным миссии Gaia (Global Astrometric Interferometer for Astrophysics) определил, что через 1,3 миллиона лет на планету обрушится поток комет и астероидов. Причина – проникновение в гравитационные пределы Солнечной системы звезды Gliese 710. Это «пророчество» основано на данных спутник Gaia Европейского космического агенства, запущенного в космос 19 декабря 2013 года на российской ракете-носителе «Союз-СТ-Б» с космодрома Куру во Французской Гвиане.
        Главная задача – составление в оптическом режиме трёхмерной карты, показывающей расположение и перемещения звёзд Млечного Пути. Первый каталог миссии Gaia, выпущенный в сентябре 2016 года, представил данные о положении и яркости более миллиарда звезд Галактики, а также информацию о перемещениях более двух миллионов светил. Используя этот каталог, астрономы приступили к систематическому поиску звезд, которые подлетят близко к Солнцу. Последнее исследование учитывает 300 тысяч светил, чьё положение удалось отследить на пять миллионов лет в прошлое и будущее. Всего было обнаружено 97 звёзд, которые окажутся на удалении не более одного миллиона астрономических единиц от Солнца. Среди них 16 светил приблизятся на расстояние менее 400 тысяч астрономических единиц от Солнца, и ближе всех – Gliese 710.
Оранжевый карлик Gliese 710 в 1,7 раза легче, в 3,3 раза меньше и в 33 раза тусклее Солнца. Сегодня Gliese 710 находится примерно в четырёх миллионах астрономических единиц от Солнца и не представляет опасности для Земли. Но через 1,3 миллиона лет Gliese 710 окажется в пределах облака Оорта на расстоянии 16 тысяч астрономических единиц от Солнца (всего в 400 раз дальше орбиты Нептуна).
        Как указывают теоретические расчеты, Gliese 710 неизбежно вызовет гравитационные возмущения в этой области. Оценки, проведенные в 2016 году (также с использование данных Gaia), указывают, что прохождение Gliese 710 мимо Солнца спровоцирует проникновение внутрь орбиты Земли примерно десяти долгопериодических комет в год в течение трёх-четырёх миллионов лет. Ужас! Утешает только то, что наверняка в ближайшие 1,3 миллиона лет человечество успеет столкнуться с более серьёзной космической угрозой, чем приближение Gliese 710. Главные апокалипсисы ещё впереди – хокинги их ещё не придумали и не посчитали!
        Ведь НАСА ежегодно обнаруживает около 1,5 тысячи околоземных объектов. В настоящее время агентство концентрирует свои усилия на поиске более мелких астероидов диаметром менее 90 метров, оптимистично полагая, что уже удалось обнаружить примерно 90 процентов небесных тел размером более 90 метров в поперечнике. Большинство новых околоземных объектов выявляется менее чем за 15 дней до их сближения с Землей, поэтому столкновение крупного астероида с планетой – лишь вопрос времени. Скорее всего, практическую задачу избавления от этой угрозы придется решать следующим поколениям землян.

В оглавление