Н.О. Беседин
Прогресс расточительности
Преамбула. «Планете досаждали когда-то суховеи, и учёные доказали, что это грозит ей превращением в сплошную пустыню. В связи с этим они разработали великий план обводнения. Дабы претворить его в жизнь, были образованы соответствующие институты и руководящие учреждения; но, когда сеть каналов и водохранилищ уже была построена, учреждения не пожелали исчезнуть и продолжали функционировать, всё более и более заливая планету».
С. Лем. Звёздные дневники Йона Тихого.
        Цитата в преамбуле приходит мне в голову всякий раз, когда какое-либо СМИ начинает «токовать» на экономические темы, захлёбываясь слюной восторга от достижений «технического прогресса современной цивилизации». Дополнительной иллюстрацией служат прерывающие этот «ток» рекламные ролики, настаивающие, например, на том, что новая картинка на упаковке стирального порошка в корне изменила его свойства и насущно необходимо «прямо сейчас» купить новую пачку, а старую выбросить.
        Конечно, и СМИ, и реклама надоедливы, но население постепенно вырабатывает своего рода иммунитет к ним. Для меня, например, реклама чего-либо означает признание производителя в низком качестве рекламируемого товара, иначе зачем бы нужны были расходы на рекламу – хороший товар и без рекламы купят те, кому он нужен. А реклама должна заставить покупателя купить что-то, абсолютно ему не нужное! Видимо, моя реакция на рекламу совсем не редкость, так как психологическое навязывание ненужного теперь всё больше подкрепляется техническими приёмами.
        Примером может служить положение дел в «IT-железе». Понятно, что увеличивать объёмы памяти и быстродействие ВМ необходимо и полезно, достижения в этих областях нужны и действительно прогрессивны. Но вот зачем эти достижения немедленно применять в ПК? Ведь они не зря называются «персональными». «Персона» массового потребителя обладает человеческим «быстродействием», скоростью чтения и обработки информации и другими человеческими параметрами, наличие интернета делает ненужным хранение больших объёмов информации у себя, на своём ПК. Запросы массового пользователя и по объёму памяти, и по быстродействию (за исключением, разве что компьютерных игр) вполне удовлетворяли ноутбуки первых поколений. Зачем же производить всё более мощные и быстрые ПК? А чтобы, играя на тщеславии пользователя, навязать ему и само «железо», и помимо «железа», и новое программное обеспечение, так как прежнее с возросшими объёмами памяти не может справиться.
        «IT-железо» – яркий, но не единственный пример! Аналогичный процесс идёт в автомобилестроении – растут мощности двигателей, следовательно, скоростные возможности автомобилей, при том, что подавляющую часть своего жизненного цикла автомобили (и их владельцы) проводят в пробках, двигаясь со скоростью пешехода, а их высокие максимальные скорости, скорее всего, так и не будут востребованы за всё «время их жизни». На многочисленных автосалонах ежегодно демонстрируются новейшие модели, отличающиеся, помимо дизайна, ещё одним качеством – их узлы и детали, технически аналогичные предыдущим, как правило, не взаимозаменяемы даже в пределах одной фирмы, а уж тем более с продукцией других производителей.
        Иначе говоря, на наших глазах моральный износ изделий далеко оттеснил их физический износ, в том числе и потому, что эксплуатационные свойства отодвинуты на задний план, а приоритетом пользуется внешний вид,  «упаковка» и всевозможные «навороты», тешащие самолюбие порой в ущерб основной функции. Часы, предназначенные для указания своему владельцу текущего времени, помимо золотых с бриллиантами корпусов, оснащаются дополнительными возможностями, вплоть до галактических координат Земли и гороскопов. Мобильные телефоны, это безусловное достижение последнего времени, смысл которых именно в обеспечении связи, уже превращены в музыкальные изоляторы личности от общества...
        Всё перечисленное и ещё многое ему подобное рассчитано на тщеславие, на замену вполне работающего устройства новым, более модным, снабжённым чем-то, ничуть не более эффективным, но зато более эффектным. Но такой расчёт всё-таки основан на «волеизъявлении» покупателя, подвержен случайным факторам, сопровождается «приливами» и «отливами», а производство требует чёткого плана. Поэтому в ход идут более надёжные приёмы.
        Прежде всего, это гарантии производителя. Теперь гарантийные сроки означают совсем не то, что они значили ещё полсотни лет тому назад. Раньше гарантия означала, что устройство будет работать безотказно не менее гарантийного срока, но в принципе способно нормально функционировать и дольше. Теперь гарантия означает всего лишь бесплатное устранение поломки в течение гарантийного срока. Будет ли оно работать за его пределами – большой вопрос, скорее всего – нет! Более того, сложные агрегаты конструируют так, чтобы гарантийные сроки их ключевых элементов были предельно близки друг к другу, то есть по истечении срока изделие гарантированно выйдет из строя!
        Последним достижением прогресса расточительности стала «ремонтонепригодность». Исходной точкой этого процесса были интегральные схемы, производить которые «на коленке», в домашних условиях, в гараже или мелкой мастерской действительно невозможно. Их можно только заменять целиком. Этот прецедент получил неожиданное развитие. Сейчас, к примеру, существует множество марок автомобилей, производители которых тщательно следят за тем, чтобы к их автомобилям подходили только их собственные узлы и запчасти, до болтов включительно. Более того, «персонализация» узлов и деталей по каждой марке обеспечивает вывод из эксплуатации даже случайно уцелевших автомобилей путём снятия с производства их запчастей.
        Бытовая техника сопровождается описаниями и инструкциями, не содержащими схем и чертежей, зато снабжена адресами гарантийных мастерских, обеспечивающих замену узлов и деталей (бесплатно в гарантийные сроки и платно потом). Как и автомобили, стиральные машины, миксеры, кофеварки и тому подобные бытовые приборы тоже собраны из  «марочно-уникальных» узлов и деталей, следовательно, могут быть легко выведены из обращения прекращением производства запчастей...
        Всё перечисленное «гарантирует» массовый выброс в утиль далеко не исчерпавших свои возможности изделий ради производства всё новых и новых точно таких же. В прошлом году люди во всем мире выбросили около 41,8 млн тонн электронного и электрооборудования («электронного мусора» – e-waste). Таким количеством мусора можно заполнить 1,15 млн грузовиков, которые могли бы сформировать цепочку в 23 тысячи километров. Стоимость отходов, подходящих для переработки с целью вторичного использования, а также материалов, которые могли быть извлечены из отходов, составляет 52 миллиарда долларов.
        Во всём выброшенном мусоре содержалось 300 тонн золота – это 11% от мирового производства этого драгметалла в 2013 году (столько добывают за год США). Помимо этого, в отходах нашли 2,2 млн тонн материалов, содержащих свинец, а также ртуть, кадмий и хром. Порядка 60% всего e-waste – это холодильники, стиральные машины и другая бытовая техника. На мобильные телефоны, калькуляторы, компьютеры и принтеры приходится всего 7% от общего объёма e-waste.
        Интересно, что наиболее существенный «вклад» в производство «электронного мусора» в расчёте на душу населения вносят страны с высоким уровнем экологической ответственности. Например, в Норвегии в 2014 году на человека приходилось 28,4 кг, в Швейцарии – 26,3 кг, Исландии – 26,1, Дании – 24, Великобритании 23,5. Самые низкие показатели отмечены в Африке – 1,7 кг на душу населения (вся Африка – 1,9 млн тонн мусора). «Лидерами» стали США и Китай (32% всех отходов). За ними следуют Япония, Германия и Индия. В 2013 году во всем мире было произведено 39,8 млн тонн «электроотходов». В 2018-м прогнозируется цифра 50 млн тонн.
        А ведь все эти изделия – это добытое и переработанное сырьё, энергия, наконец, человеческий труд, пусть даже вложенный в роботов. Производство ради производства! Да ещё и с расширенным воспроизводством. И продолжение может быть таким же, каким его описал Станислав Лем!
В оглавление