Деурбанизация
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий...
А.С. Пушкин
В предыдущем номере ВМ (№ 2 2013) уже шла речь о процессе
«деурбанизации». Поговорим об этом подробнее. Не принимаем ли мы желаемое
за действительное? Ведь ООН опубликовала список вымирающих
городов мира, а отнюдь не список городов, диссипирующих в
свои окрестности. Что же касается «тяги на природу», то сама эта тяга насчитывает
не одну сотню лет и множество примеров попыток её реализации, как правило,
неудачных.
Что же изменилось в мире, что может обеспечить
успешную реализацию этой извечной «тяги» в современных условиях? В крупных
городах (напр., Санкт-Петербурге) среднее время, затрачиваемое на дорогу
от жилища до места работы, составляет в среднем около часа (и столько же
на обратный путь), причём практически независимо от того, живёт ли человек
в центре города, на его окраине или же на загородной даче. Современный
уровень транспорта уже может обеспечить (и плохо ли, хорошо ли, но обеспечивает)
общение и кооперацию производительной деятельности людей, рассредоточенных
в пределах окружности радиусом 100 км, то есть на площади ~ 30 млрд м2
(именно за пределы этого круга в советские времена выселяли тунеядцев).
По существующим нормам (примем для удобства расчётов норму
в 25 м2/чел)
необходимая жилая площадь в 5-миллионном городе составит всего 125 млн.
м2,
то есть ~ 0,4% территории «городского ареала», причём, в одноэтажном исполнении.
Более того, даже если к жилой площади добавить по 100 м2/чел.
для приусадебного участка, то и тогда потребуется всего (вместе с жильём)
625 млн.
м2,
то есть 2% площади «ареала». Зачем же нужны 20-то, 30-ти, 100-этажные небоскрёбы?
Можно подумать, что такая концентрация вызвана стремлением сократить протяжённость
сетей систем жизнеобеспечения. Но уже сейчас мощные ТЭЦ всё больше заменяются
мини- и даже микро-ТЭЦ, обслуживающими отдельные здания, так как потери
энергии на коммуникациях зачастую превышают выигрыш от централизации источников
энергоснабжения.
Более того, существующий уровень развития фотоприёмников,
обеспечивающих прямое преобразование солнечной энергии в электроэнергию,
уже позволяет вообще исключить транспортировку энергии на большие расстояния,
следовательно, ликвидировать энергокоммуникационные сети как таковые. А
это выбивает последний камень из-под небоскрёбов. В нескольких странах
сейчас проходят опытную эксплуатацию «автономные» дома, находящиеся на
полном самообеспечении, а во Франции испытывается «автономная» ферма, сельхозтехника
которой работает на биогазе, получаемом из биоотходов самой фермы.
Последний удар по урбанизации наносит развитие трёхмерной
печати. В самое ближайшее время совместное использование методов порошковой
металлургии и трёхмерной печати позволит получать в «безлюдном» режиме
детали и узлы любой сложности прямо по чертежам конструктора, к тому же
представленным в электронном виде. На таком производстве присутствие человека
(кроме регламентных работ) вообще не требуется и размещать его можно где
угодно, хоть на руднике, хоть на Луне.
Иначе говоря, наступает время технической революции,
прямо противоположной той, которая в средние века привела к возникновению
мануфактур, потом заводов и фабрик с их последующим ростом до современных
градообразующих. Та средневековая техническая революция породила урбанизацию,
нынешняя приведёт к прямо противоположному результату – диссипации.
И точно так же, как движение луддитов оказалось безрезультатным,
точно так же бессмысленно сейчас продолжать строительство небоскрёбов в
мегаполисах, и точно так же бессмысленно противостоять диссипации населения.
Напротив, страна, которая первой осознает надвигающуюся реальность и станет
ей способствовать, сможет вырваться далеко вперёд, как в своё время это
сделала Англия.
И противостоят этому, на самом деле, не технические
сложности, а чисто психологические барьеры. Руководитель КБ хочет видеть
«своими ясными очами» своих конструкторов, хотя и понимает, что, пока они
не отойдут от своих «дорожных приключений», они не смогут работать плодотворно.
Зато они работают у него на виду! Хотя это самое «на виду» обходится немалыми
потерями рабочего времени. То же самое относится и ко многим другим учреждениям
и организациям.
Конечно, атомный ледокол строить в 3D-принтере люди если
и смогут, то не скоро. Но вот нужно ли будет их вообще строить в ближайшем
будущем – бо-о-ольшой вопрос. Колумб пересёк Атлантику во главе эскадры,
а доктор Алан Бомбар проделал то же самое на надувном плотике, к тому же
используя только «подножный корм». Магеллан за свою «кругосветку» (снова
во главе эскадры) заплатил жизнью, Фёдор же Конюхов проделал её в одиночку
и остался жив. А сколько трудов и жизней стоили полюса Земли? Теперь же
Северный полюс объект пусть ещё и экстремального, но туризма! Да и на Южный
полюс уже идут туристы (правда, королевская кровь даёт известные преимущества).
Времена меняются!
В
оглавление