Д-р Ал-ов
Агония колониализма
...
Традиционно считается, что мировая колониальная система уже распалась.
Обычно её распад связывают с окончанием второй мировой войны, которое открыло
новый этап в жизни народов Азии и Африки. Многие народы обретали свою государственность,
становились хозяевами своей судьбы, вступали в непосредственные политические,
экономические и культурные связи с народами других стран и континентов.
Уже к середине 60-х годов на политической карте мира появилось более 50
новых стран – членов мирового сообщества государств.
Но было ли это подлинным распадом колониальной системы? Колониальная система
возводилась Западной Европой в течение несколько столетий, начиная с XVI-XVII
веков и в начале XX века выглядела так:
Принято считать, что в XX в. колониализм в основном исчерпал уже себя исторически.
Увы, но это глубокое заблуждение. Элита нескольких так называемых развитых
стран, плоть от плоти и кровь от крови пиратов-викингов, высшим подвигом
которых считалось разорить и сжечь до тла крупный город, создавшая эту
систему, совсем не собиралась терять свои привилегии. Вот что говорил на
учредительном съезде «Золотого
круга» (учреждён в 1878 г. в Нью-Орлеане) лорд Сесиль Родс, один
из «архитекторов» колониальной системы,
чьё имя носила Родезия:
«Мир сегодня
вступает в тот период дальнейшего развития цивилизации, когда на смену
войнам за расширение государственных границ и новые источники дешёвого
сырья приходит борьба за сохранение накопленного и его приумножение экономическим
путём. Это не значит, конечно, что войны с прежними целями прекратятся.
Найдутся обиженные, недовольные либо просто маньяки, снова готовые делить
уже разделённый мир. Но главная опасность нас ожидает в другом, в том,
что культурный уровень всего населения земного шара непрерывно возрастает
и процесс этот необратим. Я понимаю, это звучит парадоксом, мы все за культуру,
но именно культурный уровень человека меняет его понятия о существе справедливого
и несправедливого. Поэтому в недалёком будущем, кроме войн межгосударственных,
нас ждут войны внутригосударственные: за более равномерное распределение
тех богатств, которыми владеют государства. Это будут войны черни против
своих сюзеренов, бунты, но не стихийные, как в былые времена и теперь,
а организованные силой возросшего сознания и убеждений, с чёткой программой
и ясной задачей. Вот почему союз людей, представляющих сегодня цвет и мощь
наций, владеющих достоянием наций, является не забавой, как это кажется
некоторым моим критикам, а необходимостью чрезвычайной важности. Если мы,
наделённые богатством, высокими титулами и возможностью решать государственные
и мировые проблемы, не хотим быть раздавленными союзами черни, чьи интересы
во всём мире, в конечном счете, сведутся к общему знаменателю, нам следует
объединиться для встречного боя без различия как национальной, так и государственной
принадлежности. Наш союз должен быть правительством над правительствами
и обладать способностью быстро и эффективно реагировать на все возможные
конфликты. Стабилизация прав собственности и привилегий –
вот наша цель. Осведомлённость, готовность к борьбе, преданность одного
всем и всех одному – вот наш лозунг».
Этот тезис Родса был не сразу осознан мировой (читай, западно-европейской)
элитой. Наиболее полно его поняли в США, истеблишмент которых довольно
быстро переключился с политики канонерок на политику «чековой
книжки». Первая Мировая война была последней войной «дележа
мира», в которой уже наглядно проявилось преимущество «чековой
книжки» перед «канонерками».
Правда, как и предвидел Родс, нашёлся «обиженный
маньяк», развязавший ещё одну мировую, после которой элита осознала-таки
неизбежность модифицикации колониальной системы.
Колониальная система
после Второй мировой войны
Модификация имела целью свести преобразования к чисто формальным,
сохранив максимально-возможную фактическую зависимость, и шла многопланово.
Во-первых, экономически. В колониальных странах были созданы основы (или
хотя бы зачатки) горнодобывающей промышленности, отлажена система поставок
сырья в Европу в обмен на промышленные товары и сформирована местная буржуазия,
которая могла контролировать эту деятельность при участии и под руководством
европейского капитала. Отдельным группам населения были привиты европейские
стандарты потребления, гарантировавшие сбыт многих западных товаров, соответственно,
зависимость от них.
Во-вторых, политически. В «бывших»
колониях была насаждена «западная»
демократия с её уже отработанными в метрополиях технологиями управления
политической
жизнью всех слоёв населения путём создания «многопартийных»
систем, покупаемых «на корню», с их
кажущейся борьбой, оппозицией, дебатами и «прозрачными»
выборами, ничего не меняющими в политике действующей власти. Метрополии
даже «взяли на себя труд» по подготовке
управленцев из местной элиты.
В-третьих, идеологически, внедрив систему западных «общечеловеческих
ценностей», как правило, несовместимых с менталитетом аборигенов,
включающих махровый индивидуализм («всё
для себя, любимого») и психологию потребления, хотя, как говорят арабы
– «зачем тебе твои дворцы и твои машины, если у тебя нет истины».
И насаждаются эти ценности вполне по «конкисте»,
как, например, в Югославии или Украине.
В-четвёртых,
цивилизационно, путём выхолащивания образования, сведения его к предельно
узкой специализации, исключающей возможность существенных новаций и прорывов,
что успешно реализовано в США и некоторых западно-европейских странах,
вынужденных теперь «качать мозги извне».
По сути, это попытка остановить рост культурного уровня населения, что
ещё Родс считал невозможным.
Идеалом и
«Золотого
круга», и последующих «клубов»
является глобализация, при которой существует некая наднациональная, надгосударственная
элита, правящая миром, а всё остальное человечество
– обслуживающий эту элиту персонал. Не зря ведь в навязанной миру оценке
его «успехов» –
ВВП – труд горничной, хлебороба и инженера равноценны. Вот как В.
Якунин (теперь экс-президент РЖД) высказался в Женеве в ходе конференции
«Европейский выбор: глобализация или ресуверенизация?»: «Новый
мировой порядок можно определить как посткапитализм. Классическая формула
капитализма, описанного Карлом Марксом, была: деньги– товар–
деньги. Сейчас формула: деньги– деньги– деньги. Сегодня
банки диктуют, как должна развиваться экономика».
Но вот здесь-то
и скрыто непреодолимое противоречие. Промышленная революция позволила нескольким
странам уйти вперёд, оседлать отставших и строить на их труде своё благополучие.
Информационная революция устраняет это неравенство.
Можно вывести производство в страны с дешёвой рабочей силой, наживаться
на труде их населения и подкармливать своих безработных, но вот скрыть
это уже нельзя. И население «развивающихся» стран раньше или позже
начинает мигрировать вслед за плодами своего труда
– в богатую Европу и США (турецкая диаспора в Германии, мексиканская в
США), чтобы жить на пособия.
Противостоять эмиграции могут только сильные правительства на местах, которые
опять-таки раньше или позже восстают
против грабежа. Да, можно разбомбить непокорные Ирак и Ливию, можно организовывать
«цветные» революции и «гибридные»
войны в странах, желающих использовать труд своего народа у себя в стране,
но что потом делать с мигрантами, которые неудержимо рванутся в «благополучные»
страны? Наконец, что делать с Ассанджами и Сноуденами, которые не элита,
но без которых никак?
Ведь даже
снобы мировой элиты начинают понимать, что глобализация медленно, но верно
«накрывается
медным тазом». А постепенное внедрение криптовалют вымывает почву
и из-под МВФ, и ФРС, и доллара, да и самой банковской системы. Сейчас-то
и начинается не имитация, а подлинный развал колониальной системы. А всё,
что было раньше, была лишь затянувшаяся на столетие её агония.
В оглавление