В.А. Коноваленко
В 2112-м
Стараниями «мирового сообщества» в лице СМИ календарь майя предсказал апокалипсис на декабрь 2012 года. Хотя этот прогноз, мягко говоря, оказался «не совсем точным» (и Земля, и род человеческий почему-то выжили), пророки конца света просто перенесли его на более поздние сроки. В числе ближайших угроз и космические (падение Апофиса), и геофизические (взрыв Йеллоустоунского супервулкана), и конспирологические (происки «мирового правительства»). Короче, если мы и выживем в ближайшие 20-30 лет, то только чудом!
Но допустим, что Апофис «ушёл в сторону Марса», Йеллоустоун снова уснул, а глобально-империалистические олигархи последовали примеру одного арабского шейха, раздали свои миллиарды, одели халаты дервишей и ушли искать истину. В итоге и Земля, и человечество с переменным благополучием прожили ещё 99 лет и дожили до 2112 года. Каким он может быть, 2112-й?
Прогнозыдело неблагодарное, прежде всего, потому, что строятся на экстраполяциях, а экстраполяции (линейные или экспоненциальные, гиперболические или гармонические) рано или поздно прерываются скачками, которые в математике называются «катастрофами». И хотя теоретически скачки не являются не предсказуемыми, однако в столь открытой многофакторной системе, какой является человеческое общество, не говоря уж о земной биосфере в целом, такие предсказания практически невозможны.
В итоге фантасты, экстраполируя будущее, то и дело «попадают пальцем в небо»: появляются, например, монстры в виде воздушного шара с дровяным отоплением на 10000 пассажиров (после полёта братьев Монгольфье) или пятиэтажное здание ЭВМ (всего каких-либо 40 лет тому назад). Поэтому мы априори откажемся от всяких экстраполяций и попробуем применить рекомендованный ещё академиком Артоболевским и хорошо известный изобретателям приём: найдём «помеху» и попытаемся её устранить.
Такой «помехой», по-видимому, может быть присущее всему живому противоречие двух инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода. Каждый вид живых существ разрешает это противоречие по-своему. Тигры, например, с целью самосохранения избегают контакта с сородичами, обеспечивая продолжение рода только кратковременными встречами в период спаривания. Копытные, напротив, для противостояния хищникам сбиваются в многочисленные стада, но зато вынуждены вести брачные, порой смертельные схватки.
Человек не тигр, но и не антилопа гну. Он «всеяден» во всех смыслах, в том числе и социально. Будучи стадным животным по происхождению,  он нуждается в общении и стремится создавать всякого рода сообществасемьи, племена и нации, сёла, города и государства, гильдии, кооперативы и холдинги и ... мегаполисы! Так легче обеспечить выживание.
В итоге: американские социологи составили очередной список крупнейших мегаполисов мира, включающий в себя 101 город. В 20 крупнейших из них проживает 227,3 млн. чел., что составляет более 3% всего населения Земли. А ведь есть ещё такое понятие, как мегалополискрайне урбанизированная, как правило, стихийно складывающаяся форма городского расселения в ряде стран, в которых имеются регионы с большими масштабами урбанизации. Впервые термин был применён для обозначения сплошной городской застройки (протяжённостью свыше 1000 км и шириной местами до 200 км) вдоль Атлантического побережья СШАсвязанных между собой агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона (населением 40 млн человек).

 Мегалополисы: Токайдо (слева), Босваш (в центре) и «Голубой банан» (справа)
По мнению некоторых футурологов 1970-х, к 2000-му году 150 млн. американцев (т. е. половина ожидаемого к тому времени населения США) должны были жить в трёх гигантских мегалополисах: в Босваше, Чипиттсе и в Сансане, что, как оказалось, недалеко от реальности. Мегалополисы существуют не только в США. Наиболее крупными и известными мегалополисами мира являются: Такая концентрация населения – гиперфункция инстинкта самосохранения, своего рода отголосок воспоминаний об охоте на мамонта. Но вот беда: районы мегалополисов – это самые загрязнённые регионы Земли, территории с практически полностью уничтоженной экологией, причём уничтоженной необратимо. Мегалополисы, помимо всего прочего, необратимо и невосстановимо уничтожают в себе и вокруг ту самую среду обитания, которая и должна была бы обеспечить выживание. Так, Всемирный фонд дикой природы утверждает, что дельта Янцзы является самым крупным источником загрязнений в Тихоокеанском регионе. Это что – неизбежное следствие роста численности человечества?
Однако, нет! Масса муравьёв на земном шаре в прямом физическом смысле, в кГ, примерно на порядок превосходит физическую массу людей (тоже в кГ), но несмотря на миллионы лет существования муравьёв, что-то не слышно об экологических проблемах в мирмикологии, чего, увы, нельзя сказать о людях. А ведь «в штуках» нас совсем мало по сравнению с муравьями.
Кроме того, урбанизация вступает в конфликт со вторым инстинктом инстинктом продолжения рода, который требует подбора партнёра, то есть выбора одного из нескольких. Легко быть «первым парнем на деревне», где других особей мужского пола в репродуктивном возрасте просто нет, гораздо труднее в городке и уж совсем иное дело в мегаполисе. Муравьям проще, правда, вряд ли нам подойдёт муравьиный способ продолжения рода. К тому же, брачных периодов у приматов нет, в отличие от большинства животных. Отсюда татуировки и пирсинг, «бентли» и яхты, погоня за деньгами и ... эгоцентризм! Ведь бриллианты и золотые «отхожие места» не являются жизненно необходимыми, да и вообще, ни один олигарх физически не может истратить своё достояние на личные нужды. «Прогореть» может, а вот «проесть»нет. Его миллиарды – всего лишь гипертрофированный и изуродованный до неопознаваемомсти «петушиный гребень»!
Итак, похоже, что основная «помеха» заключена между тягой к общению и постоянным стремлением выделиться. Можно ли её устранить? Безусловно, да! Нужно обеспечить возможность общения на расстоянии, тем самым прервать процесс урбанизации и начать процесс диссипации, расселения, прежде всего, мегаполисов, что возможно уже сейчас, при современном состоянии коммуникаций.
Более того, процесс «деурбанизации» спонтанно уже начался. ООН опубликовала список стремительно вымирающих городов мира. Подавляющее большинство позиций – 11 из 28 занимают российские мегаполисы. И главный из них – Нижний Новгород – он на 5 месте рейтинга. Эксперты посчитали, что к 2025 году город потеряет почти 12 процентов своего населения. На 6 месте Саратов – его население сократится на 11,5 процентов жителей. Попал в список и Петербург, он на 11 месте, через 12 лет население города убудет на 8,5%. Есть в списке Омск, Пермь, Самара, Уфа, Воронеж, Волгоград, Челябинск и Новосибирск. Что касается лидера, возглавляет рейтинг украинский Днепропетровск. Его скорость убывания к 2025 году равна почти 17 процентам. Помимо Гаваны, Сеула и Одессы, в рейтинг вошли три самых популярных итальянских города – Рим, Милан и Турин.
Это, на самом деле, и не удивительно. При наших просторах контраст жизни в небоскрёбе и коттедже особенно велик и физиологически, и психически. Необходимо только поддержать наметившуюся тенденцию и заменить вымирание расселением. Тогда Россия может стать лидером процесса деурбанизации, благо и природа у нас не до конца изуродована. По крайней мере, если и изувечена, то может быть реанимирована, чего нельзя сказать о Японии, Китае, США и Западной Европе.
А тягу к общению обеспечить техническими средствами, опытные образцы и мелкие серии которых уже существуют. Вот только короткое перечисление таких уже существующих средств: Иначе говоря, удалённый участник беседы (совещания) видит у себя то, что он видел бы, находясь на месте своего изображения. Это есть уже сейчас! За 99 лет все эти пока «зародыши» разовьются в полноценную систему коммуникации и обеспечат общение людей, разделённых сотнями и тысячами километров. Это и будет устранение той самой «помехи», о которой шла речь, то есть будет обеспечена инстинктивная тяга к общению без образования толпы, давящей на психику  и вызывающей неврозы, психозы, агрессию и ... блокирование репродуктивного инстинкта.
Полагаю, что к концу этого столетия на месте мегаполисов останутся археологические артефакты, а люди расселятся по Земле в соответствие со своими вкусами, пристрастиями и менталитетом.