«Двуногое, лишённое перьев»
Vestigia semper adora
чти следы прошлого
        В философии, говоря о человеке, принято использовать это слово в качестве собирательного, интегрального образа: «человек и мир», «человек и культура» и т.п., причем «человек» в таком контексте – это, вне всяких сомнений, Человек разумный, Homo sapiens.
        Необходимым и достаточным условием для того, чтобы отнести творение природы к виду Homo sapiens, является наличие второй сигнальной системы (речи). Но вот в конце прошлого века появляется книга «Цивилизация каннибалов» [1], в которой её автор, Борис Диденко, основываясь на трудах выдающегося историка и антрополога Б.Ф. Поршнева, доказывает несостоятельность такого обобщения. Он переводит понятие Homo sapiens в этическую плоскость, и тогда оказывается, что человечество является не единым видом, а семейством, состоящим из четырёх сформировавшихся в процессе антропогенеза совершенно различных видов – двух хищных и двух нехищных.
        По Диденко первый из хищных видов – суперанималы (сверхживотные), потомки «адельфофагов» – пожирателей представителей собственного вида. Их отличительным качеством, доминантой существования является полное, абсолютное отсутствие какой бы то ни было морали, жестокость и готовность идти по трупам для достижения своей цели. Именно они поставляют тиранов и «вождей». Второй хищный вид – суггесторы (псевдолюди); это агрессивные и коварные приспособленцы, «окружение» суперанималов, которым они подражают.
        Два нехищных вида отличаются врождённым неприятием насилия. Первый из них – диффузный вид – составляет подавляющее большинство населения. Это люди, легко поддающиеся внушению, обыватели, которыми легко манипулировать; они не хватают звёзд с неба (их круг – работа, дом, быт), но люди они мирные и разумные, хотя, впрочем, из-за внушаемости часто поддающиеся хищному научению. Но к ним уже можно применять определение «Homo sapiens». И, наконец, второй нехищный вид – неоантропы (люди, духовно эволюционирующие). Это дальнейшее развитие диффузного вида, наиболее человечная категория людей, характеризуемая высокой нравственностью. К этой категории относится интеллигенция (подлинная), большинство людей творчества и т.п.
        Концепция Диденко довольно подробно была обсуждена в статье А.Н. Голубева [2], поэтому говорить о ней мы здесь не будем. Обратим внимание лишь на то, что по концепции Диденко, построенной не на генетических или биологических, а на социально-этических соображениях, семейство Хомо состоит из четырёх подвидов.
        С другой стороны в последние годы выполнено множество генетических исследований. Генетики анализировали ДНК (митохондриальную и  хромосомную) коренных народов Сибири, Алтая, Казахстана, Китая, Монголии и других регионов, а также представителей различных индейских племен. В процессе этих исследований было выявлено много интересного (например, алтайское происхождение коренного населения Америк и вообще, возможно, всего человечества).
        Так как в анализе использовалось большое количество генетических маркеров, они могут считаться довольно точными. Так вот, в ДНК современного человека обнаружены гены не только неандертальцев, к чему уже успели привыкнуть, но и гены денисовцев [3]. На рис. 1 показано наше возможное «генетическое» древо, построенное на основе секвенирования ДНК современного человека, денисовца и неандертальца. Здесь интересно то, что, видимо, существовал и четвёртый подвид Хомо, до сих пор не обнаруженный.

Рис. 1. «Генетическое» древо современного человека
(штриховая линия – возможный вклад 4-го подвида)
        Совпадение количества подвидов Хомо сапиенс по Диденко с более поздними генетическими исследованиями заставляет задуматься, насколько же такое совпадение случайно. Как выяснилось, унаследованные гены денисовцев обеспечивают «высокогорные» способности современных людей, тогда как «неандертальские» – «хладостойкость». Возникает вопрос, за что ответственны гены четвёртого подвида? Может быть, этот пока не найденный четвёртый подвид – мощный свирепый каннибал – это далёкий предок легендарного снежного человека, способного, по слухам, скрещиваться с Хомо сапиенс, а суперанималы Диденко – проявление его генов? Факт проявления генов 4-го предка в социальном поведении людей, разумеется, не проверен, тем не менее имеет право на существование.
        Тем более, что (по сообщению журнале Scientific Reports) жившие на территории Бельгии 40 тысяч лет назад наши предки поедали друг друга, а из костей изготавливали орудия труда. На костях, извлечённых из пещер Гойе (под Намюром), обнаружены следы порезов, зазубрины и бороздки, однозначно указывающие на употребление останков в пищу. Жертв свежевали, нарезали их мясо, а также извлекали костный мозг. Кроме того, бедренную кость и три берцовых кости использовали для придания формы каменным орудиям.
        А в 2010 году в испанской провинции Астурия удалось обнаружить останки семейства неандертальцев из 12 человек, которые были съедены другими представителями вида Хомо. Были обнаружены кости шестерых взрослых неандертальцев, трёх подростков, двух детей младшего возраста и одного младенца. На всех найденных костях присутствуют следы от использования орудий, при помощи которых каннибалы, в частности, доставали костный мозг. Ещё раньше, в 2009 году, были найдены свидетельства того, что представители Homo sapiens убивали и ели неандертальцев. Не исключено, что этими каннибалами и были представители четвёртого подвида, гены которых и проявляются в суперанималах Диденко.
        Источники:
1. Б. В. Диденко. Цивилизация каннибалов. Человечество как оно есть. М., 1999.
2. А.Н. Голубев. Человек и культура: реалии XXI века. ВМ №2 2011
3. В.А. Коноваленко. Африка – роддом или погост? ВМ №1 2016

В оглавление