Я. Жив
Психология
«карканья»
Основная
обязанность пророка –
смешить богов своими предсказаниями.
Должностная инструкция
Приметы бывают разные. От фиксации естественных причинно-следственных связей
(«если солнце село в воду...») до чёрных кошек и гороскопов. Разумеется,
и основы их весьма различны, но для содержащих «человеческий фактор» примет
необходимым условием является вера субъекта в действенность приметы. Верующий
в примету избирательно фиксирует «благоприятные» для приметы (и неблагоприятные
для него) совпадения событий и игнорирует (зачастую подсознательно) их
не совпадения. В этом классе примет и события, и субъект физически взаимонезависимы,
что не исключает их ментальной связи через поведение самого субъекта в
критический момент.
Например, верящий в чёрную кошку водитель может потерять в критической
ситуации доли секунды на воспоминание о кошке и ... «влететь в ДТП». Примета
«сработает», но виновата ведь не кошка, а вера в примету. Аналогично «работают»
гороскопы, пустые вёдра и множество других примет и предсказаний.
Особый класс примет составляет так называемое «карканье», то есть предварительное
предсказание успеха с последующей неудачей. «Если хочешь рассмешить
бога, поделись с ним своими планами». Этим особенно отличаются СМИ
в своих спортивных (и не только) прогнозах. Иллюстрацией может служить
последняя олимпиада – медали завоевали как раз те, кому СМИ не «пророчили»
успехов. Ведь напряжение российских спортсменов и без того было предельным
из-за «допингового скандала», а СМИшные подсчёты медалей сделали его «запредельным»!
Из личного ещё студенческого опыта автор знает, что наилучшей психологической
подготовкой к экзамену служит подробное планирование собственных действий
при неудачном исходе. Конечно, настрой должен быть на успех, но в запасе
такой план нужно иметь. Это блокирует даже кратковременные приступы микропаники.
А вот «карканье», исключая неуспех, резко повышает внутреннее напряжение
и делает приступы паники, пусть и очень краткие, почти неизбежной реакцией
на неудачное действие, даже движение. Субъект теряет уверенность в себе,
в своих силах, делает следующую ошибку и так по нарастающей... Повидимому,
эффект «карканья» был известен нашим предкам издревле («не хвались,
идучи на рать...»). Хорошо бы СМИ это учитывать!!!
В оглавление