Предварение редакции. Одним из результативных упражнений для интеллекта издавна служили головоломки. В этом номере в «Дискуссионном клубе» мы публикуем подготовленную на основе идеи, высказанной заслуженным изобретателем Латвийской ССР, академиком РАЕН, Почётным академиком Международной Академии холода, чл.-корр. Инженерной Академии Санкт-Петербурга  Анатолием Ивановичем Азаровым, головоломку на тему вечного двигателя и надеемся на её обсуждение на страницах ВМ. 
ЭЛЕКТРОГРАВИТАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Человечество настойчиво и повсеместно ищет источники «чистой» энергии, заглядывая в недра и в атмосферу, в океан и космос. При этом поиск ведут специалисты, пребывающие внутри гигантского «склада энергии», – внутри гравитационного поля нашей планеты... Но поле тяжести Земли – это «консервативная» система сил (система консервативных сил). Не привлекая другие – «не гравитационные» силы, из неё невозможно однонаправленно и постоянно извлекать энергию (работу) для использования вовне. Сколько работы затратишь на подъём груза в поле тяжести, столько и получишь при опускании грузапри сближении центра тяжести груза с центром тяжести Земли... Это утверждение обосновано физикой и механикой и подтверждено многовековой практикой.
Известно, что в технике самые яркие и перспективные решения – это примеры успешного обхода каких-либо запретов – тех запретов, что первоначально казались «непреодолимыми». Многочисленные попытки не привели к появлению работоспособного «чисто гравитационного» двигателя. Припомним, например, легенду о тринадцати «самовращающихся» колесах Орфиреуса (Карла Элиаса Бесслера), якобы осуществлённых во времена Ньютона и Петра Первого. Эти «колёса» успешно прошли многодневную «инспекцию» компетентных современников-учёных, однако так никем и не были воспроизведены впоследствии... Однако, вопрос: «Неужели нельзя найти такое изобретательское решение, которое позволит обойти этот запрет, не нарушая его в принципе?» продолжает мучить очень многих, поэтому то и дело появляются конструкции с прокламируемым кпд более 100% (вот, к сожалению, подтверждения такого кпд встретить не удалось!).
Некоторые из известных предложений выглядят так, что кажется: «ещё немного, ещё чуть-чуть» и ... система заработает. (Заметим, что этого «чуть-чуть» не хватало и средневековым исследователям-алхимикам, заложившим начала современной науки...). В качестве иллюстраций приведём несколько хрестоматийных конструкций «гравитационных» вечных двигателей:

Рис. 1. «Классический» вечный двигатель

Рис. 2. Индийский или арабский вечный двигатель с небольшими косо закреплёнными сосудами, частично заполненными ртутью

Рис. 3. Гравитационный перпетуум мобиле Христофора Шейнера
Хотя «всё и так очевидно: нет и не может быть у такой задачи положительного решения!». Завершим вступление и, несмотря на сказанное, предложим вниманию читателя конструкцию, которая, по идее, может иметь кпд, не только близкий к 100%, но и превосходящий его.
Двигатель с «постоянно возобновляемым» эксцентриситетом (ДПВЭ)

Рис. 4. Электродвигатель – колесо с постоянно возобновляемым эксцентриситетом.
Внизу – пневмоцилиндр в разрезе (внутри электронагреватель).
Рассмотрим устройство, показанное на рис. 4. На валу с помощью пневмоцилиндров закреплены 4 дуги,  полученные разрезанием массивного металлического кольца – обода колеса. К валу и одной из дуг (на рис. 4 справа) подведено электрическое напряжение. Пневмоцилиндры выполнены из не электропроводного материала, а расположенные внутри цилиндров нагреватели находятся в электрическом контакте с валом и соответствующей дугой.
В положении, показанном на рисунке 4, ток от источника электроэнергии течёт по нагревателю, греет воздух в цилиндре, тем самым вызывая удлинение цилиндра, и сдвигает дугу вправо, смещая центр тяжести колеса. Возникший эксцентриситет вращает колесо (на рис. 4. по часовой стрелке). Когда колесо повернётся на 45 градусов, работающий нагреватель отключится, воздух в его пневмоцилиндре начнёт остывать, укорачивая цилиндр, а его место займёт нагреватель следующего пневмоцилиндра.
Затраты электроэнергии будут тем меньше, чем меньше нагреваемые массы (нагревателя, воздуха в цилиндре и самого цилиндра). В то же время вращающий момент колеса тем больше, чем массивнее кольцо. Разумеется, пневмоцилиндры должны быть хорошо теплоизолированы и от вала, и от дуг кольца, чтобы зря не тратить электроэнергию.
Вполне очевидно, что электроэнергия мигрирует от источника в окружающую среду и нагревает её, не создавая никаких сил электромагнитной природы. Механическую же работу совершает сила тяжести. Такое «непересечение» потоков энергии позволяет предположить, что соответствующим подбором параметров можно добиться, чтобы получаемая от колеса механическая работа превосходила затраты электроэнергии.
Предлагая вниманию читателя эту статью, просим ответить на три вопроса:
  1. Является ли ДПВЭ ещё одним вариантом вечного?
  2. Если ДА, то в чём ошибка?
  3. Если НЕТ, то откуда энергия?

Ответы просим присылать на E-mail: vak@aei.tu.neva.ru