Архивные
материалы
Уфология и ВПК
Излюбленным неопознанным летающим
объектом уфологов ещё с середины 20-го века была и остаётся летающая тарелка.
Именно из неё, по многочисленным заявлениям уфологов, «выскакивали зелёные
человечки», они «похищали» землян, их «видели» сбиваемые с правильного
курса самолёты. Не будем спорить с адептами уфологии – логика и вера не
пересекаются и подобные споры бесперспективны. Просто предложим в качестве
информации недавно рассекреченные в США материалы:
Рис. 1. Изображение с сайта
blogs.archives.gov
Что это? Чертежи захваченного
американской разведкой инопланетного корабля? Да нет! В конце сентября
2012 года Национальный архив США опубликовал отрывок меморандума, датированного
июнем 1956 года, о разработке в интересах американских военно-воздушных
сил прототипа летающей тарелки.
Предполагалось,
что аппарат под кодовым названием «Проект 1794» сможет развивать сверхзвуковую
скорость и преодолевать почти две тысячи километров. Разработку аппарата
США поручили канадской авиастроительной компании Avro Aircraft и её ведущему
инженеру британцу Джону («Джеку») Фросту (John «Jack» Frost).
Дело в том, что канадская компания
к середине 1950-х годов уже успела зарекомендовать себя, сконструировав
неплохой истребитель-перехватчик CF-100. Сам же Фрост, пришедший в Avro
в 1947 году, ранее работал на британскую De Havilland, где, в частности,
разработал истребители Hornet и Vampire, а также экспериментальный самолёт
DH 108 (Swallow).
Рис. 2. Опытный образец
«Проекта 1794»
После прихода в Avro Джек Фрост
взялся усовершенствовать реактивный двигатель и повысить эффективность
его компрессора. В результате авиаконструктор придумал так называемый «блиноподобный
двигатель» («pancake engine»), в котором турбина через зубчатую передачу
приводила в движение компрессоры и реактивная струя выходила по всей окружности
двигателя. В условиях «холодной войны» США (одновременно и ряд других стран)
заинтересовались созданием летательных аппаратов с вертикальным взлётом
и посадкой, а двигатель Фроста, казалось, как нельзя лучше подходил для
таких целей.
Рис. 3. Схема одной из модификаций
двигателя Фроста
Первым прототипом летательного
аппарата с дискообразным двигателем Фроста стал Project Y. Сам аппарат
при этом имел форму штыка лопаты. Проект получил поддержку министерства
обороны Канады в размере 400 тысяч канадских долларов. К 1953 году Avro
представила деревянный макет летательного аппарата, и новость об этом широко
разошлась по средствам массовой информации. Более того, пошли слухи о планах
канадцев создать летающую тарелку. Тем не менее дальнейшего финансирования
Project Y не получил.
Рис. 4. Испытания Avrocar.
Фото из архива музея ВВС США
Зато интерес к разработкам Фроста
проявили ВВС США. Авиаконструктор продемонстрировал американцам преемника
«летающей лопаты» – Project Y-2. Аппарат имел дискообразную форму и использовал
для увеличения подъёмной силы «эффект Коанда». Основой аппарата также был
круглый двигатель с ротором (для подъёмной силы) и компрессорами (для создания
реактивной тяги).
При этом создаваемые
двигателем реактивные струи обтекали куполообразный корпус, что и должно
было придать тарелке огромную скорость и высоту полёта. Аппарат весил 1,36
тонны и имел максимальную взлётную массу в 2,52 тонны. В диаметре тарелка
достигала 5,5 метра, в высоту – чуть более метра. Силовая установка состояла
из трёх турбореактивных двигателей Continental J69-T-9. Экипаж корабля
– два человека.
Первый контракт на 750 тысяч
долларов Фрост получил в 1955 году. В 1956 году Avro вложила в разработку
летающей тарелки 2,6 миллиона долларов. Согласно рассекреченным документам,
ВВС США оценивали стоимость проекта в 3,16 миллиона долларов (сегодня это
составило бы около 26,6 миллиона долларов). На создание успешного прототипа
Avro отвели полтора-два года. При этом американцы рассчитывали, что летательный
аппарат сможет развивать скорость от трёх до четырёх чисел Маха (3200 –
4300 км/час), преодолевать свыше 1800 километров и подниматься на высоту
около 30 километров.
Рис. 5. Avro Aircraft VZ-9.
Фото пользователя Alvintrusty с сайта wikipedia.org
По оценкам разработчиков, VZ-9
мог развивать скорость свыше 480 километров в час, на практике же аппарат
удалось разогнать лишь до 56 километров в час. Проектная дальность полёта
аппарата – 1600 километров, практически тарелка преодолевала лишь 127 километров.
При проектном потолке в три километра аппарат смог подняться лишь на 91
сантиметр.
Что именно заставило
американцев отказаться от разработки прототипа после всего лишь нескольких
лет испытаний, до конца непонятно. По сути Фросту поручили создание не
просто очередного самолёта, а принципиально нового типа летательного аппарата,
и указанные в меморандуме «полтора-два года» – сроки совершенно нереальные.
По данным The Wire, проект другой
летающей тарелки был свёрнут в 1960 году ввиду того, что специалистам не
удалось добиться требуемой высоты полёта тарелки. Аппарат поднимался, в
среднем, на высоту человеческого роста. В процессе работ инженеры Avro
под руководством Джека Фроста разработали для США несколько версий летающей
тарелки (доподлинно известно о двух действующих прототипах). Несколько
испытательных полетов «Проекта 1794», также известного как Avrocar и VZ-9-AV
(обозначение ВВС США), даже сняли на видео.
Рис. 6. Испытания Aircraft
VZ-9
Аппарат довольно уверенно отрывался
от поверхности и держался на небольшой высоте, однако на стадии перехода
к полёту тарелку начинало болтать из стороны в сторону. По результатам
испытаний Project 1794 претерпел несколько доработок, но убедить американцев
продолжить финансирование Фросту не удалось. Официально США закрыли проект
в 1961 году. Понятно, что полёты опытных образцов «летающих тарелок», производимых
не военной фирмой с целью получить финансирование, трудно скрыть от посторонних,
зато «инопланетная легенда» – прекрасный камуфляж, породивший уфологию,
которая и возникла-то именно в период таких испытаний!
О планах США или
какой-либо другой страны вложиться в разработку современных летающих тарелок
пока неизвестно. Однако с учётом активного развития беспилотных систем
и робототехники можно с большой вероятностью предположить, что компактные
летающие тарелки в ближайшее время займут своё место в вооружении ведущих
стран мира. И снова уфологи получат маловразумительные доказательства «инопланетных
визитов».
Безусловно, идея создания летающей
тарелки в 1950-е годы была не нова. Над изобретением дискообразных летательных
аппаратов работали ещё инженеры Третьего рейха. В 1939 году проект летательного
аппарата в форме блюдца с вертикальным взлётом запатентовал авиаконструктор
компании Focke-Wulf Генрих Фокке (Heinrich Focke). Ещё один «летающий диск»,
получивший название АS-6, решил построить Артур Зак (Arthur Sack), но испытания
аппарата провалились. Кроме того, в 1950-е были опубликованы данные о якобы
успешных разработках нацистами сразу нескольких летающих тарелок, включая
«Диск Белонце» (летательный аппарат дисковидной формы, предположительно
созданный немецкими учёными в конце Второй мировой войны, о котором нет
никаких достоверных доказательств его существования) и «Летающий
блин Циммермана».
«Летающий блин»
Циммермана – летательный аппарат дисковидной формы, предположительно разработанный
немецким конструктором Генрихом Циммерманом и испытанный в 1942 – 1943
годах на полигоне Пенемюнде. Предположительно, был оснащён газотурбинными
двигателями и мог достигать горизонтальной скорости до 700 км/ч.
Внешне имел сходство с перевёрнутым
вверх дном тазом диаметром 5 – 6 метров, с каплевидной прозрачной кабиной
в центре корпуса. На земле опирался на небольшие резиновые шасси. Для взлёта
и горизонтального полёта, видимо, использовались управляемые сопла. Ввиду
невозможности точного регулирования тяги газотурбинных двигателей или по
каким-то другим причинам был очень неуклюжим в полёте.
Рис. 7. Предполагаемый вид
«Летающего блина Циммермана»
Утверждается, что об этом летательном
аппарате дали свидетельства девятнадцать бывших военнослужащих вермахта.
Осенью 1943 года они якобы наблюдали тестовые полёты какого-то «металлического
диска диаметром 5-6 м с каплевидной кабиной в центре». После разгрома Третьего
рейха чертежи, копии и свидетельства, якобы хранившиеся в сейфах Кейтеля,
обнаружены не были.