Деурбанизация
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий...
А.С. Пушкин
В предыдущем номере ВМ (№ 2 2013) уже шла речь о процессе «деурбанизации». Поговорим об этом подробнее. Не принимаем ли мы желаемое за действительное? Ведь ООН опубликовала список вымирающих городов мира, а отнюдь не список городов, диссипирующих в свои окрестности. Что же касается «тяги на природу», то сама эта тяга насчитывает не одну сотню лет и множество примеров попыток её реализации, как правило, неудачных.
Что же изменилось в мире, что может обеспечить успешную реализацию этой извечной «тяги» в современных условиях? В крупных городах (напр., Санкт-Петербурге) среднее время, затрачиваемое на дорогу от жилища до места работы, составляет в среднем около часа (и столько же на обратный путь), причём практически независимо от того, живёт ли человек в центре города, на его окраине или же на загородной даче. Современный уровень транспорта уже может обеспечить (и плохо ли, хорошо ли, но обеспечивает) общение и кооперацию производительной деятельности людей, рассредоточенных в пределах окружности радиусом 100 км, то есть на площади ~ 30 млрд м2 (именно за пределы этого круга в советские времена выселяли тунеядцев).
По существующим нормам (примем для удобства расчётов норму в 25 м2/чел) необходимая жилая площадь в 5-миллионном городе составит всего 125 млн. м2, то есть ~ 0,4% территории «городского ареала», причём, в одноэтажном исполнении. Более того, даже если к жилой площади добавить по 100 м2/чел. для приусадебного участка, то и тогда потребуется всего (вместе с жильём) 625 млн. м2, то есть 2% площади «ареала». Зачем же нужны 20-то, 30-ти, 100-этажные небоскрёбы? Можно подумать, что такая концентрация вызвана стремлением сократить протяжённость сетей систем жизнеобеспечения. Но уже сейчас мощные ТЭЦ всё больше заменяются мини- и даже микро-ТЭЦ, обслуживающими отдельные здания, так как потери энергии на коммуникациях зачастую превышают выигрыш от централизации источников энергоснабжения.
Более того, существующий уровень развития фотоприёмников, обеспечивающих прямое преобразование солнечной энергии в электроэнергию, уже позволяет вообще исключить транспортировку энергии на большие расстояния, следовательно, ликвидировать энергокоммуникационные сети как таковые. А это выбивает последний камень из-под небоскрёбов. В нескольких странах сейчас проходят опытную эксплуатацию «автономные» дома, находящиеся на полном самообеспечении, а во Франции испытывается «автономная» ферма, сельхозтехника которой работает на биогазе, получаемом из биоотходов самой фермы.
Последний удар по урбанизации наносит развитие трёхмерной печати. В самое ближайшее время совместное использование методов порошковой металлургии и трёхмерной печати позволит получать в «безлюдном» режиме детали и узлы любой сложности прямо по чертежам конструктора, к тому же представленным в электронном виде. На таком производстве присутствие человека (кроме регламентных работ) вообще не требуется и размещать его можно где угодно, хоть на руднике, хоть на Луне.
Иначе говоря, наступает время технической революции, прямо противоположной той, которая в средние века привела к возникновению мануфактур, потом заводов и фабрик с их последующим ростом до современных градообразующих. Та средневековая техническая революция породила урбанизацию, нынешняя приведёт к прямо противоположному результату – диссипации.
И точно так же, как движение луддитов оказалось безрезультатным, точно так же бессмысленно сейчас продолжать строительство небоскрёбов в мегаполисах, и точно так же бессмысленно противостоять диссипации населения. Напротив, страна, которая первой осознает надвигающуюся реальность и станет ей способствовать, сможет вырваться далеко вперёд, как в своё время это сделала Англия.
И противостоят этому, на самом деле, не технические сложности, а чисто психологические барьеры. Руководитель КБ хочет видеть «своими ясными очами» своих конструкторов, хотя и понимает, что, пока они не отойдут от своих «дорожных приключений», они не смогут работать плодотворно. Зато они работают у него на виду! Хотя это самое «на виду» обходится немалыми потерями рабочего времени. То же самое относится и ко многим другим учреждениям и организациям.
Конечно, атомный ледокол строить в 3D-принтере люди если и смогут, то не скоро. Но вот нужно ли будет их вообще строить в ближайшем будущем – бо-о-ольшой вопрос. Колумб пересёк Атлантику во главе эскадры, а доктор Алан Бомбар проделал то же самое на надувном плотике, к тому же используя только «подножный корм». Магеллан за свою «кругосветку» (снова во главе эскадры) заплатил жизнью, Фёдор же Конюхов проделал её в одиночку и остался жив. А сколько трудов и жизней стоили полюса Земли? Теперь же Северный полюс объект пусть ещё и экстремального, но туризма! Да и на Южный полюс уже идут туристы (правда, королевская кровь даёт известные преимущества). Времена меняются!

В оглавление