В.А. Коноваленко,
В.А. Лященко
Мини ВГЭС
В 30-е годы прошлого века,
в период освоения СССР Северного морского пути, вдоль него располагалась
сеть полярных станций, выполняющих, прежде всего, метеонаблюдения. Обогревались
они, сжигая солярку, а свои радиостанции питали, как правило, «солдат-моторами».
Это было устройство вроде велосипеда, в котором вместо колеса стояла динамомашинка.
Полярник садился в седло, крутил педали и снабжал питанием радиостанцию.
На одной из станций зимовщики разрезали бочку из-под солярки вдоль, половинки
сместили по диаметру и укрепили на оси, как показано на рис. 1.
Рис. 1. Прототип винг-ротора
Затем к оси присоединили
динамомашину и обеспечили радиостанцию питанием, благо ветра в месте расположения
станции хватало. В отличие от обычных ВЭС устройство не требовало ориентации
по направлению ветра, да и практически никакого другого обслуживания. Впоследствии
идея полярников получила широкое распространение под названием «винг-ротора»
(хотя прототип скорее заслуживал названия «визг-ротор»).
Пожалуй, наиболее
оригинально применил винг-ротор Жак Ив Кусто, который установил на одном
из своих судов две «винг-мачты», приводивших во вращение ходовой винт,
обеспечив полную независимость направления движения судна от направления
ветра.
Однако у винг-ротора работает
только одна его половина, вторая, напротив, создаёт тормозящий момент,
хотя можно использовать динамику воздушного потока и заставить работать
обе части. Для этого вместо полусфер нужно использовать несимметрично отрезанную
часть цилиндрического параболоида, способную фокусировать воздушный поток
в побочной фокальной оси, как на рис. 2, на котором серым цветом показано
движение воздуха в таком крыле:
Рис. 2. Движение воздушного
потока в параболоидном крыле
Установив такие параболоиды
на горизонтальном диске так, чтобы соответствующие побочные фокальные оси
параболоидных лопастей совпадали с осью вращения диска, получим конструкцию,
показанную на рис. 3.
Рис. 3. Четырёхлопастной
«винг-диск»
В такой конструкции воздушный
поток (например, текущий сверху) попадает на правую лопасть, отражаясь
от неё, фокусируется на оси вращения диска, далее попадает на диаметрально
противоположную лопасть (слева), отражается от неё и создаёт нужный вращающий
момент и на этой лопасти. Видимо, четырёх лопастей, как это показано на
рис. 3, вполне достаточно, так как при большем количестве лопастей воздушные
потоки в центре диска будут налагаться, а лопасти затенять друг друга.
Рис. 4. МиниГЭС «торшер»
Оптимальные габариты, видимо,
будут близки к отношению диаметра конструкции к её высоте равной 3:1, однако,
это потребует экспериментальных измерений. «Винг-диск» значительно меньших
размеров может быть использован в водном потоке (ручье, небольшой реке)
в конструкции, названной авторами «торшер» и показанной на рис. 4. МиниВГЭС
предназначена для энергоснабжения отдельно стоящих зданий.